СЕДМИЦА СЫРНАЯ. С. В. Булгаков
Из "Настольной книги для священнослужителей".
Свое наименование эта седмица получила оттого, что святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг святого поста, с наступлением Сырной седмицы ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту. В просторечии она называется масляной или масляницей. Святая Церковь называет ее "светлым предпутием воздержания" и "началом умиления и покаяния".
Такое значение Сырной седмицы подробно и раскрывается в её Богослужении. В нем, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды. В течение седмицы это Богослужение тем в более тесное отношение входит с Богослужением святой Четыредесятницы, чем ближе подходит время этой последней. Таким образом, святая Церковь, высоко почитая время святой Четыредесятницы, как время святое, очистительное и безмерно важное для христианина, с истинно мудрой предусмотрительностью и последовательностью все направляет к тому, чтобы ввести нас в "пречестные дни святой Четыредесятницы" предочищенными, готовыми к посту и покаянию.
В своих священных песнопениях этой седмицы святая Церковь матерински взывает ко всем: "Приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная священных постов, телеса и души просвещающая"; "темже потщимся отсечение лукавых дел сотворити"; "вси усердным сердцем, в святого поста преддверия светло совшедша, благодарственныя песни Христу принесем"; "се предотверзеся покаяния дверь, Боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключить сию Христос, яко не достойным нам"; "отверзошася Божественного покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшого мир в царство небесное"; "мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим"; "постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством; но в чистоте помышлений усердно внидем, приемше нетления венцы, и трудов достойне плоды".
У нас же, к глубочайшему сожалению, Сырная седмица, по извращенным человеческим понятиям и обычаям, обращается в неделю излишеств в пище и разгула в увеселениях. Эти наши мирские обычаи, превратившие "светлая предпутия поста" и "начало умиления и покаяния" в дни крайнего объядения и невоздержания, в дни всевозможного рода душевредных мирских забав и развлечений, являются прямо противоположными благим намерениям святой Церкви и позорными для её истинных чад.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии