Шум, который в нас, — это отсутствие Бога, а не присутствие шума. Схиархимандрит Иоаким (Парр)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Схиархимандрит Иоаким (Парр)— Как начинать утро?

— Когда вы утром поднимаетесь, первое чувство и мысль, которые посетят вас, должны быть — благодарность, бесконечная благодарность Богу за то, что Он все еще дает вам жизнь. Неважно, в какой физической форме вы находитесь; важно, что происходит у вас в душе. После этого вы должны быть способны сказать: «Господи, Ты, а не я, мерило всего». И целый день вы должны напоминать себе, что вы здесь благодаря Богу; вы здесь для того, чтобы любить Бога; вы здесь для того, чтобы служить вашим сестрам и братьям. Центр всего, что с вами происходит, не вы. Если мы приучим себя думать таким образом, многое изменится.

Очень важна молитва — но такая молитва, которая совершается в духовном осознании присутствия Бога. Не слова важны — слова могут помочь, но дело не в словах. Вы должны очистить свою душу таким образом, чтобы вы перестали думать о себе. Вы должны думать о том, Кто такой Бог и что вы можете для Него сделать, чтобы Он вошел в вашу жизнь. Что вы можете сделать, чтобы порадовать Его? Что Он хочет от вас? Все это — вместо того, чтобы беспрестанно требовать: «Мне нужно это! Я хочу то!» Такое впечатление, что мы не верим, что Бог знает, что Ему делать, и думаем, что Он нуждается в том, чтобы мы Ему подсказали. Уверяю вас, Ему не нужна наша помощь. Мы нуждаемся в Его помощи и помощи друг друга.

Если вы верите в Евангелие, вы знаете, что каждый из нас в этой комнате находится к Богу настолько близко, насколько это только возможно на земле. Но любите ли вы каждого в этой комнате? Кем бы вы ни были, Бог привел вас сюда, потому что кому-то нужна ваша помощь. Может быть, вы ужасно тщеславны. Если и я тщеславен, то вы будете сводить меня с ума. Итак, ваше состояние напоминает мне о том, в чем должен исправляться я. Каждый показывает нам что-то, что нам необходимо увидеть.

Если бы вы были смертельно больны, и никто из врачей не смог бы вам помочь, а какой-то доктор вас все-таки вылечил бы, какова будет ваша реакция? Огромная благодарность! И вот, если к вам приходит ваша сестра и говорит: «Ну и ведьма же ты! Ну и сплетница же ты!», вы должны ответить «спасибо», потому что теперь вы выздоровеете, потому что вы знаете, какое у вас заболевание. Люди, которые раздражают нас больше всего, — это люди, которые напоминают нам о том, кем мы сами являемся, и нашей агрессивной реакцией мы пытаемся сказать, что это не мы. Но вы молчите…

—  Тишина — золото…

— Тишина — это не отсутствие чего-то. Тишина — это присутствие Бога. Если вы все вынесете из этой комнаты, всю мебель, шторы, а затем взорвете в комнате пустой надутый бумажный пакет, вы создадите очень много шума, потому что комната пуста. Но если вы наполните эту комнату водой до потолка, хлопка не будет слышно. Итак, шум, который в нас, — это отсутствие Бога, а не присутствие шума. Такую цельность, такую завершенность, которая есть присутствие Бога, получить очень сложно, пока мы столь озабочены сами собой.

—  Как определить, пора ли прощаться с человеком?

— Я думаю, что это всегда зависит от конкретных людей. Некоторые люди имеют великое терпение и великую благодать от Бога. Их близость к Богу и любовь простираются на их братьев и сестер. На Святой Горе был иеромонах Симеон, который говорил: «Разве нет у нас достаточной любви для того, чтобы нести немощи нашего брата, который не может любить? Неужели мы настолько ограничены, что мы должны просить его покинуть нас?! Если мы подлинно любим его и друг друга, он либо изменится и научится любить, либо он не сможет оставаться и уйдет сам». Это один из возможных подходов.

Есть люди, подлинную причину, по которой они пришли в монастырь, мы никогда не узнаем. Но я думаю, что мы должны, во-первых, быть христианской общиной прежде, чем мы станем монашеской общиной. Мы должны подлинно любить людей. Если вы видите, что страдает ваш брат или ваша сестра, не говорите, что они — невозможные люди, которые как репей прилипли к телу общины. Мы должны уметь любить их и знать: они страдают больше, чем мы. Будем терпеливы.

