Рождество Христово

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Рождество Христово

7 января Православная Церковь празднует Рождество Христово. О событиях и значении этого праздника наш сегодняшний рассказ.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся,

Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

Тропарь праздника

 

Днесь Христос в Вифлееме раждается

...Наступило время родить Ей;  и родила Сына Своего Первенца,

и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 6–7).

В дни правления кесаря Августа на территории Римской империи проходила перепись населения. Иудеи, находящиеся под гнетом Рима, также подлежали исчислению. Римская политика часто приспосабливалась к обычаям покоренных народов, а еврейские обычаи требовали, чтобы перепись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому надлежало отправиться в город, где когда-то жил глава его рода. Так, праведный Иосиф и Дева Мария, происходившие из рода Давидова, отправились в Вифлеем — город, в котором родился царь Давид. По прибытии оказалось, что из-за великого множества народа все места в гостинице уже заняты, и Святое Семейство приютилось на ночлег в одной из пещер в окрестностях Вифлеема, куда пастухи в ненастную погоду загоняли скот. В ту ночь Пресвятой Деве Марии настало время родить. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли… (Лк. 2, 7). Апостол Лука подчеркивает, что Пресвятая Богородица Сама спеленала Младенца, то есть рождение было безболезненным. Первенцем новорожденный назван потому, что по закону Моисея так назывался всякий перворожденный младенец мужеского пола, а не потому, что впоследствии у Девы Марии были еще дети, как это утверждают некоторые сектанты. В пещере не было колыбели, и Богомладенца положили в ясли, из которых пастухи кормили скот. Так с самого Своего рождения Спаситель принял на Себя крест уничижения и страдания, с первых минут Своей жизни Он явил образец смирения — важнейшей христианской добродетели.

Еврейский народ жил ожиданием пришествия в мир Мессии, Который свергнет ненавистное римское иго и поведет Израиль к мировому господству. В ту ночь сбылись ветхозаветные мессианские пророчества, однако родился не земной правитель, а Спаситель мира, Который Своим искупительным подвигом избавит человечество от рабства греха и устроит на земле новое царство — царство любви и благодати.

Слава в Вышних Богу…

… Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось... (Лк. 2, 15)

Неподалеку от того места были в поле пастухи (быть может, те самые, которым принадлежала пещера). Стояла ночь. Потрескивал костер, вокруг которого грелись люди. Время от времени один из них обходил сбившуюся в кучу спящую отару, чтобы незаметно не подкрался волк и не утащил овцу. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел Господень: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное Воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 9–14)

Таким чудесным образом люди узнали о пришествии в мир Спасителя. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, «Ангел не явился в Иерусалим фарисеям и книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те (т.е. пастухи, которые олицетворяют собой образ духовных пастырей и архиереев), не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом.

Что означает песнь Ангелов? — размышляет далее блаженный Феофилакт.— Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении… И в человеках благоволение, то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе».

Волсви же со звездою путешествуют…

Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

где родившийся Царь Иудейский? (Мф. 2, 1–2)

Кто были пришедшие в Иерусалим волхвы и что за звезда вела их в Вифлеем? Даже святитель Иоанн Златоуст — непревзойденный толкователь Священного Писания — испытывал при разъяснении этого евангельского отрывка определенные трудности: «Много нужно нам бодрствовать, много молиться, чтобы суметь разъяснить настоящее место и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к этому побуждал и что это была за звезда?»

Пришедшие в Иерусалим волхвы занимались тем, что по расположению звезд судили о будущем, изучали природные явления. Такие люди в Вавилоне и Персии пользовались большим уважением, нередко состояли на службе у царей. Господь призвал волхвов к поклонению Спасителю через явление на небе необычайной звезды. Что это было за явление? Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский говорили, что это была некая божественная сила, явившаяся в виде звезды. Примечательно, что, по расчетам астронома Кеплера, в год рождения Иисуса Христа было необыкновенно редкое совпадение в одной точке трех наиболее ярких планет: Юпитера, Марса и Сатурна. Благодаря этому явлению, которое в астрономии называется «соединение планет», на небе появилось очень яркое свечение. Однако несомненно, что та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем остановилась над местом, где находился Богомладенец Христос, была особым чудесным явлением. Затем в Евангелии говорится, что волхвы вошли в дом, где находились Мария с Младенцем, и поклонились Новорожденному. И открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11) — золото как царю, ладан как Богу и смирну как имеющему вкусить смерть человеку.

Смысл прихода волхвов из далекой страны святитель Иоанн Златоуст объясняет следующим образом: «Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, то Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев, и они от персов первых узнали то, чему не хотели научиться у пророков».

Новый Адам

... Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16).

В чудесном рождении Спасителя от Девы Марии заключается великая премудрость Божественного домостроительства. Господь Иисус Христос — истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. Сверхъестественное бессеменное зачатие и рождение от Девы Марии сделало Христа непричастным к первородному греху. Под первородным грехом в православном богословии понимают то семя тли, ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение — канал, по которому передается прародительский грех. Зачатый сверхъестественно, Иисус Христос миновал общую для всего человечества участь наследования первородной порчи и родился безгрешным. В силу этого Спасителю была свойственна и совершенная личная безгрешность, так как личные грехи являются следствием греха первородного. За всю Свою земную жизнь Господь не совершил ни одного греховного действия.

Святки

... От Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост.

Если последние дни Рождественского поста отличаются особой строгостью, то в период от Рождества до Крещения пост не только не предписан, но и запрещен Церковным уставом (даже по средам и пятницам). «Яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» (Типикон, 26 декабря). Эти 12 дней от Рождества до Крещения называются Святками, или святыми днями. В Древней Церкви праздник Рождества Христова отмечался 6-го (19-го) января и был известен как Богоявление, то есть относился собственно ко Крещению Спасителя. Со второй половины IV века в Константинополе Рождество Христово начали праздновать отдельно. Этот обычай распространился по всему православному Востоку и впоследствии был принят и у нас на Руси.

Дни Святок древние христиане проводили с особым благоговением, раздавали милостыню бедным, заботились о больных, посещали темницы, неся миру благую весть о явлении в мир Спасителя.

Подготовил Денис Каменщиков


Источник: Православие и современность