С ПОСТОМ БЛАГОПРИЯТНЫМ! Протоиерей Игорь Аксенов
Дорогие братья и сестры, сегодня, 15 августа, у православного народа уже второй день Успенского поста, и мы, вкусив духовной радости постной жизни, сердечно приветствуем Вас: С ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ!
Успенский пост, - последний из четырех больших постов в течение церковного богослужебного года, - всегда начинается 14 августа, и продолжается две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по новому стилю. Этот пост по церковному уставу является строгим, поэтому православные в продолжение его воздерживаются от мясной, молочной, а также и рыбной пищи. И вкушают только растительную пищу. Во время этого поста верующие очищают свои чувства перед праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Во время Успенского поста, 19 августа, мы также торжественно празднуем действительное историческое событие Преображения по плоти Господа Иисуса Христа. В этот день духовенство и прихожане Спасо-Преображенского собора в городе Выборге отмечают свой престольный праздник.
Вчера, Православная Церковь торжественно праздновала Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове так объясняется происхождение этого праздника: По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо подлинного Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святом престоле храма Софии-Премудрости Божией. И далее, до самого дня Успения Пресвятой Богородицы, износили Его с крестными ходами из Софийского собора, творя молебны по всему городу, и предлагали его народу для поклонения. Это и послужило основанием ежегодному воспоминанию этой древней Константинопольской традиции во всей Православной Церкви, в храмах которой в этот день торжественно износятся из алтаря Распятия с изображением Спасителя, и предлагаются для поклонения верующим.
И эта праздничная традиция в начале Успенского поста напоминает нам о необходимости для каждого христианина идти в этой жизни узким путем Христова крестоношения, как о том и Сам Господь сказал Своим Апостолам, а через них и всем нам:
«...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк. 8:34-38).
И действительно, невозможно следовать за Господом в этой жизни и не нести своего креста. Как о том и предупреждал Спаситель говоря: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоанн. 15:18-19).
Мир отверг воплотившуюся Истину, - Сына Божия, - Господа Иисуса Христа. Также, мир отвергает и всякого, кто является носителем Духа Божия и свидетелем Христовым в этом веке. Поэтому, Апостол Петр в своем соборном Послании и предупреждает нас: "Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:12,13).
Вот, сегодня, Православная Церковь совершает праздничное воспоминание перенесения из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана которое было около 428 года.
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Господа Иисуса Христа как в обетованного Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима.
Когда же скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3:1-21; 7:50-52; 19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в храме в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. А десница первомученика и архидиакона Стефана хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
Так, и нам, христианам нашего времени, должно всегда помнить, что времена покоя, которые сейчас переживает Церковь, как нам свидетельствует христианская история, не бывают длительными, потому что, как видел и записал Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе, после произошедшей на небе войны, когда «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе; и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним...» - на Небе был глас, возвестивший: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:7-12).
Итак, как говорит Господь, обращаясь к Своим последователям: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Марк. 8:34-38).
Поэтому, для напоминания всем нам о нашем крестном призвании, о том, что мы уверовали не в Олимпийского бога успеха и земного благополучия, а в Бога Распятого,«Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр.12:2), в православных храмах в первый день Успенского поста, на вечернем богослужении, и износится из алтарей для поклонения всем нам Святой Крест Христов.
Один из французских исследователей России, Леруа-Болье, очень верно отметил, что "русский народ - один из тех немногих народов, который любит то, что составляет сущность христианства: Крест. Русский человек не разучился ценить страдание, он воспринимает его силу, чувствует действенность искупления и знает вкус его горькой сладости".
Вот, сегодня, 15 августа, Русская Православная Церковь творит память Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
"Юродство Христа ради (от слова "юрод", т. е. нечто необычное) и есть не что иное, как одна из форм, одно из Проявлений этой любви к Кресту, на которую указывал Леруа-Болье, - пишет иеромонах Иоанн (Кологривов) в "Очерках по Истории Русской Святости" (Брюссель, 1961, стр. 399 и д.). В основе этого подвига (одного из величайших, какие только могут быть доступны человеческим силам) лежит ощущение страшной виновности души перед Богом, не позволяющее ей пользоваться всеми благами мира сего и побуждающее ее страдать и распинаться со Христом. Сущность этого "подвига" в добровольном принятии на себя унижений и оскорблений для достижения высшей степени смирения, кротости и благости сердечной, и, тем самым, для развития любви, даже по отношению к врагам и преследователям. Это - борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самым корнем греха - с самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях.
"Юродивый Христа ради" стремится следовать за Распятым Христом и жить в полной отрешенности от всех земных благ, но он знает вместе с тем, что такое поведение грозит создать ему среди людей репутацию святости и укрепить его самолюбие, развивая в нем гордость. Быть избранным Божией благодатью - самый опасный подводный камень при стремлении к святости. Чтобы его не принимали за святого, юродивый отвергает внешний облик достоинства и душевного спокойствия, вызывающий уважение, и предпочитает казаться несчастным, ущербным существом, заслуживающим насмешек и даже насилия.
Лишения, которым он себя подвергает, его героический, почти сверхчеловеческий аскетический подвиг, все это должно казаться толпе лишенным всякой ценности и не вызывать ничего кроме презрения. Иными словами, это - полный отказ от собственного человеческого достоинства и даже от всякой духовной ценности своего собственного существа, - смирение, доведенное до героической степени и порою даже больше того, впадающее по внешней видимости в крайность. Но в сердце юродивого жива память о Кресте и Распятом, о пощечинах, плевках, бичевании, и она-то и побуждает его в любой момент переносить Христа ради поношение и угнетение.
Так некоторые юродивые считали себя свободными даже от самых элементарных обязательств по отношению к человеческому обществу, к его приличиям и нравам, чтобы тем вернее бросать ему свой вызов. Не только они предъявляли как доказательства своей отрешенности почти полную наготу и физическую грязь, но даже и видимость безнравственности.
"Юродивый Христа ради" ничуть не ищет ни человеческого уважения, ни человеческой любви; он даже не хочет оставить среди людей о себе добрую память. В этой основной установке и лежит источник той силы, той смелости и того мужества, которые проявляли юродивые, проходя скорбный путь земного изгнания, и, при этом, восставая всегда против зла и несправедливости, откуда бы те ни приходили, и каковы бы ни были уважаемость и социальное положение тех, кто их совершал.
Проф. Федотов предложил определенную схему, которая отлично позволяет понять различные моменты, объединяющиеся в этом, на вид столь парадоксальном, подвиге ("Святые древней Руси", Париж 1931, стр. 207 и д.):
1. Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей.
2. Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру.
3. Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством.
Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти", - пишет иеромонах Иоанн (Кологривов) в "Очерках по Истории Русской Святости" (Брюссель, 1961, стр. 399 и д.).
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, является, пожалуй, самым ярким представителем лика святых юродивых Христа ради. Он родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек.
Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество блаженного сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, за то, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Скончался Блаженный Василий 15 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 15 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
Вериги Блаженного Василия хранятся в Московской духовной академии.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии