Школьные сочинения будет проверять искусственный интеллект. Анастасия Миронова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Ну, за интеллект!

Наших школьников после Нового года ждет совершенно новая реальность. Теперь их сочинения будет проверять искусственный интеллект. Причем, он станет оценивать не только ошибки, но и… общий смысл текста. И решать, правильный смысл или не очень.

А я помню, как сдавала выпускной экзамен по истории: мне в билете попались вопросы о значении и последствиях битвы под Аустерлицем, а также Бородинского сражения для исхода наполеоновских войн. Как же повезло, что меня тогда слушали живые люди, которые могли оценить глубину и широту моих познаний, от истории сражений до романа «Война и мир» и книг Эдмона Лепеллетье! Если бы меня проверяла нейросеть, удивилась ли бы она, что 16-летняя девочка много читает? А как бы ИИ смог оценить каверзность самого вопроса о последствиях этих битв? Ведь только отличники знали, что вопрос с подвохом. Какое значение для российского общества, к примеру, имел Аустерлиц? Было это поражение деморализующим или наоборот? Уныло русское дворянство тогда или воспряло духом? Кто из историков прав в оценке потерь союзных армий?

А Бородино? Можно ли в пяти предложениях ответить, победа это была или поражение? Французы, между прочим, Бородинское сражение записывают в перечень величайших побед своего оружия. Но знают об этом только школьники, которые много читают. И оценить их знания могут лишь живые учителя, тоже читающие книжки.

С системой ЕГЭ это стало недоступным. Я видела в разные годы экзаменационные вопросы про Бородино. Как можно ответить на этот вопрос в рамках теста или даже минисочинения, которое будет проверяться в потоке сотен тысяч других?

Почти три года назад в The New York Times вышла статья, подводящая итоги разговорам об элитаризации живого образования: журнал декларировал приход эпохи онлайна-обучения, которое стало уделом для необеспеченных масс. Тогда было объявлено, что живое образование, получаемое в настоящей аудитории или школе и за партой, становится все более дорогим, поэтому люди, не относящиеся к топ-классу, вынуждены выбирать для детей онлайн-обучение, потому что, во-первых, оно дешевле, во-вторых, с каждым годом все меньше выпускников могут себе позволить учиться, не работая: на зарплату родителей ребенка средней семьей уже не выучить даже до уровня собственного образования. Поэтому продавцы онлайн-обучения придумали, будто оно ничуть не хуже обычного, да вдобавок помогает экономить время, которое студент потратит на работу. На самом же деле онлайн-университеты и университетские курсы в интернете это либо эрзац-образование, либо развлекательная добавка к классическому обучению.

Тогда журналисты, социологи, антропологи предсказывали резкое оттеснение людей низкого и даже среднего достатка от управления, научной деятельности, большого бизнеса, ведь они не смогут получить хорошее образование, а будут вместо него довольствоваться онлайн-суррогатом.

О том, что к образованию будет привлечен искусственный интеллект, тогда не говорили: даже в наиболее дерзких своих прогнозах критики сложившейся системы предполагали, что и тот самый образовательный суррогат через всякие площадки, вроде Coursera, будет обслуживаться реальными людьми с хоть какими-то знаниями и вариативностью мышления. Хотя на самом деле даже проверка результатов все больше заменяется машинной работой. К примеру, живые вступительные экзамены в США остались только на самых востребованных направлениях самых высокорейтинговых университетов. У нас — тоже, одно время было всего несколько вузов, которые устраивали самостоятельные экзамены. И очевидно, что это была элита, а сдача экзамена живому человеку стала элитарной услугой. С будущего года наши вузы будут свободнее в назначении собственных экзаменов. Вроде бы, немного доступ к живому педагогу выравнивается, однако теперь у нас искусственный интеллект придумали привлекать. Не одно, так другое!

Нейросеть будет проверять сочинения? Серьезно? Нам говорят, что это позволит учителям более эффективно выявлять ошибки. Простите, а, может, надо просто учителей менять, которые сами выявлять ошибки не в состоянии? У них в сравнении с остальным народом какие-то уже космические доходы. Недавно Собянин рассказал, что средняя зарплата предметников в школе составила 125 тысяч рублей. Что, за такие деньги не научиться находить ошибки? Если и впрямь они не в состоянии, тогда надо не ИИ внедрять, а учителей менять в заведениях. Уверена, что в стране найдется достаточно грамотных людей с профильным образованием, кто за 125 тысяч в месяц, кучу субсидий и льготную ипотеку сможет учить ребятишек грамотности с помощью своего, а не искусственного интеллекта.

Говорят, учителя завалены бюрократической работой: мол, все пишут какие-то планы, отчеты. Извините, я это слышу тридцать лет. Вернее, слышу-то, вероятно, с рождения, но помню эти разговоры где-то года с 1991-го: что и у учителей в школах, и у преподавателей в университетах завал бумажной работы. Даже мастера ПТУ жалуются на «бюрократию».

Только сдается мне, что это все из того же ряда стенания, что жалобы родителей, которые якобы до ночи всей семьей делают домашние задания. И у которых без репетиторов «никуда не поступить». И в мою молодость были такие, уверенные, что школьную программу не потянуть, что «эти валентности» никому не нужны, а в университет берут только отличников и лишь по блату. Так всегда говорили родители троечников, сами троечники.

Теперь у меня самой ребенок в школе, когда я слышу, что чьи-то первоклассники до ночи делают домашние задания, да еще с родителями, я понимаю, что передо мной обыкновенный нытик, троечник, отец троечника.

Поэтому и жалобы учителей на завалы делю минимум на два: сколько сейчас электронных систем, которые упрощают им работу! Чего им не хватает?

В моем детстве учителя собирали после детей недоеденные порции, ели сами, носили домой, штопали чулки, шерстяные кардиганы брили от катышек лезвием «Спутник» и подкладывали бумагу в чужие туфли-лодочки, если свои изнашивались, а денег на новые не было. О, боже, какие у нас были раньше учителя: затюканные, задерганные, измученные безденежьем, сидели чуть ли не в голых стенах, тетради порой ученикам за свой счет покупали. Поломка школьной указки приводила к дыре в учительском семейном бюджете.

Но при этом сочинения они проверяли сами! Читали, выписывали ошибки. Они знали словарный запас каждого ученика, отслеживали развитие речи, могли оценить общую эрудицию, скорость письма, моторику.

Сегодняшним сытым учительницам с хорошими зарплатами все это делать лень?

Кто за что, а я лично в новогоднюю ночь подниму бокал шампанского и за то, чтобы на век моей дочки хватило живых учителей, которые бы нашли время прочитать детское сочинение.

Источник