Бог присылает сюда людей. Мы не приводим сюда никого. Бог выбирает нас. Мы не выбираем Бога. Я стараюсь никого не отправлять из монастыря, кроме тех, с кем я должен так поступить. Что я отвечу Господу, когда на Страшном Суде Он спросит меня:

—   Я послал к тебе этого человека, но у тебя не было терпения, чтобы понести его немощи, и ты выгнал его?

Что я тогда отвечу? Он скажет мне:

—   И ты Мне здесь не нужен.

Вы скажете: а что если кто-то просто сумасшедший?

Матушка, мы все сумасшедшие, просто в разной степени. Каждый, кто совершает грех, душевнобольной. Как ты можешь грешить, несмотря на то что Бог дает тебе Свою благодать и Свою любовь? Значит, ты душевно болен.

Мир — страшное место, которое ломает и калечит людей, и многие приходят, пройдя очень не простой путь. Мы должны обладать достаточной любовью для того, чтобы дать им исцеление. Это нелегко, в особенности если мы не хотим, чтобы к нам приставали. «О, она сводит меня с ума!»

Я помню, к нам пришел человек, который оказался одним из самых требовательных людей, которых я когда-либо встречал. Я не мог никуда пойти без того, чтобы через несколько минут не встретиться с ним, потому что ему срочно требовалось поговорить. И он говорил, не останавливаясь, постоянно чего-то прося. Со свойственными мне большой любовью к людям и душевной щедростью, я в конечном итоге стал его избегать. И однажды перед службой я вдруг подумал: «Что я творю?! Это — Христос, и я бегу от Него!»

Тогда я нашел его, сделал перед ним земной поклон и сказал:

— Прости меня.

— Но за что? — удивился он.

— За то, что я тебя избегал, — ответил я.

— Но, батюшка, вы уделяете мне больше времени, чем кто бы то ни было еще!

И я тогда понял: я не имел представления о том, что в действительности происходило, из-за того, что я думал только о себе.

Мы постоянно думаем только о себе. Одна из сестер вашего, матушка игуменья, монастыря, — я не скажу, кто это, — рассказала мне о той брани, которую она имеет против вас. И я спросил ее:

— А молитесь ли вы за нее целый день?

— Нет…

— Что ж, — сказал я, — вот в этом-то и проблема.

— Но она не разговаривает со мной! — возразила сестра.

— А разговариваете ли вы с ней? — спросил я.

— Нет…

— Как же так? Молитесь за нее, она — ваша мать! Эти ситуации мы создаем сами, подгоняя жизнь под сконструированные нами сценарии. Вместо этого мы должны принимать каждого таким, какие они есть, и любить их, а Бог поможет им расцвести. Единственное, что способно поменять вас, и единственное, что меняет всех остальных, — это любовь, ничто другое. Бог настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного.

Как почувствовать, что Господь принял твое покаяние?

— Дело не в чувствах. Дело в вере. Господь говорит, что Он простит, если вы попросите, и вся ваша жизнь зависит только от этого слова. Только от этого слова — ни от чего бы то ни было, что вы видите или чувствуете, но от того, верите ли вы Ему. Верьте — и вы будете спасены. Чувства же легко могут ввести нас в заблуждение.

Зачем же нам тогда даны чувства? Как мы можем их использовать?

— Чувства имеют ценность только тогда, когда они основаны на реальности. Например, вы говорите игуменье, что вы страшитесь выходить из дома, потому что вы боитесь, что звезды попадают на вас с неба и убьют. Ваш страх реален, вы действительно испуганы. Чувства эти очень сильны, но они основаны на вымысле, а не на реальности.

Очень сложно находясь в грехе и состоянии падения ясно смотреть на мир духовными очами. Адамово грехопадение помрачило нашу способность видеть, а наш личный грех еще более ее ослабил. Евангелие говорит: только чистые сердцем узрят Бога (см.: Мф 5, 8). Наше же сердце нечисто. Мы не можем видеть мир духовно. Поэтому у нас есть духовные отцы, матери, игумены, игуменьи, которые могут нам показать то, что мы не можем увидеть сами.

Фрагмент беседы в Константино-Еленинском женском монастыре из книги «Беседы на Русской земле»

http://russned.ru/hristianstvo/shum-kotoryiy-v-nas-eto-otsutstvie-boga-a-ne-prisutstvie-shuma