Русский музей начал открытую реставрацию картины "Последний день Помпеи"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Русский музей начал открытую реставрацию картины "Последний день Помпеи"
Её будут реставрировать прямо на глазах у посетителей.

Картину Карла Брюллова "Последний день Помпеи" в Русском музее будут реставрировать прямо на глазах у посетителей. В одном из залов Корпуса Бенуа установят стеклянное ограждение, за которым будут работать специалисты. Как демонтировали полотно, расскажет Салима Зариф.

Первая реставрация "Последнего дня Помпеи". Задача, как и сама картина, тяжелая. 250-килограммовое полотно на армированных тросах спускают на пол, 11 дюжих мужчин снимают раму. Реставраторы утюгами проглаживают холст с обратной стороны, чтобы избежать заломов, и наматывают его на вал, первые пробы берут тут же. Нужно перевезти картину из Михайловского дворца в корпус Бенуа, это буквально за углом, но без спецтранспорта не обойтись. Вот уже рабочие по узкой лестнице поднимают гигантский вал на второй этаж. Под реставрацию "Последнего дня Помпеи" в Корпусе Бенуа выделили целый экспозиционный зал. В реставрационных мастерских просто не нашлось помещений, куда можно было бы свободно занести столько масштабное полотно, на время проведения работ проем закроют стеклом с тем, чтобы посетители музея могли наблюдать за работой мастеров.

Новенькие кисточки и еще чистые инструменты – реставраторы только собираются приступать к своему колдовскому делу. У них есть меньше года, чтобы вернуть картине авторские краски, сделать незаметными прорывы живописной основы, а их больше 50. Первым делом снимут лишние слои лака. "Судя по всему, картина покрывалась лаком на вертикальной поверхности. Лак стекал по поверхности и высыхал затеками. Здесь они хорошо видны, здесь лаковый затек, на одеждах очень хорошо видны лаковые затеки. Брюллов – просто триумфальный колорист. Конечно, интересно, как откроется живопись после утоньшения этого желтого фильтра", – рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.

Картину изучили всеми возможными методами. Установили, например, чем писал Брюллов: киноварь, ультрамарин, жженая сажа, свинцовые белила. Реставраторам открылось то, на что обычно зритель не обращает внимания. "Мы видим просвечивающее через верхний красочный слой темный мужское лицо с мимикой ужаса на нем, оно автором закрашено. Мы сделали снимки в инфракрасной области спектра, которые нам покажут именно рисунок этого лица, тогда мы сравним его с тем, что изображено вот в конечном варианте", – сообщила ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея Ольга Клёнова.

Отреставрированные "Помпеи" станут ядром выставки, которую Русский музей готовит к 225-летию художника. Там же публику ждет сенсация – впервые представят возвращенное в Россию полотно "Христос во гробе". "Это еще один шедевр Брюллова, который в силу своей истории много путешествовал за границей, там осел. Удалось доказать его принадлежность Российской Федерации, вернуть его в Россию", – поделилась генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Юбилейная выставка пройдет в Инженерном замке, только там можно разместить все шедевры Брюллова. Великий Карл – так его называли современники. Творчество его велико.

https://smotrim.ru/article/3719144