Румынская Церковь, Фанар и автокефальный вопрос. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Румынская Церковь предложила Фанару отказаться от части своих привилегий? Фото: СПЖ
Румынская Церковь предложила Фанару отказаться от части своих привилегий? Фото: СПЖ

Румынский Синод заявил, что новые автокефалии должны утверждаться всеми Церквами. Но это противоречит «привилегиям» Фанара. Конфликт очевиден, как он разрешится?

В 2022 г. Сербская Церковь предоставила автокефалию Македонской Церкви. А сегодня Румынская Церковь на повестку дня всего Православия поставила вопрос о процедуре предоставления автокефалии. Формально – для македонской ситуации, а по факту румыны заявили, что любая автокефалия должна быть подтверждена всеми поместными Церквами.

13 февраля 2023 г. Священный Синод Румынской Православной Церкви опубликовал заявление, в котором призвал Константинопольский патриархат начать консультации по вопросу выдачи Македонской Церкви «окончательного» Томоса об автокефалии. Здесь следует сразу обратить внимание на тонкости перевода: в румыноязычной версии заявления стоит «Tomos final de autocefalie», в англоязычной – «a final tomos of autocephaly». Учитывая все обстоятельства, о которых речь ниже, можно утверждать, что более правильным был бы перевод не «окончательный», а «итоговый».

Разница вот в чем: увидев слово «окончательный» применительно к Томосу, можно подумать, что именно этот «окончательный» Томос и является конституирующим документом, на котором и основывается автокефальный статус Македонской (в данном случае) Церкви. Но это не так, поскольку конституирующем является другой документ, а именно – Томос об автокефалии, выданный македонцам Сербской Церковью 5 июня 2022 г. А «Tomos final de autocefalie», о появлении которого озаботилась Румынская Церковь – это документ который не «рождает» автокефалию, а свидетельствует о завершении процесса признания этой автокефалии. Можно привести аналогию: человек рождается посредством родов, а не посредством получения свидетельства о рождении, последнее просто документально подтверждает появления нового человека на земле.

Немножко истории «македонского вопроса». С точки зрения самой Македонской Церкви, она ведет свою историю от знаменитой Охридской архиепископии, существовавшей в XI–XVIII веках. С 1913 г. епископская кафедра в Охриде находилась в составе Сербской Православной Церкви, с 1915 г. – Болгарской, с 1919 г. – снова Сербской, с 1941 г. – снова Болгарской, и с 1945 г. и до получения автокефалии – в составе Сербской Православной Церкви. В 1967 г. Православная Церковь Республики Македония в одностороннем порядке провозгласила автокефалию, которую не признала ни одна Поместная Церковь. Начался македонский раскол. Его принципиальное отличие от раскола украинского заключается в том, что македонские архиереи имели канонические хиротонии. Было предпринято несколько попыток уврачевать македонский раскол, но они оказались безрезультатными.

Практически одновременно с бывшим президентом Украины П. Порошенко на Фанаре вели переговоры о признании македонского раскола и представители Северной Македонии. Фанариоты делали в целом благоприятные для македонцев заявления, но дальше дело не пошло. А 16 мая 2022 г. Священный Синод Сербского Патриархата объявил об уврачевании македонского раскола и восстановлении единства с Македонской Церковью. При этом Сербская Церковь декларировала предоставление автокефалии македонцам в самом ближайшем будущем. Подробнее обо всем этом можно прочитать в статьях: «Фанар стал на путь признания македонских раскольников?» и «Исцеление македонского раскола и украинская ситуация».

5 июня 2022 г. Священный Синод Сербской Церкви утвердил Томос об автокефалии Македонской Церкви, а в праздник святых Кирилла и Мефодия в Кафедральном соборе святого Климента Охридского в Скопье, Предстоятель Сербской Церкви патриарх Порфирий торжественно провозгласил эту автокефалию.

Далее последовала череда признания Македонской Церкви со стороны Поместных Церквей:

  • 25 августа 2022 г. «Македонскую Православную Церковь – Охридскую Архиепископию» признала Русская Церковь;
  • 18 октября 2022 г. – Антиохийская;
  • 25 октября 2022 г. – Польская;
  • 23 ноября 2022 г. – Украинская;
  • 13 декабря 2022 г. – Болгарская;
  • 7 февраля 2023 г. – Церковь Чешских земель и Словакии;
  • 9 февраля 2023 г. – Румынская;
  • 14 февраля 2023 г. – Грузинская.

Надо сказать, что не все Поместные Церкви признавали именно автокефалию, некоторые признавали Македонскую Церковь частью Православия, но обходили статус автокефалии молчанием.

А что же Константинопольский патриархат и остальные, так называемые, греческие Церкви? Здесь есть интересный нюанс. В мае 2022 г., когда представители Сербской и Македонской Церквей уже вышли на финишную прямую в вопросе уврачевания македонского раскола, Фанар решил сыграть на опережение и 9 числа заявил, что «принимает в евхаристическое общение иерархию, духовенство и мирян под предводительством архиепископа Стефана этой Церкви, тем самым исцеляя рану раскола и возливая «елей и вино» на испытания наших православных братьев в этой стране».

При этом Фанар запретил Македонской Церкви именовать себя Македонской (только Охридской), запретил ей иметь приходы за пределами Северной Македонии и «уступил» Сербской Церкви право урегулировать с Македонской «административные вопросы». Казалось бы, Фанар перехватил инициативу, фактически признал автокефалию и теперь македонцам уже нет нужды выпрашивать эту автокефалию у сербов. Но, нет. На следующий день, 10 мая 2022 г. Синод Македонской Церкви заявил о продолжении диалога с Сербской церковью, результатом которого стала автокефалия по следующей схеме: сначала македонцы вернулись в лоно Сербской Церкви, а затем из рук Сербского патриарха получили свою автокефалию.

Правда, в тот самый день, 5 июня 2022 г. когда Синод Сербской Церкви принял решение об автокефалии предстоятель Македонской Церкви митрополит Стефан (Веляновский) дал интервью, в котором, сказал: «Сохраняется в силе зафиксированная канонами традиция, по которой только Вселенский патриархат издает томос об автокефалии, а прочие Церкви его почтительно приемлют». Что это: официальная позиция признания главенства Фанара во всем Православии или дипломатический реверанс, призванный успокоить фанариотов?

Что касается Элладской Церкви, то она 8 июня 2022 г. заявила о восстановлении литургического общения, но высказала «серьезные возражения и оговорки» по поводу автокефалии. Причинами назывались: несогласие с названием «Македонская Православная Церковь», с наличием епархий за пределами Северной Македонии и правом Сербской православной церкви предоставлять автокефалию.

Позиция Румынской Церкви

И вот после всего этого, 13 февраля 2023 г. Румынская Церковь решила поставить вопрос об «окончательном» («итоговом») Томосе об автокефалии Македонской Церкви. Вопрос был поставлен перед Константинопольской Церковью. Но означает ли это, что румыны считают Томос от Сербской Церкви недостаточным и полагают, что «настоящий» должен выдать Константинопольский патриархат? Текст заявления Священного Синода Румынской Церкви не дает оснований так полагать. Текст этот следующий:

«Точка зрения Румынской Православной Церкви относительно автокефалии, которая также была представлена ​​на заседании Подготовительного комитета Святого и Великого Собора в Шамбези (2011 г.), такова:

"Священный Синод Матери-Церкви является канонической инстанцией, которая может предоставить автокефалию Дочерней Церкви посредством синодального томоса, подписанного Предстоятелем Матери-Церкви вместе со всеми архиереями ее Священного Синода. Признание новой автокефалии принадлежит всей Православной Церкви, достигаемое Томосом о признании автокефалии, подписанным без всякого различия всеми Предстоятелями автокефальных Православных Церквей в порядке Диптихов на Соборе Предстоятелей. Православных Церквей".

Учитывая эту информацию, Священный Синод Румынской Православной Церкви с уважением отнесся к решению Вселенского Патриархата принять в евхаристическое общение иерархов, клириков, монашествующих и верующих под пастырством архиепископа Стефана и предоставить Патриархату Сербии урегулировать административные вопросы между двумя Церквами.

Священный Синод Румынской Православной Церкви после признания первоначального синодального томоса, изданного 5 июня 2022 года Сербским Патриархатом о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Республике Северная Македония, ожидает от Вселенского Патриархата инициирования (консультаций) и выдачи окончательный Томос об автокефалии, чтобы выразить всеправославный консенсус по этой теме признания автокефалии».

То есть, по мнению румын схема предоставления автокефалии вообще и Македонской Церкви, в частности должна, быть такой:

  1. Церковь, в составе которой находится желающая автокефалии структура (Церковь-мать) принимает решение о предоставлении ей автокефалии (Томос).
  2. Константинопольский патриарх инициирует и организует процесс признания этой автокефалии Поместными Церквями.
  3. Предстоятели Поместных Церквей подписывают «итоговый» Томос «без всякого различия» между ними. Причем это Томос не о предоставлении, а о признании автокефалии.

Из этой схемы видно, что конституирующим документом является решение об автокефалии, принятое Церковью-матерью, а не Константинопольским патриархатом, которому отводится роль всего лишь организатора процесса признания автокефалии.

Эту схему предполагалось принять как общеобязательную на Критском Соборе 2016 г., который задумывался как всеправославный, но таковым по факту не стал. Однако вопрос не был вынесен на обсуждение из-за позиции Фанара, который настаивал, что он и только он имеет право даровать автокефалию кому бы то ни было, и что именно его Томос является конституирующем документом для новой Поместной Церкви.

Таким образом, Румынская Церковь предлагает Фанару согласиться со схемой, которая готовилась к Критскому Собору и создать прецедент, который может стать в дальнейшем обязательным правилом для последующих автокефалий.

Вопросы и возможные ответы

Согласится ли с этим Фанар? Вероятно, нет, поскольку это нанесет удар по его амбициям стать признанным главой Православного мира и утверждениям, что Константинопольский патриарх является «первым без равных» и имеет исключительные полномочия в Православии.

И здесь следует обратить внимание на один момент: из схемы трех шагов по предоставлению автокефалии, которую предлагает Румынская Церковь, второй шаг, т.е. инициирование и организация Фанаром процесса признания автокефалии, может быть убран без ущерба для всей схемы.

Процесс признания автокефалии Македонской Церкви, которую ей даровала Сербская Церковь уже идет без всякого содействия Фанара.

Поместные Церкви принимают решение о таком признании, и по сути это и будет тот самый «итоговый» Томос, пусть и не виде формального документа с подписями предстоятелей. Поэтому Фанар, отказавшись от предложения румын рискует просто не успеть вскочить в уходящий поезд. Автокефалии будут провозглашать, даровать и признавать без его участия, и фанариоты ничего не смогут с этим поделать.

Что с ПЦУ?

Может ли схема, предложенная румынами, быть применена для решения украинского церковного вопроса? Однозначно нет, поскольку в случае с уврачеванием македонского раскола, иерархия Македонской Церкви имела канонические хиротонии. В случае же с ПЦУ, почти все их «иерархи» были «рукоположены» отлученным от Церкви Филаретом Денисенко, что признавалось всеми без исключения Поместными Церквями. Поэтому, чтобы хотя бы приступиться к решению украинского церковного вопроса необходимо «перерукоположить» «иерархов» ПЦУ, от чего отказывается и ПЦУ, и Фанар.

Нужно ли сейчас искать варианты выхода из кризиса, в котором оказалось Православие?

Предложение Румынской Церкви выглядит именно как такая попытка. Признание автокефалии Македонской Церкви вполне может стать тем вопросом, по которому Поместные Церкви смогут прийти к согласию, а значит и другие спорные вопросы решать будет легче.

Вопрос автокефалии сейчас не главный?

Но в настоящее время самым главным вызовом Православию является не разногласие по поводу того, кто должен играть первую скрипку в процедуре предоставления автокефалии и не разрыв евхаристического общения между отдельными Поместными Церквями вследствие признания Фанаром ПЦУ и даже не сослужение фанариотов и их сторонников из других Церквей с лицами, не имеющими священного сана, т.е. с «иерархами» ПЦУ.

Главным вызовом, по нашему мнению, является перспектива объединения с католиками, уже явно и недвусмысленно анонсированная представителями Ватикана и Фанара и намеченная на 2025 год, 1700-летнего юбилея Первого Вселенского собора. На наш взгляд, сейчас необходимо сосредоточится не на поисках компромиссов во имя единства Церкви, а на том, чтобы сохранить верность самому Православию, нашему вероучению, нашим догматам, заветам святых отцов. Нам нужно продержаться до 2025 г. и посмотреть в каком виде тогда будет Православная Церковь: кто пойдет вслед за Фанаром и согласится на унию с Римом, а кто посчитает это для себя невозможным и останется верным Православию, какие отношения будут складываться между этими двумя частями нынешней Православной Церкви. Без этого никакие решения по процедуре автокефалии, уврачевании расколов и так далее невозможны. Найденный сегодня компромисс, назавтра (в свете новой унии) уже окажется неактуальным.

Опять-таки если изображать схематически, шаги по выходу из кризиса для Поместных Церквей представляются следующими:

  1. Четко уяснить себе в чем состоит опасность объединения с католиками.
  2. Решить для себя: идти на объединение или нет.
  3. Выходить из кризиса с теми, кто останется верным Православию.

И можно с уверенностью сказать, что Церкви, оставшиеся верными Православию перед лицом новой унии, все спорные вопросы между собой решат очень быстро.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/71948-rumynskaja-tserkov-fanar-i-avto...