РОЖДЕСТВО И ГОЛГОФА
Рождество ценно не само по себе, а в связи со всем делом искупления людей.
Бог Родился Человеком, чтобы каждый из нас-людей приобрел свет, силу и жизнь Бога. Сщмч. Сергей Мечев из ссылки своим прихожанам писал удивительные строчки: «Рождество Христово есть для нас радость только с тем условием, если Христос не только пришел, но и пострадал на Голгофе и избавил человека от греха, проклятия и смерти… Радостен праздник Рождества Христова, но радостен для тех, кто ждет его, кто помнит, что Христос пришел для страдания, что Он принял зрак раба, что Он пришел на землю, чтобы нас поднять на небо».
Отсюда ясно, что понять и принять Рождение человеком бестелесного Бога невозможно без подготовки. Вдумчиво Церковь подводит нас к Рождеству. Она учредила длинный пост, воспоминание Отцов и праотцов Ветхого Завета. Бог готовил человечество к Своему Воплощению тысячелетиями. Вся ветхозаветная история – это подготовка Воплощения. Вот, Церковь дает нам возможность соприкоснуться с Вехим Заветом, с заветом ожидания. Адам ждал Спасителя 930 лет, Ной – 950, Авраам – 175. Призваны ждать и мы. Ждать желанной встречи, верить и надеяться. Важно учиться вере ветхозаветных отцов, вере людей, которые не видя Спасителя, тем не менее, сохранили упование до конца. Нам также необходим Спаситель и прощение. Церковь готовит нас ко встрече с Богом, как с Человеческим Младенцем. Это надо вместить в чистом сердце. Вертеп – точка связи всего мира, Ветхого и Нового Заветов. Христос – центр истории, ясли – место рождение нового человечества, вертеп – вот время отсчета и начала очищения, преображения твари и всего бытия.
Рождество Христово – это свидетельство любви Бога к людям. В основе этой любви жертва. «Дорогой ценой Иисус Христос открыл нам вход в Царство Небесное, - пишет сщмч. Онуфрий Одесский, - Убогая Вифлеемская обстановка была началом того уничижения, в котором пребывал Христос Бог на земле. После рождения Богомладенца, жестокий Иpод ищет смерти Дитяти, и Пречистая Дева Маpия вместе со Своим Сыном и стаpцем Иосифом бегут в далекий Египет (Мф. 2 гл.). А когда Спаситель выступил на общественное служение pоду человеческому – сколько вpажды, злобы, ненависти к Христу–Богочеловеку проявили книжники и фарисеи и все это закончилось неправедным судом и позорным распятием Бога».
Рождество связано с основанием Церкви. Это праздник Церкви. Его можно пережить и осмыслить по настоящему лишь в Апостольской Церкви.
Сщмч. Илларион (Троицкий), этот вникающий всю жизнь в тайну Церкви писал: «Воплотившийся Сын Божий и стал основанием Церкви…самый факт воплощения лежит в основании Церкви. Церковь - как бы непосредственное продолжение воплощения, как и здание, может быть названо продолжением фундамента. Ерм видел Церковь строящейся башней. Отдельные камни так плотно прилегали друг к другу, что нельзя было заметить, где кончается один камень и где начинается другой. Башня, казалось, создана из одного камня. Лишь только камни входили в строение башни, они начинали светиться, они меняли свой обычный вид».
Именно в Церкви мы пожинаем плоды Боговоплощения. Отметим несколько пунктов, которые нам предлагает сщмч. Илларион Тоицкий:
Во-первых, мир изменился после Рождества. В мире теперь действует Дух Божий. Церковь - это исцеление человечества – это новое творение. При этом «новое творение, можно сопоставить в некоторых моментах с творением первым. Некогда Бог взял персть от земли и создал человека. Этот человек был от земли перстный, и он ниспал в персть, хотя и создан был для нетления... В воплощении снова берется персть, заимствуется плоть от естества перстного... Создается новый человек, потому что сделались люди причастниками Божеского естества. Некогда Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни, и стал человек душою живою. При новом творении тоже было Божественное дуновение со словами: Примите Духа Святаго (Ин. 20,22) - и, носиму дыханию бурну (Деян. 2,2), исполнились все Духа Святого. Стал новый Адам - Духом животворящим. Древнее прошло, теперь все новое…Процесс постепенного преображения естества человеческого и начался с воплощения Сына Божия, а продолжение и совершение этого процесса - в жизни церковной. Так, неразрывно связаны воплощение и Церковь».
