СЕНАТОР, СТАВШИЙ ПАТРИАРХОМ, ИЛИ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ТОМ, КАК СВЯТОЙ ПАТРИАРХ САМ ПРИСЛУЖИВАЛ НИЩИМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

9 марта, на второй день после праздника Торжества Православия, наша Церковь чтит святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского, который немало потрудился для ниспровержения иконоборческой ереси и стал инициатором созыва VII Вселенского Собора, восстановившего истину.

Однако это не единственное, чем прославился этот добродетельный защитник чистоты православной веры. «Пути Господни неисследимы», – говорит апостол Павел (Рим. 11:33). И правдивость этого изречения неоднократно подтверждалась в истории христианства и жизни отдельных известных личностей, которые промыслительно оказывались причастными к тому или иному событию, имеющему решающее значение для судьбы Церкви и народа Божия. Так случилось и со святым Тарасием, возглавившим Константинопольскую кафедру в один из самых сложных периодов существования Церкви – во время разгула иконоборческой ереси.

Как известно, иконопочитание является неотъемлемой частью православной традиции, опирающейся на глубокое догматическое обоснование. Его истоки находятся в христологии и учении Церкви о Боговоплощении: «И  Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Икона открывает верующему понятия духовной реальности и выполняет очень важную вероучительную функцию. Потому-то отрицание иконы равносильно для православного христианина отрицанию доктрины о Богочеловеческой природе  Иисуса Христа.

Предшественником святителя Тарасия был  Павел Кипрянин, возведенный на Патриаршество еще в царствование Льва Хазара, продолжавшего политику борьбы с иконами, начатую его отцом. Патриарх Павел был человеком добродетельным, но при этом очень слабохарактерным. Чувствуя, что ничего не в силах предпринять для торжества Православия и почитания икон, он оставил Патриарший Константинопольский престол и ушел в монастырь, приняв схиму. Царица Ирина, исполнявшая роль регента при своем малолетнем сыне Константине, понимая, что кафедра не может долго пустовать и Церковь нуждается в управлении, отправилась в обитель святого Флора, где находился Павел, в надежде вернуть его. Впрочем, ей это не удалось, но она получила совет от бывшего Патриарха о том, кто мог бы уврачевать еретическое разделение в Церкви, возглавив Ее. Павел назвал имя тогдашнего первого советника при царском дворе – Тарасия, чем очень удивил императрицу. Хотя сенатор Тарасий славился своей мудростью, добротой и благочестием, однако он нисколько не помышлял о духовном звании.

Будущий святитель был высокого происхождения из рода патрициев. Отец его занимал должность судьи и слыл человеком неподкупным и справедливым. Мать Тарасия была известна своим благочестием. Родители дали своему сыну очень хорошее образование и христианское воспитание. Узнав о том, что его хотят поставить на Патриаршую кафедру, Тарасий вовсе не обрадовался. Он прекрасно понимал, что, как человек светский, хотя и богословски грамотный, вовсе не готов к такому ответственному служению, да еще и в такой трудный момент. Но императрица отказа не приняла, и тогда Тарасий согласился на том условии, что будет непременно созван Вселенский Собор для разрешения вопроса об иконопочитании и восстановлении внутреннего единства Церкви, раздираемой различными партиями, которые анафематствовали одна другую. В 784 году Тарасий, пройдя за короткий срок все ступени иерархической лестницы, принял Патриарший Константинопольский престол и взялся за подготовку созыва Вселенского Собора. Подготовка эта затруднялась тем, что необходимо было восстановить прерванное из-за иконоборческой ереси общение с четырьмя вселенскими Патриархами, трое из которых находились на тот момент под властью халифата. И тут святителю Тарасию очень пригодился его опыт государственного секретаря. К  лету 786 года приготовления были закончены, и Собор должен был начать свою работу в Константинополе. Однако партия иконоборческих епископов, заручившись поддержкой императорской гвардии, устроила бунт. При таких условиях ни о каком Соборе не могло быть и речи. Он был перенесен в Никею и состоялся год спустя под председательством Патриарха Тарасия и при участии 367 епископов. На основании Священного Писания и преданий Церкви Собор составил догматическое определение и утвердил иконопочитание. Также он постановил, чтобы иконам воздавалось почитательное поклонение.

На протяжении 22 лет святитель Тарасий управлял Церковью и своей паствой. Народ любил своего Предстоятеля, который, невзирая на высокий сан и знатное происхождение, был человеком в повседневной  жизни очень доступным. В его лице простые и обездоленные люди всегда имели помощника и заступника. Подражая Христу, он устраивал для нищих и бедных трапезы, на которых прислуживал самолично, раздавая пищу и милостыню. Патриарх Тарасий  мог запросто пригласить к себе в дом какого-нибудь бедняка и разделить с ним свой обед. Этот угодник Божий не терпел роскоши, одеваясь очень скромно и непритязательно. Все имущество, унаследованное им от родителей, он истратил на благотворительность. Ночи святой проводил в молитвах и бдениях, а днем занимался вопросами церковного управления и делами милосердия. Заботами святителя было построено много приютов и странноприимных домов. Множество учеников, видя добродетельную жизнь этого пастыря Церкви, стекалось к нему, так что в конце концов он вынужден был построить для них  на берегу Босфора большой монастырь, из которого впоследствии вышло немало известных светильников Православия. Отстаивая христианские нравственные нормы, Патриарх Тарасий не боялся осуждать власть имущих, указывая им на нарушение заповедей Божьих. Так, например, когда император Константин VI, оболгав свою законную супругу Марию, вступил в прелюбодейную связь со служанкой с намерением потом на ней жениться, святитель не только отказался благословить его на новый брак, но и пригрозил отлучением, чем, собственно, навлек на себя царский гнев и гонения. Константин приказал заключить Патриарха и запретил ему с кем-либо общаться. Так продолжалось до тех пор, пока император не был низвергнут с трона. Незадолго до своей  смерти святой сильно заболел. Согласно житию, перед своей кончиной святитель имел видение и боролся с нечистыми духами, пытавшимися обвинить его в недобрых делах. Диакон Игнатий, присутствовавший при этом и описавший впоследствии этот эпизод, свидетельствует, что Патриарх Тарасий обличил нечистых во лжи, сказав, что у них нет над ним никакой власти, поскольку он не виновен в том, что они ему приписывают. Под пение 85-го псалма святой отошел мирно к Господу в 806 году. Его тело погребли в том самом монастыре, который он построил на Босфоре. По смерти святителя у его гроба сразу же начали совершаться чудеса исцеления. Одним из первых было чудо исцеления кровоточивой женщины. Этот удивительный случай потряс всех, кто о нем узнал. Дело в том, что в этот монастырь был вообще запрещен вход лицам женского пола. Но вера женщины и ее желание освободиться от недуга были настолько велики, что она, несмотря на запрет, переодевшись в мужскую одежду, проникла в обитель и, прикоснувшись к гробнице святого, взяла елей из лампады, которая горела над ней. В тот же миг, подобно евангельской кровоточивой (Лк. 8:43–44), она получила исцеление. Впоследствии оказалось, что это была не единственная женщина, которая таким образом избавилась от недуга. Использовав елей из лампады у гробницы святого, получил исцеление слепой на один глаз мужчина, другой избавился от сухорукости. По молитвам к святому Тарасию освобождались от болезни и одержимые люди.

В 813 году византийский престол занял император Лев Армянин, который опять воздвиг гонения на иконы. Незадолго до трагической гибели в 820 году этому гонителю явился во сне святитель Тарасий. Обличая его, он предсказал императору смерть от некоего воина Михаила. Так и произошло. Сторонники Михаила Аморианина, осужденного накануне, убили Льва Армянина.

Святитель Тарасий вошел в историю Церкви как ревнитель чистоты Православия. Память о нем особенно важна для нас, живущих сегодня, в такое тревожное и неспокойное время.

Валентина Новикова (Чернышева)

https://pravlife.org/ru/content/senator-stavshiy-patriarhom-ili-povestvo...