Сказки нуждаются в защите... от "православных". Священник Алексий Плужников
Нуждаются, очень нуждаются. Если раньше всё православное нуждалось в защите от атеистического глумления, то теперь ситуация изменилась в обратную сторону: светскую культуру приходится защищать от православного фарисейства. Недаром подмечено: как только заканчиваются гонения на христиан, то некоторые христиане сами начинают мечтать о должности жандарма.
Одним из врагов для православных «педагогов» стала современная западная сказка. На Дж. Ролинг, автора «Гарри Поттера», выливаются цистерны грязи, обвинений в оккультизме, сатанизме, причём православные обличители сами просто трясутся от ненависти к очкастому мальчишке и его «матери», английской писательнице. Интернет полон гневных «антипоттеровских» статей, включаемых в разделы «Секты, сатанизм, колдовство...»!
Конечно, каждый человек имеет право на свою точку зрения, но вот только православный педагог, психолог не имеет права врать, передёргивать тексты, выдумывать «тайные сообщения, понятные для избранных», которыми якобы полны тексты Ролинг. Вот главная беда: своё невежество, свою неприязнь ко всему «неправославному» пытаются выдавать за праведный гнев борцов за истину. Такие новые «афанасии великие», сокрушающие мерзкого «ария» из Англии. Диакон Андрей Кураев – почти единственный, кто выступил в защиту сказки в своей полемической книге «Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой», где он подробно раскрывает всю ложь выпадов православных фарисеев. Кто интересуется данной проблемой, рекомендуем прочитать эту книгу.
Другим врагом, маститым «оккультистом», стал Дж. Р. Р. Толкин и его книги, особенно знаменитая трилогия: «Властелин колец». Среди православных даже возникло ругательство: толкинутость. Ругаться, конечно, легко и приятно, особенно, когда не читал самого Толкина и не задумывался о смысле его великих книг. Думается, стоит напомнить борцам с «оккультистом» Толкином, что он был профессором Оксфордского университета, знатоком древней литературы и мифологии, правоверным и очень ревностным католиком. Именно Толкин обратил в христианство своего лучшего друга – Клайва С. Льюиса, всем известного по «Хроникам Нарнии» и «Письмам Баламута». Задумайтесь только на минуту: ну неужели учитель великого апологета христианства, «анонимного православного» Льюиса – Толкин – мог писать оккультные книги?! Может, проблема не в нём, а в нашем невежестве?
Ошибка «ревнителей» в том, что они путаются в понятиях, в причинах и следствиях. Наличие «поттеровцев» и «толкинутых», подвинутых на магии и тайных знаниях, совершенно не имеет связи с замыслом книг Ролинг и Толкина. Помнится, некоторые пытались и святого Иоанна Кронштадтского упрекать за то, что по «его вине»(!) возникла секта «иоанновцев». Оттого, что некоторые не понимают значение сказки, её символики, совершенно не значит, что сказку надо отменить.
Христианская сказка – это не та сказка, где на каждой странице поминается Христос, молитва и батюшка. Христианская сказка – это труднейший жанр литературы, в котором создаётся тонкая атмосфера Божьего присутствия, но слово «Бог» может и ни разу не употребляться (оно и не должно употребляться, иначе само станет сказочным понятием о нереальном, т.е. «Бог» в сказке будет восприниматься как выдумка). Отсутствие чисто христианских понятий в сказках (в данном случае я имею в виду Ролинг и Толкина) есть признак целомудрия авторов, а не зложелания. Развитие сюжетов этих сказок строится по христианским нравственным критериям, точно так же, как и наша духовная жизнь. Обычные герои (часто маленькие и слабые: мальчишка Гарри с друзьями, хоббиты Фродо и Сэм) вступают в борьбу с великим, могущественным злом и побеждают, побеждают не за счёт силы своей магии, а путём напряжённой борьбы со злом внутри себя, путём жертвенной любви, упорством в достижении почти нереальной цели (победить вселенское зло!). И всё добро, какое есть в мире, все добрые существа приходят им на помощь. Казалось бы, безвыходные ситуации, временное торжество зла оборачиваются к торжеству добра. Бога не видно, но виден (конечно, если пытаемся увидеть!) Промысл Божий. И в итоге оказывается, что это могущественное зло имеет лишь призрачную силу и власть, и достаточно крепко противостать ему, не струсить – и зло растворится в бессильной ярости и исчезнет. Сказки Ролинг и Толкина – это притчи о духовной борьбе нашей души со злом, о том, что «дьявол борется с Богом, и место битвы – сердца людей».
