Сеть против иерархии (Церковный вариант)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В 1 и 2 номерах «Русского общенационального журнала» за 2007 год была опубликована очень интересная статья политолога Татьяны Грачевой «Сеть против иерархии». Надеемся издать эту работу отдельной брошюрой для того, чтобы наши читатели смогли с ней ознакомиться и оценить по достоинству.

Какое значение имеет слово «сеть» в современном мире?
С точки зрения технологии действие сети, под которой в первую очередь подразумевается Интернет, имеет чисто прикладной, инструментальный характер и представляет собой некое пространство, в котором передается информация. Как и любой другой инструмент, как специфическое средство связи и передачи информации с использованием компьютеров, сеть имеет вполне положительное значение и используется для расширения информационных возможностей человека.
Однако в настоящее время сеть из инструмента превращается в некую организационную структуру, которая, проникая в политическое, психологическое и духовное пространство, может из средства коммуникации превращаться в оружие, в средство агрессии и уничтожения.
А какова мишень сети? Сеть как особый вид оружия имеет и необычную мишень. Это иерархия.
И если посмотреть в корень проблемы, то противоборство сети и иерархии является главной конфронтационной парадигмой современной эпохи, а осознание того, в чем суть этой войны, служит ключом к пониманию настоящего и будущего. Иерархия, как основа власти и стержень традиционной организации жизни человека не случайно стала объектом поражения и стороной новой мировой войны. Она является главным препятствием на пути утверждения нового всемирного тоталитаризма, где в итоге все народы должны быть подчинены одному властителю. В христианстве его называют антихристом.
Церковь, государство, семья не только основаны на иерархии, но и сами образуют три ступени иерархии земной, прокладывающей дорогу к иерархии небесной. Недаром семью называют малой церковью, а государство традиционно именовалось у нас царством земным, которое связано с Царством небесным. В иерархии внутренние связи проникнуты божественной стихией. Отступление от веры приводит к отходу от иерархии в государстве и семье, а отход от иерархии в церковной жизни приводит к распадению церкви на секты. Следствием этого становится дехристианизация и деморализация общества.
Сеть пытается проникнуть в иерархические структуры, в том числе конечно и в церковные. Поэтому на самом деле действия церковных модернистов, к которым прямо можно отнести последователей священника Георгия Кочеткова, как впрочем, и деятельность псевдо ревнителей православия - это борьба людей сети против церковной иерархии. Причем нельзя быть одновременно в иерархии и человеком сети. Быть приверженцем сети, понимая разрушительный механизм ее воздействия - значит, чтить свою Веру, свое Отечество и народ только на словах, быть антихристианином и псевдопатриотом.
Более того, сетевое сознание по сути своей космополитично, оно несовместимо с любовью к традициям. Оно в конечном итоге отрекается от всего национального, идет по пути предательства своего народа и своей веры, потому что «в сети каждый ищет себе подобных и создает вместе с ними новое виртуальное пространство». Сеть разравнивает человечество, лишая его памяти предков, традиций, веры, государственности.
Что отличает сетевые структуры, и каковы их характерные черты в церковных делах? Прежде всего, они не входят в церковную иерархию. Это околоцерковные или неканонические внутрицерковные организации. Причем их борьба против иерархии идет во всех сферах функционирования Церкви. Каждая группа структур специализируется в своей области. Эти организации, в том числе, нацелены на провоцирование межрелигиозных конфликтов, нарушение духовного единства и в конечном итоге на духовно-нравственное разложение народа.
К таким сетевым структурам, действующим в духовно-нравственной сфере, кроме религиозных деструктивных организаций (сект) и тайных обществ, вполне можно отнести и сетевые структуры, созданные последователями священника Георгия Кочеткова или псевдоревнителями православия, концентрирующимися вокруг газеты «Русь православная».
При этом подрыв основ иерархии может проводиться под самыми на первый взгляд благовидными и не связанными с сетью предлогами. Это могут быть лозунги, например, борьбы за созыв Поместного собора, за канонизацию новых святых, за перевод богослужения на «понятный» русский язык, за обязательную катехизацию по собственной методике.
Несмотря на внешнее разнообразие и разрозненность, сетевые структуры образуют единую глобальную сеть, охватывающую мир. Эти структуры, каждая в своей области, пытаются создать новый порядок, реализуя частные сетевые стратегии, используя специфические технологии, направленные на формирование сетевой личности, воздействуя на массовое сознание.
Поэтому сетевая агрессия, которой подверглась Тверская епархия в связи с появлением в Интернете нескольких публикаций, вызванных твердой позицией архиепископа Тверского и Кашинского Виктора по отношению к «кочетковцам», имеет свою конкретную цель. Ту же цель имеет и вброс в Интернет перед началом Всемирного русского народного Собора «обращения епископа Диомида» и последующая раскрутка этого материала в псевдопатриотических, либеральных и «желтых» СМИ. Скорее всего, это связано с предстоящим в мае объединением Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, что усиливает иерархичность не только в Православии, но и во всем современном мире в целом.
По сути, это сетевая война против Церкви - война, в которой используются для воздействия на человека компьютерные технологии и новые возможности обеспечения связи и коммуникации. В широком смысле это война сети против иерархии, ведущаяся сетевыми структурами против структур иерархических с использованием сетевой стратегии и сетевых методов.
И нам надо научиться вести эту войну умело, не давая подчас своими неуклюжими действиями информационного повода для людей сети (которые несомненно внедрены и в церковные структуры) помешать укреплению иерархии в Церкви и государстве.

Редактор газеты «Тверской мирянин»,
председатель Тверского союза православных мирян,
священник Сергий Дмитриев
газета "Тверской мирянин" №2(162) от 15.03.2007 г.

http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=935