РПЦ, УПЦ и война: альтернативная история. Ярослав Нивкин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Русская Церковь поддержала власти РФ, а не верующих УПЦ. Фото: СПЖ
Русская Церковь поддержала власти РФ, а не верующих УПЦ. Фото: СПЖ

РПЦ сейчас активно выступает в защиту Лавры. В УПЦ этому не особо рады. Почему? Давайте представим, «альтернативную историю», где РПЦ выступила против войны в Украине.

16 марта Синод РПЦ призвал международное сообщество возвысить свой голос в защиту УПЦ. В этот же день патриарх Кирилл в видеообращении призвал препятствовать закрытию Киево-Печерской лавры. И подобные слова сейчас говорит не только патриарх. Есть множество протестных заявлений о репрессиях украинской власти от иерархов и священников РПЦ. И все это как-будто правильно и логично. Ведь украинская власть действительно цинично преследует УПЦ. Вот только насколько уместно сегодня заступничество от представителей Русской Церкви, а, тем более, властей РФ?

Давайте на минуту пофантазируем и представим себе то, что в научной фантастике называют «альтернативной историей».

РПЦ выступила против войны в Украине

24 февраля 2022 года, сразу же после вторжения армии РФ в Украину, патриарх Кирилл созывает внеочередное заседание Синода РПЦ, на котором было принято заявление о недопустимости военных действий против братского украинского народа.

«Церковь Христова выше территориальных границ и междоусобных споров. Не могут члены Православной Церкви убивать друг друга. Это противоречит учению Христа, это разрушает единство братьев и сестер святой Руси. Мы уважаем нашу власть, мы любим свою родину, но настоящая наша отчизна не здесь – она на небе. Мы, архиереи Русской Церкви, не благословляем российский народ вести войну против Украины. Призываем всех воинов, верных нашей Церкви, не исполнять приказы, которые могут привести к жертвам среди украинского народа», – написали синодалы в своем обращении. На следующий день патриарх на проповеди в храме Христа Спасителя призвал всех солдат, оказавшихся на территории Украины вернуться домой.

«Я понимаю, что каждому из вас угрожает трибунал, – сказал тогда Патриарх. – Но обращаюсь к вам как к христианам – в какой-то момент нам приходится выбирать между служением земному, и небесному. И сегодня этот момент настал. Безусловно, мы должны поддерживать свою земную родину, но лишь до тех пор, пока эта поддержка не вступает в противоречие с заповедями Христа. А Спаситель нам совершенно ясно говорит: "Не убий". Мы не должны поднимать руку на своего ближнего, на своего православного брата. И тем паче, если он защищает свою страну, свою семью».

Позиция иерархии РПЦ привели к резкому охлаждению отношений Церкви с российской властью. Против патриарха Кирилла и членов Синода были открыты уголовные дела по статье о госизмене и дискредитации армии РФ. Были разорваны договора аренды многих храмов и монастырей. Федеральные СМИ развязали настоящую травлю против членов РПЦ, их стали называть инагентами и предателями. В то же время, в храмах на службах резко возросло число прихожан. Церковь неожиданно приобрела в обществе вес и уважение.

Изменилось отношение к Русской Церкви и в Украине. Радикалы продолжали называть ее «кремлевской», но в основном украинцы высказывали в адрес Патриарха Кирилла и архиереев слова уважения и благодарности. «Только из-за позиции Русской Церкви я вижу какую-то перспективу по нормализации отношений наших народов», – в таком духе высказывались украинцы в СМИ и соцсетях.

Что, если бы...

Что было бы если бы история развивалась в таком направлении? Очень вероятно, что и война протекала бы совсем по-другому, и число жертв в ней было бы гораздо меньше с обеих сторон. Скорее всего, и отношение к УПЦ в украинском обществе было бы совсем иным. Другим было бы и отношение к Русской Церкви среди верующих УПЦ. Ведь многие из них сегодня воюют на фронте, многие потеряли на войне своих родных и близких. А многие еще потеряют. 

Совершенно точно не было бы Собора в Феофании, сохранилось поминание патриарха как «великого господина и отца» в храмах. Было бы совсем иным отношение к РПЦ за рубежом. Вместо репутации «слуги режима», Русская Церковь подтвердила бы свой авторитет истинной Христовой Церкви-исповедницы, которая сложилась еще в советские времена жертвами тысяч новомучеников. Не было бы санкций против патриарха Кирилла, «парадов автокефалий» в Прибалтике.

Стало бы иным отношение украинской власти к УПЦ? Далеко не факт. Очень многое указывает, что репрессии государства на Украинскую Православную Церковь начались без всякой видимой причины. И скорее всего они вызваны заказом извне на втягивание Украины в «западную ойкумену». А УПЦ в этом контексте – очень серьезное препятствие, которое необходимо устранить.

Но вопрос в том, что в «альтернативной истории» РПЦ имела бы полное моральное право становиться на защиту Украинской Православной Церкви. То самое право, которого у нее нет в истории реальной. Сложно поверить, что в Москве не понимают очевидного факта – любые попытки заступничества от РПЦ идут сегодня Украинской Православной Церкви только во вред. Что они воспринимаются украинским и международным обществом как защита Москвы «своей» части.

Хотят ли в УПЦ заступничества российской власти и священства?

Тем не менее, похоже, «медийное» священство РПЦ воспринимает сегодня ситуацию вокруг УПЦ с долей злорадства. Мол, украинцы перестали поминать своего «господина и отца», нарушили каноны, вот и получили справедливое наказание. Популярный священник, богослов и блогер Георгий Максимов пишет: «Называя вещи своими именами, сейчас одна украинская религиозная организация, не поминающая патриарха, руками государства отнимает Лавру у другой украинской религиозной организации, не поминающей патриарха. Наместник Лавры в своем недавнем интервью заявил, что "не имеет ничего общего с Московской патриархией"».

Вот только о. Георгий не рассказал, почему так высказался наместник. В интервью СПЖ митрополит Павел сказал следующее: «Мы не согласны с тем, что было в некоторых моментах сказано предстоятелем РПЦ. Для патриарха всея Руси должны быть в равной степени важны и Украина, и Россия, и Беларусь. Если он Патриарх для всех, то должен был найти другие слова, дать напутствие и для украинских воинов, для украинского народа».

Что мы здесь видим? А видим тоску митрополита Павла по той самой «альтернативной реальности», в которой патриарх Кирилл не стал на сторону армии РФ, не придумывал богословие о прощении грехов на поле боя, а был отцом и патриархом для ВСЕХ православных: и россиян, и украинцев. Всех тех, о которых он когда-то скандировал в Киеве: «Россия, Украина, Беларусь – вместе мы Святая Русь». К сожалению, по меткому выражению одного из священников, патриарх Кирилл для украинцев перестал быть «отцом», он остался только «господином».

Приведем еще одну цитату о. Георгия Максимова: «Ну и как, сохранили (Лавру – Ред.)? И кто помогает вам ее сохранять? Патриарх, которого вы прекратили поминать, чтобы угодить власти, которая вас выгоняет! Вы от него отвернулись, а он от вас – нет, и первым из мировых лидеров возвысил голос в вашу защиту и вынудил других на это хоть как-то обратить внимание».

Что тут сказать? Есть такой психологический парадокс: чем аморальнее ты изображаешь оппонента, тем моральнее выглядишь в собственных глазах. В РПЦ почему-то убеждены, что Собор в Феофании – это трусливое мероприятие, которое «предатели» из УПЦ провели, чтобы выслужиться перед властью. Что ж, наверное, с такой позицией легче жить. Но она не имеет ничего общего с правдой. Просто украинцы осознали, какой выбор сделали их православные братья. Они лишь констатировали статус-кво.

И «альтернативный» патриарх Кирилл своим авторитетом действительно мог бы защитить УПЦ и Киево-Печерскую лавру. Но «реальный» патриарх сделать этого не может никак. От его заступничества, и заступничества его подчиненных УПЦ только хуже.

17 марта московский священник Андрей Новиков процитировал заявление Пескова, что нападки на УПЦ только «подтверждают правильность решения о проведении спецоперации» и заявил о «священной цели» войны РФ в Украине.

При всем уважении к священникам РПЦ хочется сказать им – братья, ну оставьте вы уже нас в покое, не надо нам помогать нас добивать. Считаете вы нападение на Украину «священным» – это ваше право. Но ведь верующим УПЦ любое подобное заявление приносит только новую боль и репрессии. Неужели это не понятно? Ведь не делается же это россиянами специально?

***

Когда-то закончится война в Украине, будут подписаны мирные договоренности. Когда-то примирятся украинцы и россияне. Когда-то историки дадут свою оценку тому, что говорили и делали во время войны политики, а что – православные иерархи. Мы не знаем, в каком виде будет существовать Церковь на нашей земле, знаем лишь, что она точно будет. Ну а пока война продолжается, мы должны делать все, чтобы нынешняя «военная» вражда и ненависть была как можно меньшей. В войнах и конфликтах у каждого своя правда, свой закон. Но для христиан наивысшим законом должен быть тот, который дал нам Христос. А закон этот – любовь.

Спаситель предупреждает нас, что в конце времен «восстанет народ на народ, и царство на царство… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Не в наших возможностях знать, пришли ли уже такие времена, но в наших силах сделать так, чтобы эта любовь друг ко другу не охладела.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/72423-rpts-upts-i-vojna-alternativnaj...