СЕМЕНА АДА В НАС

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Драка между крестьянами и солдатами. Художник: Питер Брейгель Младший (1564-1638)

Драка между крестьянами и солдатами. Художник: Питер Брейгель Младший (1564-1638)

Жизнь человека разворачивается цепью причин и следствий, куда нас неумолимо затягивает. Это тюрьма, в которой нет решеток, нет колючей проволоки, оков и запоров, но из которой тебе никогда не убежать. Здесь железный режим дня: 8 часов работы, неминуемый прием пищи три раза в день, телесные нужды, усталость и тление нашей плоти, осужденной на смерть, еще не успев родиться.

Один монах в Египетской пустыне во все дни плакал, и когда его спросили, почему он плачет, ответил:

– Я плачу оттого, что еще ем.

Это осознание того, что мы – простые опыты перед лицом смерти, осознание того, что мы – земля и в землю возвратимся. Мы так слабы, подлежим тлению, искушение непрестанно ломает и прогибает нас, и мы бредем в пространстве между двумя неудачами. В этом зубчатом механизме падшего человечества есть, однако, люди, которые удерживаются на поверхности благодаря своему непрестанному разговору с Богом – бесконечно новым и любящим в Своей бесконечно тонкой благости.

Жизнь часто преподносит и нам, и другим страдания и боль, от которых хочется инстинктивно убежать подальше. Пространственное ли это бегство или анестезическое, но наше тело настроено на то, чтобы избегать боли, а душа – страдания. Первой нашей реакцией может стать желание ответить злом на зло в каком-то абсурдном миметизме, чем мы выдаем свою принадлежность к мертвой и бесчувственной материи. А в другой раз можем, сжав кулаки, терпеть страдание, уповая на грядущее избавление и думая о спасительной лазейке. Но совершенно поразительно, как некоторые люди с радостью и благодарностью принимают невообразимые страдания и ужасающую боль, постигнув тайну страдания, которое наполняет сердце покаянием, истончает душу и обостряет чувства в борьбе с грехом.

Выход из порочного круга боли и смерти – это вызволение человека из лабиринта его пределов. Воспарение к небесным высотам на молитве и в Евхаристии может освободить нас из тюрьмы наших желаний, непомерно больших для наших неимоверно маленьких возможностей.

Любая материя в этом мире, если ее не принимают как дар, с благодарностью, превращается в наркотик, всегда требующий добавки и приводящий к смерти от передозировки. Даже боль может стать наркотиком, парализующим наше внутреннее чувство и превращающим нас в плакальщиков по своей внутренней кончине. Превращение в жертву – вот еще одна личина зла, поскольку от этого человек делается каменной скалой или соляным столпом.

Семена ада нам надо выпалывать всю жизнь – снова и снова

Помню один фильм, он назывался «Пляж», где один молодой искатель острых ощущений получает карту острова – рая, изобилующего едой, красотой и травой. Таинственный остров, не обозначенный на карте, сокрытый от глаз всех людей, жители которого пытаются воссоздать утраченный рай. Но только они не знают, что падшие люди, какое бы чудесное место на земле ни нашли, несут в душе ад по причине своей испорченности, зависти, жадности, гордыни, немощи. И вскоре на острове великолепный рай превращается в ад из-за падших людей, населяющих его.

Страдание, боль, скудость, зависть, лукавство – это семена ада, присутствующие в нас, которые посеял «враг человек» (Мф. 13: 28) и которые нам надо выпалывать всю жизнь, снова и снова, высыпающие словно ниоткуда, возникающие где угодно, не нуждающиеся в воде, солнце и почве.

Терния души надо постоянно выдергивать с корнями и до смерти стоять начеку, поскольку семена их прорастают вглубь, ждут благоприятного момента иммунного дисбаланса, чтобы вымахать и задушить тоненькую былинку пшеницы вечной – Божественное Слово. Евхаристия и есть постоянное засевание в душе и теле семян жизни вечной, которые дожидаются в таинственном гробу нашего сердца, чтобы однажды воскреснуть из мертвых и наполнить нас бессмертием Божием.