Шестой и седьмой дни Творения мира. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы видим, как Церковь нас мудро ведет, показывает нам во всех подробностях с каждой стороны величие Бога. Сегодня мы завершаем повествование о том, как появился мир. Мы поговорим о шестом и о седьмом днях Творения. О пятнице — дне, который завершил все Творение, и о субботе, получившей название дня покоя. В шестой день, когда были сотворены звери, земля принесла плод жизни, обладающий чувствами, движениями, но не обладающий еще разумом. Господь как бы прерывается, говоря о создании мира, и начинает советоваться Сам с Собою. Почему? Дело в том, что Господь решил сделать удивительный, немыслимый гибрид. Он решил связать две Вселенные: мир видимый, вещественный, и мир, который не ощущается органами чувств, который называется миром невидимым, или умопостигаемым. Господь решил связать вместе эти два мира, сотворив плотоносного, млекопитающего ангела. Млекопитающий ангел? Удивительное сочетание решил создать Бог! Он решил, показав Свою красоту и могущество в мире невидимом, сотворив сначала блаженных духов, похожих на Него, хотя, конечно, далеко отстоящих от Его великолепия, сотворить мир, совершенно на Него не похожий, — мир материи. И решил Господь связать эти два мира и создать некоего нового поклонника себе, как говорит Иоанн Дамаскин. Удивительного поклонника, соединившего в себе величие и низость. И Господь творит некое живое существо, некий автопортрет. Творит его Своими собственными руками из праха и души.

Господь говорит, обращаясь к Кому-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Бог Отец обращается к Богу Сыну и Богу Духу Святому. Пускай он властвует над зверями полевыми, над гадами, пресмыкающимися по земле, над птицами небесными и пускай он управляет материальным миром. Господь, таким образом, решил создать не просто управителя в этом мире, а живой образ власти над землей. Ведь Бог по природе Своей обладает властью над миром. Бог черпает власть от Самого Себя. Он суверенный и настоящий источник Самого Себя. Он Владыка всего, потому что Он сотворил все. И вот поэтому Господь решил сделать похожее на Себя существо, которое должно властвовать над миром.

С чего должна начинаться власть? С власти над собой, и поэтому Он создал человека по образу Своему, т.е. по образу Господа Иисуса Христа. Ведь Иисус Христос есть вечный образ Бога Отца, Господь недаром сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9) — в Святом Евангелии об этом прямо сказано. И поэтому по Христу, по вечному Сыну Небесного Отца, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой создает человека. И дает ему задание стать подобием вечного подобия Бога Отца. Вечным подобием Бога Отца является Господь Бог Дух Святой, и поэтому человек должен стать святым, чтобы уподобиться Святому Духу. В человека закладывается этот удивительный дар Бога — и как дар, и как задание. Человек действительно велик, но не потому, что он микромир. Древние мудрецы и многие современные люди говорят, что величие человека в том, что в нем соединяется все. Это правда, и в этом действительно проявилась великолепная рука Бога. Представьте себе, что мы с вами имеем нечто и от камней, мы имеем в себе некие реки, которые в нас текут. Если на планете Земля есть реки из воды, то у нас есть реки, которые снабжают нас жидкостью — кровью, текущие по специальным руслам, которые очень красиво и премудро вложил в нас Господь Бог. Если посмотреть на устройство нашего тела, мы увидим удивительнейшую картину! Мы увидим мозг, центр разумной деятельности. Более тонко организованной материи, чем наш мозг, во Вселенной нет. И это поразительное устройство, которое помогает душе общаться с телом, которое вырабатывает мысль, при помощи которого душа управляет телом, — это устройство защищено, как некоей крепостью, черепной коробкой. Такая сложность не могла появиться сама собой!

У нас есть органы чувств, которые дают нам возможность воспринимать мир. Когда мы благодарим Бога после Причастия, то говорим: «Просвети наших чувств простое вещество». Что значит «простое»? Все наши органы чувств передают нам целостную картину. У пьяного, бывает, нарушается чувство, он видит две двери вместо одной, десять окон вместо пяти. А у нормального человека все органы показывают единую общую картину.

Кто великий настройщик этого? Конечно же, Великий Бог, вложивший в нас наши светила — глаза, позволяющие увидеть свет мира, дал возможность слышать прекрасные звуки, которыми Господь наполнил Вселенную. Дал нам способность ощущать аромат, вкус, покрыл нас кожей, которая является и украшением, и защитой, тончайшим образом настроил наши чувства. Весь мир как бы в нас повторяется. У нас есть кости, как горы в мире, которые формируют нас; как в этом мире есть почва, так у нас есть мышцы; как в этом мире есть растения, так и у нас есть растительность на голове, т.е. прямая связь с миром прослеживается. Но не в этом величие человека. Почему такая связь вообще есть? Потому что Бог задумал, чтобы человек был властителем над миром. Чтобы он каким-то образом был сроднен с этим миром, но одновременно был и выше его. Самое величие человека заключается в том, что он по образу Божию сотворен. Напрасно человек гордится, что он сотворен как микромир, в этом нет ничего особо великого. Как говорил Григорий Богослов, когда человек хвастается, что он микромир, космос, он хвастается тем, что он имеет сродство со вшами и мышами. А после грехопадения в человеке есть еще лисье, змеиное, свинское. Изначально такого в нем не было, изначально человек соответствовал самому главному заданию.

Главное, что есть у человека, — это то, что мы сотворены по образу Божиему, мы несем на себе отпечаток Иисуса Христа, отпечаток Его личности. И именно поэтому мы с вами устремлены к Вечности изначально. Поэтому-то человек не может ничем насытиться на Земле. Если бы он был только земным, он бы насытился земным. Но человек никогда ничем не может быть удовлетворен. Он ненасытен в жажде денег, он ненасытен в блуде. Бывает, что он пытается найти удовольствие в плотском и не находит его. Потому что человек сотворен ненасытимым, так как он сможет насытиться только тогда, когда явится во славе Божией. В Книге псалмов говорит Давид: «Я насыщусь, когда явлюсь пред лице Божие» (Пс. 41, 3). Это действительно отпечаток образа Божия в нас. Наш дух, созданный по образу Бога, вдунутый Божественным дыханием, поднимает нас к Богу и не дает нам здесь успокаиваться. Вот в этом наше величие — в том, что мы созданы «дальними поклонниками», как говорят Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин, т.е. стоящими на Земле поклонниками Небесного Бога. Мы созданы такими существами, которые не должны служить никому, кроме Бога. Животные созданы не так, они созданы, чтобы служить нам, а вот мы созданы служить только Богу.

Мы созданы с величайшим заданием, с величайшей честью — служить только Богу, Ему поклоняться, Его славить, иметь жизнь Его в нас, потому что, раз мы по образу Его созданы, значит, некое сродство с ним имеем. Мы имеем задачу достигнуть Богоподобия, достигнуть обожения — Богоуподоблением, причастием Божественной жизни, Божественной славы через следование святым евангельским добродетелям, через участие в святых силах Бога — в святых Таинствах. Так человек постепенно преображается в сверхчеловека. В Бога по благодати. Потому что кто возлюбит Сына, сам станет Сыном. Кто возлюбит Бога, тот станет Богом — по благодати. Недаром Господь сказал: «Вы боги» (Ин. 10, 34). Страшное величие заложено в человеке. Если вдуматься, каждый из нас — образ Божий, т.е. каждый из нас несет в себе безмерную глубину. Ведь Бог бесконечен. Иисус Христос по Божеству тоже бесконечен. Как Бог наполняет Вселенную, Божие слово наполняет Землю и Небо. И как говорил Господь наш, «никто не восходил на Небо, кроме Сына Человеческого, Который и сейчас уже Сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Христос вездесущ по Божеству Своему, но ограничен по человечеству. И поэтому человек тоже имеет в себе тягу к бесконечному. Он имеет безмерную бездну, скрытую в глубинах своего сердца. Когда мы всматриваемся в себя, мы видим эту бездну, и внимательные люди знают, что, если очистимся мы от грехов наших, мы станем светоносными существами. У нас есть некое собственное свечение. Как говорил Григорий Богослов, что мы — третий свет. Первый свет — Бог, второй свет — Ангел, третий свет — Человек. Мы имеем внутреннее сияние, и это сияние может раскрыться для бесконечного Бога, для Первосияния. Мы можем увидеть Бога лицом к Лицу, в силу того, что мы по лицу Божественны. Лицо Божие отпечатано было на нас в момент творения. Именно поэтому человек ничем не может насытиться на земле, небесное тяготение влечет его к себе изначально.

Самое удивительное, что при этом в человеке может обнаруживаться страшная жестокость! Потому что бездна бывает настолько велика, что человек готов идти против Бога тоже до бесконечности, разлагая себя. Но с другой стороны, куда большая бездна есть в святых. Святой — еще большая бездна, чем любой грешник, даже самый лютый. В нем раскрыта бесконечность не только сотворенная, человеческая, но он причастен к бесконечности Самого Бога. Он черпает из бесконечной жизни Бога, и становится тем, кем он задуман изначально. Часто мы себя, по дьявольскому смирению, унижаем, говоря, что мы люди глупые, куда уж нам, мы люди маленькие. А Бог говорит, что Я вас творил, чтобы вы были великими: в любви, в милосердии, в кротости, в смирении, великими Моей силой. А как вы смеете отказываться от Моего величия? Я вам дал это задание, Я ваш конструктор, Я вас сконструировал для Себя. Я создал ваше сердце для Себя. Как вы смеете унижать себя, размениваясь на мелочи? Как вы смеете гнобить и гробить себя? Не вы себя создали, не вам себя и гробить.

Поэтому посмотрите: когда Бог успокаивается? Бог почил от Своих дел после того, как Он сотворил человека и дал ему первую заповедь (вкушения постной, растительной пищи). И после этого Господь, увидев, что все, что Он создал, весьма хорошо, тогда почил от Своих дел. То есть Бог успокоился, когда создал человека. И вновь Бог успокоится тогда, когда вновь доведет человека до окончательной Цели. Когда люди станут живыми подобиями Его, ради чего они и сконструированы, ради чего они и сделаны. Если мы от нее откажемся, мы перестанем быть людьми, потому что тот, кто отказывается от своей цели, не может называться человеком. Вы ведь не сможете назвать автомобилем некое приспособление без колес и без двигателя. Точно так же и человеком нельзя назвать того, кто отказался от Богоуподобления. Помните, что в этом наша цель, в этом наше величие, в этом наша красота. И сегодня Церковь напоминает нам, что пост нужен для того, чтобы достигнуть этой предельной цели — Богоуподобления, без которой смысла в нашей жизни нет.

Бог да поможет вам! Спаси, Господи!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...