ШКОЛЬНИКИ ВТОРОГО СОРТА, или еще раз о том, почему мы не «пилоты». Михаил Архангельский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В школе

«Департамент образования Москвы ведет дискриминационную политику в отношении православных школ», – утверждают представители Ассоциации православных экспертов. При этом формально доказать это оказалось довольно трудно. Имея все основания для того, чтобы обеспечить равные права для государственного и негосударственного секторов образования, чиновники, кажется, изобретают всевозможные средства, чтобы этого не делать.

Школы, где преподавание истории, биологии, литературы и других предметов ведется на основе христианского мировоззрения, ежегодно получают в 1,5 – 2 раза меньше денег, чем государственные. Внимание  общественности привлек, прежде всего, норматив финансирования негосударственных школ, который, кажется, специально был установлен для того, чтобы указать негосударственным школам на их «второсортность». В Ассоциации не исключают также, что результатом «игры на разнице» нормативов на счетах Департамента каждый год могут оставаться «лишние» деньги.

«Равные права» граждан  при неравном финансировании. Возможно ли?
На сегодняшний день норматив финансирования для учащихся государственных школ в среднем составляет от 80 000 до 120 000 рублей в год на одного ребенка. Перед началом учебного года Департамент образования у всех без исключения образовательных учреждений запрашивает данные о предполагаемом количестве детей. Эти сведения становятся основанием для того, чтобы на каждого (!) московского школьника (гражданина РФ, чьи родители являются налогоплательщиками и имеют право на равные условия субсидирования из бюджета при реализации их права на образование)  резервировать определенное количество средств.  Департамент образования г. Москвы не является в этом случае собственником получаемых денег – он распорядитель средств, но при этом почему-то передает школьникам негосударственных образовательных учреждений только их часть.
Доказательная логика этого факта довольно проста. Если учащийся в середине года переходит из негосударственной школы в государственную, то та школа, в которую он перешёл, автоматически получает на него средства по нормативу, установленному для государственных школ. Если же ученик, наоборот, перешёл в негосударственную школу из государственной, то негосударственной школе достаётся сумма в полтора – два раза меньшая, чем была выделена на его обучение в государственной школе.
Вы спросите, как это может быть? Да просто Департамент образования г. Москвы определил норматив финансирования для негосударственных школ в размере 63 112 рублей, в то время как для государственных – от 84370 рублей (для учащихся младшей школы) до 123330 рублей (для старшеклассников). Если  взять среднее число 100 000 от  двух последних величин и провести несложные арифметические  действия, то станет понятно, что на каждом ребенке из негосударственной школы Департамент образования «экономит» свыше 40 тысяч рублей!
Известно, что в негосударственном секторе образования учатся примерно 25 000 детей. Перемножив эти две цифры, обнаружим, что около 1 миллиарда рублей недополучают дети из негосударственных школ.  Напомним, что все православные школы  г.  Москвы являются негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

«Государственная политика в области образования» - что это такое?
Почему эта тема заинтересовала Ассоциацию православных экспертов?
Дело в том, что аккредитованные и лицензированные православные школы, которые именно по причине недофинансирования оказались сегодня на грани вымирания, составляют примерно пятую часть от общего числа всех негосударственных общеобразовательных учреждений. И хотя сотрудники Департамента на словах постоянно подчеркивают особое значение школ негосударственного сектора, но на деле православные школьники превратились в граждан второго сорта. Для коммерческих образовательных учреждений размер субсидии, возможно, и не имеет особого значения, но для школ, где обучаются в основном дети из многодетных  и малоимущих семей – это верная гибель.
Такая ситуация вызывает тем большее недоумение в свете последних событий, что 24 апреля 2012 г. между Русской Православной Церковью и Департаментом образования г. Москвы было подписано соглашение о сотрудничестве. Как красиво это выглядит на бумаге! В частности в пункте 4 данного соглашения было зафиксировано: «В рамках соглашения Департамент реализует государственную политику в области образования в отношении негосударственных православных общеобразовательных учреждений, оказывает содействие их деятельности ». Для любого церковного человека такое соглашение - прекрасный повод от души порадоваться движению власти навстречу духовному возрождению Отечества: наконец, государственная политика в отношении православных школ будет-таки реализована.
И кто мог бы сомневаться в таком подходе? Ведь все последние политические  события в отношении православного образования более чем благоприятны. На выборах Президента победил православный христианин Владимир Путин, которого Церковь активно поддержала. На мартовской встрече в Даниловом монастыре с российскими духовными лидерами Владимир Владимирович, тогда еще кандидат в Президенты, говорил о необходимости уравнивания в правах негосударственных религиозных школ с государственными .
Директивы тогдашнего премьера, а ныне Президента РФ, озвученные в Даниловом монастыре, были очень положительно восприняты православной общественностью,  в том числе и как ответ на письмо Святейшего Патриарха Кирилла  московскому мэру Сергею Собянину , в котором Патриарх просил исправить ухудшающуюся  ситуацию в отношении московских православных школ.
В день подписания соглашения глава Департамента образования г. Москвы И.И. Калина несколькими часами ранее встречался с директорами негосударственных школ на совещании, посвященном открытию нового информационного портала. Коллеги, собравшиеся по этому важному случаю, конечно же, надеялись поговорить с главой Департамента и о наболевшем  –  о причинах низкого норматива финансирования, установленного для учащихся НОУ. Ведь с 1 июля 2012 года должны были вступить в силу поправки к закону об образовании. И в течение предыдущих двух лет на вопрос о причинах низкого норматива для НОУ и отсутствия финансирования дошкольного образования в негосударственных школах, чиновники от образования отвечали, что вот, мол, выйдет новый закон, тогда все встанет на свои места. Именно поправки к закону должны были обеспечить равенство в вопросах финансирования государственных и негосударственных школ. Однако с недавнего времени ситуация почему-то изменилась, и формулировка в законе «в соответствии с нормативом» стала означать, что норматив финансирования для НОУ в 1,5 – 2 раза ниже, чем для ГОУ (государственных общеобразовательных учреждений). Более того, такой норматив, кажется, специально был изобретен для частных школ. Во всяком случае статуса государственной школы, к которому приравняли НОУ –  «ГОУ, находящееся в ведении Департамента образования города Москвы» – в перечне статусов вообще не существует.
Поразительно и то, что Департамент образования г. Москвы проигнорировал  и поручение тогдашнего Президента России Дмитрия Медведева об уравнивании в правах государственного и негосударственного образования, опубликованное на официальном правительственном сайте. Может, чиновники ведомства господина Калины просто хотели продемонстрировать свое отношение к указаниям Дмитрия Анатольевича? Но ничего не изменилось и  с возвращением в президентское кресло Владимира Владимировича. Или Департамент образования Москвы при любом Президенте считает, что Кремль и Белый дом Департаменту вовсе не указ и Москва может жить по своим законам, ограничивая в правах и дискриминируя учащихся и педагогов негосударственных школ?