Когда наши педагоги и психологи пытаются доказывать, что символы, используемые в этих сказках – однозначно оккультные и нехорошие, и вводятся авторами специально для того, чтобы приучить читателя мыслить в своих категориях, для того, чтобы эти символы возымели власть над душой читателя, то мне становится больно. Больно оттого, что наши «детоводители» не понимают элементарных основ культурологии и педагогики.
Символы, используемые в книгах Ролинг, (такие, как змеи, пауки, птица феникс, меч, зеркало, лабиринт, цвета и проч.) называют оккультными на том основании, что такие символы любят использовать в магии (Левичева Е. Метафизика «Гарри Поттера». Исследование.// www.voskres.ru 8 марта 2003 г.). Но простите, тогда и Библия ничем не отличается от Каббалы, ведь и в ней множество символов, которые используются в сатанизме и колдовстве! Возьмём некоторые только символы-параллели: змей-искуситель – и медный змей, и «будьте мудры, как змеи»; есть сеть, расставляемая врагом спасения – а есть сеть рыбаков-апостолов; есть меч –символ власти и убийства – и Христос говорит: «не мир, но меч я принёс»; есть лев-диавол, «рыкающий, ищущий кого поглотить» – а есть лев - символ евангелиста Марка (и Самого Христа в «Хрониках Нарнии» у Льюиса); есть чёрный цвет сил тьмы – а есть чёрные одежды монашества. Даже в символике имён, которой так любят потрясать ревнители: мол, по магической нумерологии, число имени Гарри Поттера – 11, «оккультное число» (та же Левичева)! Что ж, есть ещё и сатанинское 13-е число – а есть и 13 куполов на храмах (Христос и 12 апостолов).
Вот откуда у нас идёт идеология ИННщиков и кликуш: не ходите по перекрёсткам, не носите обувь, на подошве которой линии пересекаются под прямым углом! Наш Владыка Митрополит Герман на епархиальном собрании рассказал анекдот про одного чересчур благочестивого инока, который стал перешивать свои штаны, потому что швы на заднем месте пересекались крестообразно, а он не захотел «попирать» крест... Ах, перевёрнутый крест – какое кощунство, упадите в обморок! А ведь на таком кресте распяли апостола Петра, по его просьбе... (А на храме Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря г.Москвы (15 век) тоже верхняя часть креста длиннее нижней...).
Не берите налоговые номера, не читайте книжки, вдруг там будет 666-я страница!! Некоторые уже и Библию выпускают без этой страницы...
Символ внушает кликушам страх сам по себе, как осквернённая сущность, могущая нам повредить.
Кстати, о символике имён. Если повнимательней посмотреть Библию, то можно сделать интересные наблюдения: есть Иуда Искариот – а есть Иуда Иаковлев; есть Иуда, один из патриархов, потомком которого является Сам Христос. Есть Иисус Навин, есть Господь Иисус Христос – а был ещё и Иисус-первосвященник, убивший своего брата. О чём это говорит?
О многом. О том, что символ, имя – это пустой сосуд, который принимает любое содержание, которое в него нальёт автор. Но! Так же легко из этого сосуда вылить авторское наполнение и заполнить сосуд своим пониманием этого символа! Как сказал поэт:
«Так что такое красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?» (Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка»)
Прекрасно это понимали наши великие святые отцы 4-го века, которые получили блестящее философское образование в языческих школах и затем заставили этих философов, их категориальный аппарат работать на благо Церкви, на борьбу с ересями и тем же язычеством.
И современные философы (Делёз, Деррида) объясняли, что текст не существует сам по себе, он существует только в интерпретации, во взаимодействии с читателем, каждый читающий видит в тексте те символы, которые хочет увидеть. Есть такое выражение: «врёт, как очевидец». Да, некоторые хотят увидеть в Ролинг и Толкине сатанистов (одни – потому что сами хотят быть причастными к сатанизму; а другие, подобные нашим «борцам» с сатанизмом, всюду хотят видеть врагов, подступающих к крепости, именуемой «православная педагогика и воспитание», клацающих зубами и стремящихся отобрать наших невинных деток и бросить их в жерло «Огненной горы»), но вот другие почему-то стараются видеть и «нечто доброе» в этих сказках. Ведь и Евангелие при желании можно обвинить и за возникновение тысяч сект, крестовых походов, инквизиции и проч. «Книга – это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». (Лихтенберг / Философская афористика. М., 1996, с.508)
В итоге оказывается, что наше прочтение сказок Ролинг и Толкина гораздо больше говорит о нашей душе, а не о влиянии этих книг на души православных детей. Вот православные психологи (Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: стоп! (Православная газета для простых людей (г.Александров Владимирской обл.).-2002.-№6(36).)), полистав одну только книгу про юного волшебника, увидели сатанинское зло в этой английской сказке. А богослов и философ, диакон Андрей Кураев увидел в этих сказках светлые отблески. А я, православный священник, с замиранием сердца читал эти книги о мальчишке и его друзьях, о двух коротышках-хоббитах, и вздох облегчения вырывался, когда немыслимым образом добро и любовь разрушали власть тьмы. И по прочтении этих книг у меня осталось реальное переживание Божьего присутствия и света. И вся «магия» и «жестокости» этих сказок – это как чумазая рожица и сбитые коленки у весёлого мальчишки, прибежавшего с уличной «битвы». Кому как, а мне такие мальчишки гораздо больше по душе, чем прилизанные, «упитанные и воспитанные». И мы любим мальчишку, и понимаем, что ссадины и рваные рубашки – это необходимый атрибут счастливой мальчишеской жизни, и значит - «верные книжки ты в детстве прочёл». А если вместо мальчишки мы видим только грязь да рваньё, и с криком бежим «разбираться» с мамой и папой (с Ролинг и Толкином, например) тех хулиганов, с которыми сегодня дрался наш ненаглядный православный мальчуган – «значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём» (В.Высоцкий).
Да и вообще повторюсь: каждый выносит из чтения то, что у него уже есть в «сокровищнице сердца». Можно и читая Евангелие, стать атеистом и безумцем, как Лев Толстой. А мне, например, очень помогли прийти к Богу и детские (пионерско-безбожные) книги, и в юношестве – великие бунтари: Ницше, Камю, Сартр, Кафка.
От Бога и Церкви отвращают пошлость и глупость, вроде книжек, типа: «Что надо знать каждому православному мальчику (девочке)», где на протяжении сотни страниц папа с мамой «научно», «духовно» и «православно-педагогично» разъясняют чаду, откуда берутся дети...
Богу приятны герои, а не пошляки в платочках. Ему близки Иаков-богоборец и Савл-гонитель. Ему нужны великие души, а не те, про которых Данте сказал:
«Их свергло небо, не терпя пятна,
И пропасть ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.
Их память на земле не воскресима,
От них и суд, и милость отошли,
Они не стоят слов – взгляни и мимо!».
(Данте А. «Божественная комедия»)
Не надо казнить сказку и сказочников, они не виноваты, что мы стали слишком взрослыми. Мы научились критиковать и разучились сопереживать. Это бывает, но только не надо всё непонятное нам называть «сатанизмом», а свою сухость именовать «Православием». Ведь наши статьи, дорогие педагоги, это тоже зеркало...
Источник: Psevdo.net
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии