Слава и столп Православной Церкви. Оксана Гаркавенко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодня на нашей книжной полке — наиболее полное, лучшее на сегодняшний день исследование, посвященное жизненному пути, пастырской и богословской деятельности «Всероссийского батюшки», как называли святого его современники.

Автор книги митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви XX века. В 1920 году он эмигрировал, после Великой Отечественной войны вернулся в СССР. С 1955 по 1958 год был на Саратовской кафедре (об этом непростом периоде его жизни см.: Просветов Р. «Я таков и теперь, каким был прежде»//Православие и современность. 2015. № 35 (51). С. 89–97).

Владыка Вениамин много писал, но об издании его богословских сочинений в те годы не могло быть и речи. И книга о святом праведном Иоанне Кронштадтском, как и другие произведения, многие десятилетия оставалась в машинописи. К тому же Кронштадтский пастырь крайне негативно оценивался советской пропагандой из-за своих консервативных, монархических воззрений. Между тем в верующем народе на протяжении советских десятилетий сохранялось почитание Кронштадтского праведника, свидетельством чего является его прославление в 1990 году — сразу, как только это стало возможно.

Автор книги познакомился с отцом Иоанном приблизительно в 1904 году, будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Уже тогда он, как, впрочем, и многие, понял масштаб личности «Всероссийского батюшки», которого он почитал на протяжении всей своей жизни. Книга «Отец Иоанн Кронштадтский», начатая еще в эмиграции и завершенная, видимо, в середине 1950-х годов, стала его последним, итоговым трудом.

Книга включает в себя биографические материалы, воспоминания современников, систематически изложенное учение Кронштадтского пастыря о важнейших вопросах христианской жизни, а также размышления владыки Вениамина над страницами дневника отца Иоанна. Представляя собою свод всей известной литературы о святом Иоанне, она является в то же время глубоко прочувствованным, личным повествованием.

***

Первая часть книги — биографический очерк «Жизнь отца Иоанна». Жизнь эта не была богата внешними событиями. Сын бедного псаломщика Ильи Сергиева из села Сура Пинежского уезда Архангельской губернии родился 19 октября 1829 года и получил образование сначала в Архангельском духовном училище, затем в семинарии. Как лучшего выпускника его направили учиться за казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Семья к тому времени осталась без отца, и студент Сергиев собирался отказаться от оказанной чести и начать служение, чтобы материально помогать родным. Но мать святого настояла, чтобы он окончил академию. Характер этой незаурядной женщины виден в эпизоде, случившемся, когда ее сын уже был священником. Во время Великого поста тот опасно заболел, и врачи требовали, чтобы он ел мясо или хотя бы рыбу для поддержания жизненных сил. Больной ответил, что сможет нарушить пост только по благословению матери. В Суру отправилось письмо с разъяснением обстоятельств, и вскоре пришел ответ: «Посылаю благословение, но скоромную пищу вкушать Великим постом не разрешаю ни в каком случае».

Окончив курс, кандидат богословия Иоанн Сергиев женился на Елизавете Несвицкой и стал священником в соборе во имя святого Андрея Первозванного в Кронштадте. Здесь он прослужил 53 года, до самой своей кончины 20 декабря 1908 года по старому стилю, или 2 января 1909-го по новому.

***

Через некоторое время после начала священнического служения отец Иоанн обретает известность, которая постепенно становится всероссийской. К кронштадтскому протоиерею едут из самых отдаленных уголков Российской империи. Писатель В. В. Розанов назвал его «народным священником, все дни коего протекали среди людской громады, среди шума, молвы и народного стечения, на улице и в частных домах… в делах милосердия, помощи и чуда. Иоанну Кронштадтскому дарована была высшая сила христианина — дар помогающей, исцеляющей молитвы, тот дар, о котором глухие легенды дошли до нас из далекого прошлого христианства и коего Россия XIX века была очевидцем-свидетелем».

Свидетельств о даре прозорливости отца Иоанна, о чудесных исцелениях по его молитвам собрано великое множество. Однако автор книги подчеркивает: «…описывая житие его, я, недостойный, не чувствую, чтобы именно в чудесах было его главное величие. Высота его была прежде всего в его духовных подвигах всей многолетней жизни, в его святости, в его вере, молитве, любви к Богу и людям… И если бы и совсем не было чудес в его жизни, он для нас всё равно был бы и великим, и святым».

В святости жизни отца Иоанна усомниться, казалось бы, невозможно. Почти на протяжении всего своего более чем полувекового священнического служения он ежедневно совершал Божественную литургию. Славился делами милосердия: к нему ежедневно поступали немалые суммы пожертвований, и все эти деньги отец Иоанн тут же раздавал нуждавшимся. Сам же довольствовался необходимым, все годы служения в Кронштадте прожил в одной и той же скромной квартире (в 1997 году в ней был создан мемориальный музей). Но всё это не заградило уста клеветников: с 1905 года, то есть со времени фактической отмены цензуры, со страниц либеральной прессы полились потоки грязной лжи. Какой-то В. Протопопов сочинил направленную против отца Иоанна пьесу «Черные вороны». Куда более известный Н. С. Лесков еще в 1890‑е годы написал повесть «Полунощники», где создал карикатурный образ ханжи, наделив его при этом узнаваемыми внешними черточками отца Иоанна. Отдельная большая тема — полемика Кронштадтского праведника с антицерковной публицистикой Л. Н. Толстого, тщившегося ниспровергнуть все истины православного вероучения, и злобные нападки толстовцев на «Всероссийского батюшку» за эту полемику… Некоторые из этих сюжетов митрополит Вениамин упоминает, говоря о скорбях отца Иоанна, но не придавая, впрочем, этой клеветнической кампании большого значения. Как и сам отец Иоанн, он убежден, что «крестное трудное житие есть удел всякого христианина».

***

Кончина «Всероссийского батюшки» была истинно христианской. В последний путь его провожали десятки тысяч людей разных сословий. Государь император сразу после смерти отца Иоанна прислал телеграмму: «Со всеми почитавшими протоиерея Иоанна оплакиваю его кончину». Святейший Синод постановил в сороковой день служить по всей Руси заупокойные Литургии и панихиды по почившем, а также «установить на будущее время ежегодно, в день кончины отца Иоанна, 20 декабря, поминовение его». Училищный совет при Синоде распорядился отпечатать и разослать по учебным заведениям портреты почившего, распространять его книги и жизнеописание. Кроме того, было предписано в семинариях «при прохождении практического руководства для пастырей вместе с изложением взгляда отцов и учителей Церкви на пастырство прилагать и воззрения отца Иоанна». Комментируя решение Синода, автор книги отмечает: «Вот куда вознесен был скромный Кронштадтский пастырь: в лик “отцов и учителей Церкви”. Для неканонизированного праведника это — предел высокого церковного признания! Так и церковная власть присоединилась к всенародному почитанию отца Иоанна — утвердила, закрепила, благословила и освятила всецерковное поминовение его как светильника Церкви и чудотворца — праведника, веря в его молитвы и предстательство пред Богом».

Публицист из газеты «Новое время» писал о кончине отца Иоанна: «Умер великий человек — воистину исключительный, можно сказать, единственный по близости к народному сердцу. Какие бы великие наши люди ни умирали — Достоевский, Тургенев, Чайковский, Менделеев,— их смерть производит впечатление лишь в небольшом культурном слое, совершенно не проникая в глубины народные. Гораздо обширнее чувствуется смерть замечательных полководцев Суворова или Скобелева, носителей народного героизма; но их имена всё же менее славны и почти чужды женской половине населения. Только святой объемлет всё воображение народное, всю любовь наиболее любящей половины нации — женщин… Ни один человек не сосредоточивал на себе такого всеобщего поклонения, как “Кронштадтский батюшка”… Отец Иоанн занимал более, чем кто-нибудь, психологический центр русской жизни».

Но еще при его жизни слава святого Иоанна перешагнула рубежи Российской империи. О нем сообщала европейская пресса; ему писали и Патриарх Антиохийский Мелетий, назвавший его «слава и столп Православной Церкви», и мальчик из Швеции, просивший молитв о своей больной маме… Не рассчитывая на публикацию своей книги в обозримом будущем, владыка Вениамин бережно и любовно собирал все доступные ему сведения об отце Иоанне, будучи уверенным в его святости и грядущем прославлении.

Настало время, и всё сбылось. В 2000-е годы книга митрополита Вениамина (Федченкова) «Отец Иоанн Кронштадтский» выходила неоднократно. Пятое издание (Санкт-Петербург, «Воскресение», 2014 год), представляемое нами, видимо, самое полное. Издание богато иллюстрировано и снабжено комментариями, составленными на основе архивных документов, часть которых публикуется впервые.

Газета «Православная вера» № 01 (548)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/slava-i-stolp-pravoslavnojj-cerkvi