Сие творите в Мое воспоминание
Мы продолжаем наши беседы о православном богослужении, о его истории, смысле и содержании с Алексеем Кашкиным, кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения».
Сегодняшнюю нашу беседу мы начнем с Тайной Вечери Господа нашего с учениками Его; с того момента, когда впервые в земной истории хлеб и вино стали Телом и Кровью; с установления Евхаристии. Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19),— сказал Господь, и с той поры христиане творят это — в каждом православном храме совершается Божественная литургия, центральное богослужение Церкви, за которым в Причащении Святых Даров происходит приобщение христиан ко Христу. Важно понимать, что само чудо, Таинство — преложение хлеба и вина — совершает Бог («Время сотворити Господеви, владыко, благослови»,— говорит диакон в самом начале Литургии), а люди делают то, что в их силах.
— Алексей Сергеевич, Божественная литургия, совершаемая в храме, совсем не похожа на трапезу в Сионской горнице. Ясно, что чинопоследование Литургии сформировалось исторически; но интересно, как все начиналось. Как причащались апостолы, их первые ученики?
— В Книге Деяний есть указание на то, что апостолы для совершения Евхаристии собирались по домам и именно там преломляли хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви (Деян. 2, 46–47). Это уже нечто совершенно новое по сравнению с еврейской традицией: христианство таким образом отделялось от иудейской синагоги. Однако о самых первых Литургиях, о древних чинопоследованиях Евхаристии нам практически ничего не известно. Большинство литургистов сходятся на том, что слова Господа, сказанные на Тайной Вечере, те слова, которые мы и сегодня слышим в храме во время Божественной литургии: приимите, ядите: сие есть Тело Мое(Мф. 26, 26; Мк. 14, 22); пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26, 27–28) — произносились во время этих священнодействий; что действия эти сопровождались благодарением и славословием. Большинство исследователей считает также, что молитвы во время Евхаристии первых христиан могли быть импровизациями. Церковь жила в харизматической атмосфере, строгих форм еще не было.
— И не было, конечно, ни престола, ни жертвенника; столов на Востоке тоже, как известно, не было; значит, просто устланная горница (ср.: Мк. 14, 15)…
— Да, и исследователи спорят о том, была ли Евхаристия соединена с агапой — традиционной трапезой любви, о которой, скорее всего, и говорится в Деяниях (см. выше, Деян. 2, 46–47). В Первом послании к Коринфянам апостол Павел описывает именно то, что называлось этим словом — агапа; однако нет сомнения, что он говорит и о Евхаристии, о Вечере Господней также (см.: 1 Кор. 11, 20–29). Не исключено, что в Коринфской, по крайней мере, Церкви, Евхаристия завершала агапу. Ближе к IV веку Евхаристия окончательно от агапы отделилась; агапа теряет богослужебное значение и становится лишь средством поддержания общения между членами общины.
— Произнести те слова, которые произносил Спаситель, «заместить» Его, разламывая хлеб, возливая вино, — это мог сделать любой из собравшихся христиан или кто-то определенный, избранный? Как и когда у христиан возникло священство, понятие о священном сане и литургической власти, данной не каждому?
— Из Апостольских посланий, из Книги Деяний мы узнаем, что уже в апостольские времена существовала церковная иерархия, хотя устойчивого терминологического различия между степенями священства не было. Например, диакон — в переводе с греческого «служитель» — это в общине первых христиан кто-то вроде завхоза, или распределителя пищи, или даже, возможно, социального работника, каковые и сегодня есть при храмах. Что касается высших степеней священства, в текстах Нового Завета мы находим термины «епископ» и «пресвитер», но не совсем понятно, есть ли между ними различие: термин «пресвитер» обозначает старшего человека в общине, потому пресвитерами могли называть епископов. В более позднее время общины христиан группируются вокруг епископа. Он, как правило, и есть совершитель Евхаристии. Епископу при совершении Евхаристии могли помогать пресвитер и диакон, но без епископа Евхаристия не совершалась. Право совершать Евхаристию у пресвитеров появляется лишь в III веке по Р.Х.
— И это уже исключительное право?
— Да; епископы делегируют пресвитерам часть своих духовных полномочий. Формируется традиция передачи литургической власти — власти совершить Евхаристию — через хиротонию, то есть буквально — через простирание рук. Так апостолы передавали власть епископам, епископы же — пресвитерам. Потребность была связана, возможно, с увеличением числа христианских общин.
— Из устланных по восточному обычаю горниц Евхаристия переместилась в храмы. Как это произошло?
— Строить храмы христиане начали только в IV веке, когда христианство стало легальной религией. Ранее были либо, как мы уже сказали, дома (главным образом дома богатых христиан), либо — в периоды гонений — места тайных собраний, катакомбы. В катакомбах погребали мучеников, и именно там Евхаристию начали совершать — на их гробах, над их останками. Что мы делаем до сих пор: частица мощей святого закладывается в основание престола и зашивается в антиминс, на котором совершается Евхаристия. Когда Церковь вышла из катакомб, христианам стали отдавать базилики — в Римской империи это были здания общественного предназначения, и для них была характерна определенная архитектура. Позже, когда базилик для богослужебного употребления стало не хватать, христиане начали строить свои храмы. Неслучайно самые ранние христианские храмы выстроены в стиле базилики, в частности базилика Мартириум, построенная вместе с более известной ротондой Воскресения Христова в 335 году в Иерусалиме святой равноапостольной царицей Еленой.
— И тогда, по всей видимости, начали формироваться чинопоследования Божественной литургии. Те, что совершаются в наших храмах сегодня, родились в IV веке — Литургии святителя Василия Великого и Иоанна Златоуста. Нам известны также более ранняя Литургия апостола Иакова и Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается только Великим постом. А ведь в Средние века, в эпоху святых отцов этих чинопоследований было гораздо больше…
— Конечно. В каждой Церкви — в Римской, скажем, или в Коптской — насчитывалось до десяти вариантов Литургии. Много различных видов Литургии бытовало на Востоке, в Азии. Многие из них не утрачены, известны нам сегодня, собраны в книги; некоторые, те, что появились ранее IV века, известны фрагментарно. Средневековые Литургии различались молитвословиями, последовательностью действий. В те времена ведь не было не только современных средств коммуникации — не было книгопечатания; рукописные книги имели весьма ограниченное хождение. Поэтому каждая Церковь существовала обособленно. Есть даже такая версия: христиане, жившие во враждебном (в языческом или, позднее VI века, в мусульманском) окружении, скрывали свой святой обряд от посторонних («Не бо врагом Твоим тайну повем…» — молитва Иоанна Златоуста). Но евангельские события, слова Христа, произнесенные Им в Сионской горнице, Его действия, Его смерть и Воскресение — это было непреложной истиной для всех. Отсюда — общее во всех Литургиях: установительные слова, преломление хлеба, благодарение (Евхаристия ведь и означает — «благодарение»).
— Не так давно в жизнь православных саратовцев вошла Литургия апостола Иакова; она совершается у нас в епархии раз в году, в день памяти апостола. А возможно ли сегодня совершение Литургии по одному из этих древних или средневековых чинопоследований?
— В принципе возможно, хотя устав этого не предусматривает: Литургия апостола Иакова тоже «неуставная», в Типиконе ее нет. В Церкви сегодня звучат предложения: в день памяти каждого святого «автора», составителя чинопоследования, служить Литургию по его чину. С моей точки зрения, это имело бы просветительское значение: люди знакомились бы со святыми отцами Церкви, с их духовным наследием, это обогащало бы сегодняшних христиан. Но, разумеется, это возможно лишь по благословению священноначалия, по детальном рассмотрении вопроса.
— Как и когда появилось разделение Божественной литургии на две части, вероучительную и мистическую: Литургию оглашенных и Литургию верных?
— Литургия верных — это как раз исконная, изначальная часть Литургии, чинопоследование начинало формироваться именно с нее — по принципу «от конца к началу». Точно так же и традиция Великого поста со всеми его богослужениями формируется, исходя от Пасхи: сначала — Страстная седмица, потом — Святая Четыредесятница и, наконец, недели, предшествующие Великому посту. Так и здесь: сначала свою строгую форму нашла Литургия верных, Евхаристия, затем Литургия оглашенных — потому что появились оглашенные, те, кто только еще готовился стать христианами. А потом уже и проскомидия стала обособленной частью Литургии: раньше хлеб для Бескровной Жертвы сами люди приносили в специальное помещение храма («предложение»), и во время великого входа этот хлеб переносили из предложения в алтарь, затем уже перед Причащением преломляли. Во времена Василия Великого и Иоанна Златоуста Литургия оглашенных начиналась с чтения Апостола. Сейчас Апостол сдвинут к концу Литургии оглашенных. В эпоху святителей чинопоследование не включало песнопений суточного круга: Литургия не зависела от того, в какой день седмицы она совершается. Антифоны, тропари, кондаки — все это добавлено достаточно поздно. Литургия оглашенных в том виде, в котором мы ее знаем, сформировалась в IX веке. Божественная литургия, таким образом, выросла из Евхаристии, как дерево из семени.
Фото священника Дионисия Каменщикова
Газета «Православная вера» №6 (506)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии