Сэр, уберите свой нос, пожалуйста. Беседа о «чужом рабе» с протоиереем Александром Лебедевым
О том, как важно для христианина не занимать чужое место в деле спасения другого человека, тем более что это место принадлежит Христу; быть вежливым и деликатным, – наш разговор сегодня с настоятелем вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу протоиереем Александром Лебедевым.
– «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 1–4). В этом фрагменте из послания апостола Павла привлекает внимание указание на «своего» Господа. Как понять это наблюдение или утверждение апостола? Значит ли это, что у каждого из нас – свои собственные взаимоотношения с Богом и вторгаться в эти отношения нельзя?
– Как я понимаю, апостол Павел обосновывает причину, по которой мы должны воздерживаться от осуждения кого-либо: суд над другим человеком есть посягательство на собственнические права Бога. Мы сквозь пелену веков не вполне понимаем, чем было рабство во времена Христа и апостолов. Мы представить себе не можем, что один человек от рождения пожизненно может быть собственностью другого человека. Однако такие отношения в те времена были обычны и не предосудительны сами по себе.
Чья-либо попытка самочинно распоряжаться нашим личным имуществом вызывает как минимум возмущение, а вообще может и по рукам получить тот, кто их тянет, куда не надо. К таким естественным для каждого собственническим инстинктам и апеллирует, по-моему, апостол Павел: что ты осуждаешь кого-либо? не лезь не в свое дело, не твой это раб, не тебе и судить. Знаешь, Кто его хозяин? Желаешь с Ним потягаться? Он – Бог, а «кто ты, осуждающий чужого раба?» По-моему, такое «на себя-то посмотри» способно отрезвить любителя осуждать.
Кроме того, апостол Павел затрагивает важную тему об индивидуальности отношений с Богом каждого человека. «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14: 6) – и каждого из них Бог принимает. Этот пример говорит далеко не о всеядности Бога и не о тождественности противоположностей, а о вторичности формы по отношению к сути явления. Уверенный, что можно есть всё, опирает свою уверенность на признание Бога Творцом всего сущего: Бог благ, следовательно, среди сотворенного Им нет ничего скверного. И это так. Воздерживающийся от определенной пищи человек тем самым приносит жертву Богу, справедливо считая, что воздержание в принципе богоугодно. Ведь первая и единственная заповедь Бога по отношению к человечеству до грехопадения – о воздержании (вспомним запрет вкушения плодов древа познания добра и зла в раю). И ядение, и неядение в приведенных примерах мотивируются одним и тем же чувством: благоговения перед Богом.
– Иногда мы видим непонимание, а то и ярость, возмущение, «праведный» гнев, если другой человек ведет себя не так, как мы привыкли, в быту, общине, храме. Речь не о выкладывании ног на стол, не о хамстве, а о «разрыве шаблона»: вроде бы верующий, а ведет себя как-то вот не так. То кланяется невпопад, то на исповедь ходит чаще, чем к Причастию, то… Дело не в особенностях поведения осуждаемого, а в гневе осуждающего. Чем вызвано такое чувство ярости?
Вера не призвана тотально стандартизировать отношения человека и Бога, проявления любви к Богу многоразличны
– Вера не призвана тотально стандартизировать отношения человека и Бога. Да, для всех времен и народов одинаково неизменно звучит повеление: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим» (Лк. 10: 27). Но и разумение, и сердце, и крепость у каждого свои. Посему и проявления любви к Богу многоразличны, иногда по видимости даже противоположны.
– Важно ли в этом случае быть просто деликатным и вежливым?
– Чрезвычайно. Хотя бы для того, чтобы иметь время призадуматься: а не остудить ли свой «разум возмущенный»? Старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра, говорил: «Если не можете быть святыми, будьте хотя бы вежливыми». Выходит, до святости далековато тем, кто не может соблюдать элементарные правила хорошего тона
.
Нередко приходится слышать сетования церковных людей на то, что близкие их как-то странно глухи к призывам исповедоваться, ходить в церковь, поститься и прочая. Просто сердце разрывается от того, что они такие безбожники – ничем-то их не проймешь. Что тут скажешь? Стремление помочь близким прийти к Богу похвально, однако важно не забывать, что в этом деле мы призваны свидетельствовать о Боге, а не навязывать человеку свое представление о том, как должны строиться его с Ним отношения.
Казалось бы, это так естественно – судить о других по себе: имея некий опыт воцерковления (действительного или мнимого), считать, что этот опыт универсален. Нам кажется: ну, почему это не срабатывает по отношению к другому так, как сработало в свое время по отношению ко мне? А потому и не срабатывает, что это другой человек. Попытки воцерковления ближних были бы гораздо успешнее, если в этом процессе мы предусмотрели бы какое-то место Богу, а не пытались организовать акцию спасения через подчинение другого своим стереотипам благочестия.
Прорывается зачастую в среде православных этакое стремление манипулировать другими ради их же собственного блага. Инфернальный душок в этом несомненен. Это объясняет ту обиду и гнев, которые изливаются зачастую на того, кто так нагло не желает соответствовать навязываемым стандартам.
– Как же можно воздействовать на других, как помочь человеку в его отношениях с Богом? И возможно ли это, если у каждого из нас свой к Нему путь?
Святитель Григорий Богослов: “Слово можно опровергнуть словом, а чем ты опровергнешь жизнь?”
– Возможно. Непредосудительный и спасительный способ вмешательства в дело обретения человеком веры, его воцерковления и спасения один, и он универсален: личный пример. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» – кто из нас не слышал этой истины?! Да, именно так: перенаправив вектор духовных усилий с других на себя, мы не бросаем этих других на произвол, а спасаем их, встаем на путь самого неопровержимого свидетельства о Боге – свидетельства примером своей жизни. «Слово, – говорит святитель Григорий Богослов, – можно опровергнуть словом, а чем ты опровергнешь жизнь?» Пусть пример нашей жизни уверяет близких в том, что Бог есть, – это наилучший наш вклад в дело их спасения, а остальное, мне кажется, имеет смысл предоставить сделать Христу.
Не чужими, а своими духовными проблемами нужно заниматься – как часто оказывается, их довольно много. Не совать свой нос в дела Бога и другого человека может оказаться, как подтверждает практика и пословица, весьма полезно для здоровья.
Беседовал Степан Игнашев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии