Рождество Пресвятой Богородицы — воцерковление времени
Ровно неделю назад, 14 сентября (1 сентября по старому стилю), Церковь отмечала праздник со странным и торжественным названием — Начало индикта, или церковное новолетие. И хотя праздник этот проходит почти незаметно для большинства современных христиан, все же многие отмечают для себя, что завершился очередной круг календаря и начинается новый церковный год.
Новолетие располагается между двунадесятыми богородичными праздниками — Успением Божией Матери и Ее Рождеством. И если Успением завершается евангельская история, то с Рождества Богородицы начинается годовой богослужебный круг, в котором перед нами раскрывается история нашего спасения. Церковь каждый год снова и снова предлагает нам внимательнее, чем в прошедшем году, всмотреться в Евангелие. Нам в очередной раз дается еще одна попытка, продлевается время, чтобы мы употребили его на приобретение единственного необходимого для нас знания — чего хочет от нас Бог.
Часто можно услышать, что самый дорогой, даже бесценный ресурс из тех, которыми распоряжается человек в своей жизни, — это время. Оно гораздо дороже нефти и газа, солнечного света и воздуха, — всего, что нас окружает и приносит пользу. Понятно, почему так: когда нет у человека времени, то и все остальное уже теряет смысл, оказывается ненужным. Время постоянно ускользает от нас; оно как диковинное, непонятное нам существо, не привыкшее общаться с человеком: если неосторожно заигрывать с ним, оно может ранить и обмануть. Если же игнорировать его, то так и не понять его важности, когда станет очевидно, что без него и тебя нет. Христиане обладают единственным способом приручить время, сделать его из строптивого и вечно убегающего — полезным помощником человеку. Время нужно воцерковить, совершить с ним нечто «противоестественное» для всего того, что кончается, — заставить его служить вечности. Такое насилие над временем, а лучше сказать, его преображение совершается в церковном богослужении. Мы приходим, например, на праздничную службу Рождества Богородицы, тратим 2-3 часа своего (своего ли?) времени, но становимся свидетелями рождения Пресвятой Богородицы, соучастниками начала спасения всего мира и, самое главное, пребывая во времени, начинаем знакомиться с тем, что же такое вечность, — то, куда нам всем предстоит войти.
Каждый великий церковный праздник, каковым является и Рождество Пресвятой Богородицы, «состоит» из трех неодинаковых частей.
Во-первых, важно само содержание воспоминаемого Церковью события из земной жизни Иисуса Христа, Его Пресвятой Матери или же церковной истории. Об этом мы узнаем или напрямую из Евангелия, или благодаря сохранившемуся в Церкви Преданию — важнейшей части христианского знания, собранного и хранимого так же бережно, как Священное Писание.
Во-вторых, Церковь рассказывает о сути отмечаемого события в богослужебных текстах: стихирах, тропарях и молитвах, а также иногда в особых священнодействиях. Благодаря этому раскрывается глубокий смысл праздника, возвышающий ум христианина к созерцанию замысла Бога о человеке.
И наконец, третье — это отражение церковного праздника в повседневной жизни христиан: традициях бытовой культуры, которые выносят христианский праздник за пределы церковной ограды, наполняют обычную народную жизнь всевозможными вещественными напоминаниями о невещественном духовном мире. Это то, что можно назвать воцерковлением быта.
Разные люди по-разному относятся к перечисленным выше частям празднования. Кто-то чересчур увлекается его бытовой составляющей. Например, на Пасху все усердие такого человека направляется на изготовление пасхальных яиц и куличей, а церковная служба становится второстепенной или же вообще оставляется. Иной может удовлетвориться тем, что ознакомится в Законе Божием с историей и содержанием праздника, но останется глух к богослужению. Правым окажется тот, кто и бытовых подробностей праздника не оставит, и изучит его историю, но главное внимание обратит на то, что совершается в храме.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — это начало годового богослужебного отсчета времени. Как и положено началу чего-то важного и значительного, он проходит очень торжественно. Первая же праздничная стихира на всенощном бдении направляет ум христианина на осмысление и переживание замысла Бога о спасении людей через Боговоплощение. Мощно звучит шестой глас праздничных стихир: «Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог... Небо одушевленное человеколюбием содела» (стихира праздника на Господи, воззвах). Доселе бессмысленно длящаяся, как утекающий сквозь пальцы песок, человеческая история обретает смысл: Бог нашел Себе среди людей такое место, Небо одушевленное ― Марию Деву ― через которое Он может прийти к людям и позвать их за Собою из времени в вечность.
Рождество Пресвятой Богородицы — это праздник, с которого начинается евангельская история, изображение событий земной жизни Господа. Через них мы можем увидеть то главное, что сделал для нас Бог: «Упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (тропарь праздника). Упразднение смерти — это то, что произошло во времени две тысячи лет назад, но это и то, что происходит с нами, когда мы приходим на богослужение. Самая выгодная трата нашего времени, самого дорогого, чем мы распоряжаемся,— это «обменять» его на вечную жизнь через православное богослужение и молитву.
Источник: Православие и современность
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии