Символ веры: седьмой член. О Страшном суде и Царствии Небесном
Что значит «и паки грядущаго со славою»? Как Бог будет судить живых и мёртвых — вместе? Зачем вообще нужен этот суд? Что будет после? Отвечает протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.
«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца (И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца)».
Седьмой член Символа веры возвещают будущую встречу всего человечества со Спасителем. Христос недолго проповедовал на земле, Его служение длилось три с половиной года, после чего Он был распят, воскрес и вознёсся. Он не мог охватить Своей проповедью всю землю, да это и не было нужно. Он создал Церковь, Его дело продолжили апостолы, и христианство имеет вселенский масштаб.
И паки грядущаго со славою. В Деяниях святых апостолов о Вознесении Спасителя сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Мы верим не просто во Христа, Который когда-то жил, но во Христа, с Которым встретимся лично. Мы не видели Его, но это случится. Однажды мы увидим Спасителя, Который вновь придёт в окружении ангелов («снова грядущего со славою»). Он вернётся и обновит мир.
Судити живым и мертвым. Здесь говорится о Страшном суде. Пришествие Спасителя было предсказано в Ветхом Завете. В книге Иова есть пророчество: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Каким образом это получится у мёртвых? — они воскреснут. То есть прежде произойдёт всеобщее воскресение: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Господь призовёт всех к жизни, каким-то образом обновит каждого человека. Зачем это нужно? — Господь не создал человека для смерти. Она не входила в Его план. Человек не должен был умирать, для Бога каждая личность ценна, и Он каждого призовёт к жизни, как пророчествовал святой Иов, и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Зачем нужен суд? Почему нельзя без него обойтись? Я считаю, что для человечества он необходим. Мы все тянемся к справедливости, все хотят её. В мире много зла, человечество борется с ним, но неэффективно и часто его только преумножая. На Страшном Суде будет осуждено всякое зло, всякая неправда. Господь искоренит зло и неправду, и наступит та справедливость, которой все хотят, просят и ждут.
Господь будет судить живых и мёртвых — то есть и тех, и других одновременно? Как? Дело в том, что деление на живых и мёртвых весьма условное. Для отдела статистики загса, пожалуй, это важно, а для Бога — нет. Душа человека бессмертна, умирает только тело — прах земной, который к праху возвращается. Сам Спаситель говорил, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Душа жива. Человек — это нравственное существо, у нас есть свободная воля, и мы несём ответственность за свои поступки. В момент Страшного суда мы ответим за то, как распорядились свободной волей. Потому и будет Суд — из-за ответственности, которую с нас никто никогда не снимает. Не судят того, кто не имеет свободной воли. Мы её имеем.
Как будет происходить Страшный суд — сказать сложно, об этом известно очень мало. Моё частное мнение — наверное, это будет как на суде гражданском, когда обвиняемому даётся последнее слово, которое может существенно повлиять на решение суда. Я думаю, что это будет последний шанс покаяться. А те, кто не захочет пойти за Христом, пойдут в воскресение осуждения. Все люди грешны, но хочется верить, что нам будет дан последний шанс на покаяние.
Егоже Царствию не будет конца. Наступит благодатное Царство Небесное — то есть новый формат общения Бога и человека. Предназначенный человеку рай мы потеряли навсегда. Некоторые считают, что Царствие Небесное — это рай. Ничего подобного! Мы не можем вернуться в него, как не может человек вернуть то состояние, в котором находились Адам и Ева до грехопадения. Но Господь уготовал Царствие Небесное от сотворения мира любящим Его праведникам. Пророчество о нём содержится в 21 главе Откровения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Обновится всё творение Божие, и человек — как любимое творение — прежде всего. Не будет ничего, что делает нашу жизнь печальной, и такая жизнь будет бесконечной. Человек, скорее всего, будет не столько физическим, сколько духовным, и несмотря на то, что мы воскреснем телесно, мы не будем привязаны к материи, она не будет над нами довлеть. Но, конечно же, мы не знаем, как именно всё будет, потому что человек даже вообразить не может уготованного праведникам блаженства.
Записала Екатерина Щербакова
http://gorlovka-eparhia.com.ua/simvol-very-sedmoy-chlen-o-strashnom-sude...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии