РУССКОЙ ПАСХИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ. НОВОМУЧЕНИКИ И МЫ. Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Пасха – время чудес. Сама Пасха – главное чудо, свершившееся в истории человечества. О новомучениках, убитых и совоскреснувших со Христом и совоскрешающих вместе с собой из рода в род своих потомков и жизнь в современной России, а также о пасхальном духе, которым проникнуто все бытие Церкви Христовой, говорит духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Поэтому «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».
Вот, собственно, путь к воскресению и Пасхе каждой души, в этом, в частности, ее богоподобие. Уподобление Господу, сказавшему в час Своего Вознесения «Аз есмь с вами во все дни до скончания века», проявляется в том, что и по смерти праведники подобно Господу оказывают помощь верным в тесных обстоятельствах.
Надо сказать, что для современного «постхристианского» менталитета характерно сомнение в подлинности чудес, в которые издавна верит церковный народ. И это при легковерности по отношению к чудесам экстрасенсов и колдунов. Влияние этого менталитета испытывают и многие современные члены Церкви, особенно интеллигенция. Но чудесные события, связанные с явлением усопших, происходят и в наши дни, показуя Истину Воскресения, которой приобщены христиане, как в этой жизни, когда воскресает душа, освобождаясь из-под гнета греховного в таинстве покаяния, так и в загробной, когда живая о Господе душа является и после смерти тела.
Я могу засвидетельствовать, например, два подобных случая. Это было несколько лет назад, когда были обретены мощи Патриарха Тихона. И действительно, происходили чудеса, особенно в первое время, после прославления и обретения. Люди исцелялись от болезней. Причем чаще всего от онкологии – он как бы «специализировался» на этих заболеваниях. Я дежурил возле мощей, приходили люди и благодарили за себя и за своих близких.
Был такой случай: подходит интеллигентная женщина, похоже, учительница. Говорит мне: «Мы с мужем и не собирались в ваш монастырь, ехали мимо, но решили заглянуть в вашу книжную лавку, и там я увидела изображение старца, который явился мне во сне и сказал, что он меня исцелит, а я серьезно больна, состою на учете в онкологическом диспансере. Нам объяснили там, что нужно пойти в Большой собор и взять масло от мощей святителя Тихона».
Другая женщина пришла и спросила: «Правда ли, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона?» Я говорю: да, вот эти мощи. Она была потрясена и объяснила мне, что ей и одновременно двум ее сестрам во сне явилась их покойная мама и сказала, чтобы они, все трое, сходили в Донской монастырь. Что сейчас прославили Патриарха Тихона, и там его мощи. Дескать, поклонитесь и помолитесь у мощей, чтобы вам помириться. Дело в том, что, как она сказала, «мы уже давно пребываем в ссоре и не общаемся. Раньше мы жили вместе вблизи Донского монастыря, а теперь живем в разных местах города. И поскольку я осталась на прежней квартире, недалеко от монастыря, то они командировали меня, я пришла и выяснила, что действительно здесь находятся мощи Патриарха Тихона. Теперь мы все вместе приедем и помолимся».
Крещение Руси при князе Владимире не сопровождалось таким обилием пострадавших за Христа мучеников, как это происходило при обращении других народов. Но и в отечественной истории были свои страстотерпцы, например Борис и Глеб. Они были сродниками Александру Невскому и оказали ему скорую помощь в битве на Неве.
Сегодня у нас тоже война. Но не только и не столько это обычная война с применением оружия на поле брани, когда идет речь о столкновении с внешним врагом либо о междоусобице. Хотя и это имеет место. Врагу рода человеческого удалось на протяжении 70-летнего богоборчества и постсоветской вседозволенности преуспеть в борьбе за сердца многих наших соотечественников, во всех слоях общества, и завладеть либо частью их «сердечной территории», либо, у некоторых, сердце полностью оказалось в руках демонов.
В результате социальная ситуация сегодня кажется безвыходной; беспрецедентное нравственное падение, вездесущая коррупция, «неправда черная» в судах, непобедимая наркоторговля, демографический кризис представляются непреодолимыми. Создается полнейшая убежденность, что все человеческие усилия по преодолению этих бед напрасны.
Но отчаиваться не следует. По сравнению с временами Александра Невского мы теперь имеем небывалые по числу сонмы новомучеников и исповедников Российских, готовых прийти на помощь своим сродникам.
И пока это очень мало кому известно, но уже имеют место случаи, когда в безвыходных ситуациях, связанных с перечисленными мрачными явлениями, была оказана помощь свыше. Причем в тех случаях, когда в беду попадали именно сродники новомучеников, обнаруживших при этом свое явное, поразительное вмешательство; происходят вещи, подобные, например, явлению Митрополита Филарета своему сроднику, описанному в публикации на сайте Донского монастыря (www.donskoi.org/15384).
Торжество добра не ограничивается только этими попавшими в беду людьми, но оздоровляется общественная ситуация в их ближайшем окружении. Происходят изменения, способные повлиять на общую картину в регионе, в стране – это уже не только чаяние, но осуществление Русской Пасхи. И мы можем не только по плоти, но и духовно усыновляться и сродняться с новомучениками и исповедниками Церкви Русской, когда молимся им, почитаем их.
И подвиг Бориса и Глеба, и вообще всякий раз, когда человек предпочитает смерть ради того, чтобы не отречься от Христа и Его заповедей, кажется большинству людей безумием, не имеющим никакого реального основания и пользы. Известны, например, слова одного политика о том, что ему непонятна позиция Бориса и Глеба: «лежали и ждали, когда их убьют». Но именно в этих случаях присутствует реальность слов Христа: «Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее. А отдавший душу свою ради Меня и Евангелия, сохранит ее». Как мы видим, Борис и Глеб, умерев телесно, оказались живее всех живых и реально помогли своему сроднику в тяжелейшей ситуации численного превосходства противника.
А наши известные протоиереи – прямые потомки новомучеников и исповедников Российских, прославленных и непрославленных, – Валериан Кречетов, Димитрий Смирнов, Владимир Воробьев, Сергий Правдолюбов, Александр Ильяшенко и др. разве случайно ведут успешные сражения за оздоровление жизни в стране с превосходящими силами противника?
Таким образом, мученический подвиг не только имеет прямой духовный смысл и духовную пользу, доставляя подвижнику собственно осуществление смысла жизни, достижение главной ее цели – Царства Небесного. Примеры реального участия и помощи, которую оказывают члены Церкви Торжествующей в тесных обстоятельствах земной жизни своим сродникам и соотечественникам, своему земному отечеству, всему миру и человечеству, служат веским аргументом в защиту того, что не напрасным бывает предпочесть смерть и муки ради Христа и Евангельских заповедей, которые суть записанная совесть.
Недавно, выступая в Донском клубе, историк Феликс Разумовский размышлял о русской смуте ХХ в. и ее особенностях: «По мере того как эта смута разрастается, очень быстро разрушаются все элементы или, как сегодня говорят, институты русской жизни. Разрушается деревня, разрушается русское офицерство, русское образованное сословие – все. Это все буквально через несколько месяцев вообще исчезнет безвозвратно.
Ну вот где русское земство? До сих пор его нет. У нас же до сих пор нет самоуправления. Вообще. Потому что нет людей. Так-то можно принять любой закон, любое решение – нет людей… А все это было. Все это разрушается и исчезает.
И только Церковь – она не только выживет в этих условиях, она буквально расцветет тысячами замечательных жизней мучеников и исповедников. Вообще, это – единственное у нас сегодня, единственный национальный капитал. Вот те мученики и исповедники, которые пошли за Христом до конца и сохранили Церковь и тем самым вообще сохранили какое-то представление о России в том числе. И на самом деле у нас сегодня больше практически ничего нет. А вот недавно, 8 февраля, в День памяти новомучеников, я специально вечером посмотрел: ну хоть бы один несчастный телевизионный канал, хоть бы один… Вот. Никто вообще, никто ни слова не сказал. Ну как?! Это же наш пантеон. Это, собственно, все, что мы сделали в ХХ в.: эти люди, их подвиг, их святость.
А мы в значительной степени тоже находимся сегодня в этом состоянии смуты. Понимаете, у нас же, если вы посмотрите на то, что происходит, почти ничего не получается. Ну ничего не получается, мы ничего не можем сделать. Вроде бы даже и надо что-то делать особенно в нынешних обстоятельствах. В стране полно денег, полно ресурсов, полно образованных людей, всего полно, но мы ничего не можем делать. Это – странная ситуация. Это – смута. Вот такая недееспособность – она посещает Русский мир в смутное время.
Мы даже в церковном нашем обиходе не придаем особого значения новомученикам. Не говоря уже о национальном обиходе, в котором никаких новомучеников вообще не существует. Во всяком случае, в том учебнике – вот такой общий учебник по истории, который готовится, – там слова «новомученики» нет. Вообще.
Вот и Александр Исаевич Солженицын говорил, что мы проиграли ХХ в. Вот у него такое мнение было. Нация потеряла столько людей, столько сил, столько энергии, вообще она столько потеряла! Она потеряла практически национальную культуру. В то время как другие вроде бы там что-то делали. С этим ведь нельзя согласиться. Потому что… в том числе вот за этот ХХ в., у нас был Патриарх Тихон». И возглавляемые им сонмы новомучеников и исповедников Российских. Именно они – знамя и залог Русской Пасхи! А от нас зависит, возьмем ли мы это знамя в свои руки.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии