САМОЕ РАДОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ГОДУ
Особенности Пасхального богослужения.
Наступает Пасха Христова. Недаром одно из песнопений праздника называет Пасхальную ночь «светозарной», а сам день Пасхи – «торжеством из торжеств». Для празднования этого великого праздника Церковь установила самое радостное богослужение в году.
Как это ни странно, по Церковному Уставу Пасхальную службу надо начинать не в полночь, а накануне рассвета – так до сих пор служат, например, в некоторых храмах Сербии. Также наш Устав ничего не говорит о крестном ходе на Пасху, а всего лишь указывает, что необходимо начинать службу у закрытых дверей храма.
Пасхальная служба уникальна: в ней нет ни одного сугубо покаянного песнопения, только хвалебные и ликующие. Самым же хвалебным является канон Пасхи, составленный на основе Пасхальных слов святителя Григория Богослова. Автор канона – преподобный Иоанн Дамаскин.
Во время Пасхальной службы мы многократно слышим призывы диакона: «Паки и паки миром Господу помолимся!» – прошения малой ектеньи. Они полагаются после каждой песни канона. Такое количество ектений – показатель самой праздничной службы. В будничные службы поста эта ектенья звучала всего три раза.
Сегодня в большинстве храмов на Пасхальном богослужении читается Евангелие на разных языках. Это не новая традиция, как думают многие. Ей уже 1000 лет: в XI веке Устав предписывает читать Евангелие двум диаконам на греческом и латыни.
Далеко не молодой обычай чтения Пасхальных посланий Святейшего Патриарха, Блаженнейшего Митрополита и епархиальных архиереев. В древности существовали особые послания к праздникам, в основном к Пасхе, в которых епископы свидетельствовали свою веру. До нас, например, дошли Пасхальные послания святителя Афанасия Великого. Их он рассылал во все подчиненные ему епархии.
В конце Пасхальной литургии освящается артос – особый хлеб с изображением пустого Креста или Воскресения Христова. Артос хранится всю Пасхальную неделю в храме и в субботу Светлой седмицы после чтения особой молитвы раздается верующим. История этого хлеба восходит к монастырским службам. Согласно нашему Уставу, после каждой Литургии в монастыре должен совершаться Чин о панагии – торжественная процессия с просфорой в честь Богородицы в монастырскую трапезную, а так как вся Пасхальная неделя посвящена Воскресшему Христу, вместо Богородичной просфоры стали использовать отдельно освященный хлеб в честь Господа, а затем уже его стали освящать и в приходских храмах.
Всю Пасхальную седмицу совершается крестный ход, его история тоже берет свое начало в монастырском богослужении. В Светлую седмицу на Афоне принято с Пасхальными песнопениями обходить все постройки и угодья монастыря, причем в каждом монастыре это происходит в разные дни, чтобы богомольцы могли присоединиться к большему числу крестных ходов.
Богослужения Пасхальных дней уникальны, и не посетить их – большое упущение для каждого христианина. Церковь призывает в светлые дни Пасхи по возможности пребывать в храме, чтобы сердцем и устами свидетельствовать древнюю и непреложную истину: Христос воистину Воскрес!
Александр Адоменас
https://pravlife.org/ru/content/samoe-radostnoe-bogosluzhenie-v-godu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии