С чего начинается исповедь?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Насколько я понимаю, та общая молитва, которую читает священник перед исповедью, является частью таинства. Но чтобы попасть на нее, необходимо прийти к самому началу исповеди, а это получается не всегда. Иногда исповедь начинается, когда стоишь в очереди на помазанье, и тогда не знаешь, куда деваться: то ли идти на помазанье, то ли бежать слушать молитву. Иногда приходишь с утра на исповедь, а она уже началась. А иногда, если священник выходит исповедовать отдельно одного-двух человек, он эту молитву вообще не читает. Насколько важно попасть на самое начало исповеди и выслушать общую молитву? Можно ли идти исповедоваться, если это не удалось? Юлия

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

— Уважаемая Юлия. Слова «выслушать общую молитву» для меня звучат странно. Молитва — во всех степенях и формах — это общение с Богом. Что тут выслушивать? Когда во время богослужения возглашаются, читаются или поются какие-то молитвенные тексты, то в зависимости от их содержания нужно стараться или тоже молиться этими словами (например: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»), или следовать призыву (например: «Паки и паки миром Господу помолимся»), или, когда священник молится о нас (например, произносит две молитвы из чина исповеди), молиться самому в соответствии с ситуацией.

Бывает, что молитвы, которые произносит священнослужитель или поют и читают церковнослужители, плохо слышны или непонятны, тогда нужно молиться Иисусовой молитвой или иными простыми и короткими молитвами.

Что касается присутствия на всем чине исповеди, то дело не в формальностях. Если человек просто нуждается в благословении на причащение, такое благословение можно получить и вне чина. Если человек пришел посоветоваться о каких-то духовных вопросах, то и это не имеет прямого отношения к «выслушиванию молитв» из последования исповеди.

Если действительно пришел каяться в своих грехах, но по какой-то причине опоздал к началу таинства, покайся и в этом опоздании, если виноват (поленился пораньше выйти из дому, например), но не отказывайся от исповеди и, если собирался, от причащения Святых Христовых Таин. Если священник за опоздание не допустит до причастия, тогда его решение, конечно, нужно принять со смирением и послушанием, потому что священнику от Бога дана власть «вязать и решить».

И еще раз скажу, что ко всем церковным священнодействиям нужно подходить не формально, а по существу. В таинстве исповеди главное — восстановление нарушенного единства с Церковью, Телом Христовым. Об этом и нужно заботиться, а не о выполнении правил самих по себе.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=88&section=10014&article=1892<!--noindex-->