Обманули Патриарха?
Впрочем, не только президентские поручения игнорируют московские чиновники. Отвечая на письма Патриарха Кирилла и директоров школ о причинах столь низкого норматива финансирования, установленного для НОУ, сотрудники Департамента сообщили, что нормативы финансирования одинаковы для государственных и негосударственных школ, но вот есть-де в Москве образовательные учреждения, включенные в так называемый пилотный проект, и специально для них установлен иной (повышенный) норматив финансирования. Только почему-то не уточнили при этом, что к сентябрю государственных школ не участвующих в пилотном проекте практически не осталось. Это означает, что государственных школ, финансируемых по нормативу 63112 рублей в год, в столице фактически не существует. На просьбу директоров православных школ включить их НОУ в пилотный проект или присвоить статус социально ориентированных (что, возможно, тоже могло бы повлиять на увеличение норматива) в Департаменте образования неизменно отвечали, что «финансирование осуществляется, норматив установлен».  И точка.
Получается, что подписывая договор с Русской Православной Церковью, Исаак Иосифович Калина под сотрудничеством имел в виду вовсе не то, о чем говорили в своих выступлениях Владимир Путин и Патриарх Кирилл . Напомним, что на XX Рождественских образовательных чтениях Предстоятель Церкви призвал законодателей «развить насущно необходимую нормативно-правовую базу для бюджетной поддержки православных школ». Ничего не скажешь, достойный ответ продемонстрировали московские чиновники на призывы первых лиц государства!
Но ведь соглашение было подписано обеими сторонами,  возразит нам вдумчивый читатель. И, следовательно, представители церковной общественности могли бы как минимум ознакомиться с его текстом и, если что-то их не устраивало, просто не подписывать этот документ. Увы, как сообщили нам в Совете православных школ Москвы, важнейшие для школ пункты были просто-напросто исключены из текста соглашения. По настоянию сотрудников Департамента!

Старые вопросы для нового Министра
Об этом и хотели поговорить с господином Калиной директора православных московских школ на апрельской встрече. Но глава Департамента, оставив своих заместителей отвечать на неудобные вопросы, уехал подписывать то самое соглашение, в котором пообещал реализовать «государственную политику в области образования в отношении негосударственных православных общеобразовательных учреждений» и оказывать «содействие их деятельности».
И потому остался ряд вопросов, которые, правда, не совсем понятно кому задавать. То ли самому главе Департамента образования г. Москвы господину Калине? То ли новому министру образования господину Ливанову? То ли Премьеру, который уже ратовал за уравнивание в правах государственных и негосударственных школ?

Итак, остаются вопросы:
1.      На каком основании православные школы были лишены возможности участвовать в «пилотном проекте», ведь в документах, касающихся этого проекта, ничего не сказано о том, что он был создан лишь для государственных школ? Напомним, что родители учащихся государственных и негосударственных школ в одинаковой степени являются гражданами  России, платят налоги и имеют равные права на образование.
2.      И зачем потребовалось вводить в заблуждение Патриарха, подписывая соглашение, которое чиновники Департамента образования г. Москвы считают необязательным для исполнения, равно как и императивы Президента России

PS

Недавно в Государственной Думе РФ состоялось первое чтение проекта нового закона «Об образовании». В полном соответствии с логикой, руководившей до сих пор всеми законотворческими инициативами  чиновников от образования, формулировки статей,  определяющих нормы и размер гарантированного бюджетного финансирования для негосударственных школ, сформулированы столь неоднозначно, что не просто сохраняют, а где-то даже открывают ещё большие возможности для злоупотреблений на местах по сравнению с действующим законом.

Для того, чтобы исключить в будущем любые возможности для злоупотреблений и несправедливости, необходимо закрепить в новом законе «Об образовании» однозначные и недвусмысленные нормы, раз и навсегда гарантирующие подлинное равенство учащихся православных и государственных школ.

Потому наилучшим решением данной проблемы на федеральном уровне могло бы стать поручение Президента о разработке и включении в проект нового закона отдельного положения о конфессиональных школах, созданных с участием и по инициативе традиционных российских конфессий, и законодательном обеспечении их подлинного и полного равенства с государственными школам по всем возможным статьям и параметрам.  Для этого будет необходимо включение представителей церковно-юридических служб и представителей совета православных школ в рабочую группу по разработке поправок к проекту нового закона и последующего принятия этих поправок в процессе очередного его чтения в Госдуме.


Источник: Радонеж