Во-вторых, в письме к другу «Вифлеем и Голгофа» священномученик расширяет значение Рождества Христова и ставит его рядом с Голгофой: «Богословская мысль древней Церкви благоговейно ходила не столько около Голгофы, сколько около Вифлеема… Если бы меня, Друг, спросил Ты: какая основная и самая главная мысль древней Церкви? – я не колеблясь ответил бы: «Для нашего спасения необходимо воплощение Сына Божия». На воплощении Сына Божия основывала Христова Церковь смысл человеческой жизни, надежду на спасение, упование на грядущее блаженство, чаяние жизни будущего века».
Предоставляя Рождеству должное место, священномученик Илларион, при этом ясно показывает, что основа Спасения Крестная Жертва Спасителя. «Голгофа и Крест – поворотный пункт истории. Прежде человек шел от Бога; теперь он обращается к Богу. Не судится Бог с человеком на Голгофе, не самоудовлетворяется казнью Сына, но сретает и радостно лобызает возвращающегося блудного несчастного сына. Совершилось! Горохищное овча, естество человеческое, воплотившийся Сын Божий, на рамо восприим, принес к Отцу. Голгофа и Крест – перелом сознания и воли грешного человечества».
В третьих, владыка подчеркивает, что не было бы Искупления, если бы Господь не стал на землю Человеческими ногами. «Но почему спасительна для меня эта страшная Голгофа? Не сама по себе, а потому, что в Вифлееме Сын Божий мое естество воспринял в единство Своей Ипостаси. Через единение естеств во Христе и смогло человечество сломить на Голгофе свою греховную волю. Так Голгофа получает истинное богословское освещение от Вифлеема, над которым Воинство Небесное в великую ночь Рождества славило Бога. Нося мое же естество человеческое, Первенец из мертвых прошел через врата смерти и гроба, не увидав тления. Тление и смерть были побеждены, даровано нетление и вечная жизнь. Естества во Христе соединены неразлучно, и Христос, вознесшись во славе, посадил и наше естество одесную Божественной славы».
В четвертых, мы призваны помнить, что спасаемся мы в Церкви. Плоды Рождества и Голгофы дарит нам Бог через Её материнские руки. Через наше личное участие в жизни Церкви: «От самого единения естеств в лице Христа мы действительно стали иными. При первом творении Бог вдунул в Адама дыхание жизни, и стал Адам душою живою. То же и при новом творении. «Носиму дыханию бурну», сошел на апостолов и дарован был всей Церкви Дух Божий, Который стал источником новой, благодатной жизни. Дело спасения, совершенное Христом, ложится в основание новой нравственной жизни человечества в Церкви. Если человек был болен, то теперь он исцелен и восстановляется его духовное здоровье. Обновление естества должно пройти и через личность, спасение должно стать личным».
Мысль о спасении «приходит к Вифлеему, видит Младенца, лежащего в яслях, и благоговейно преклоняется пред Ним, как пред Спасителем мира. Тайно родился Христос от Девы в вертепе, тайно Он воскрес из пещеры Иосифа Аримафейского, но богословствующая мысль в Рождестве видит создание новой твари и обожение человека, а в Пасху торжествует победу над тлением и смертью».
Читая эти дивные строки священномученика, осознаешь величие Вифлеемской ночи, и яслей и Младенца в них. Рождество Христово важно встречать в храме со всей Церковью. Быть частью Тела Христова. «Кто в день Христова Рождества прислушается повнимательнее к песнопениям церковным, тот узнает, в чем Церковь видит залог своей жизни и начало спасения своих членов. Именно днесь…обновляется естество и Бог человек бывает…Начало спасения человеческого естества и начало жизни церковной положено в самом факте воплощения и вочеловечения второй Ипостаси Пресвятой Троицы».
Рождество – это вызов. Это напоминание ради Кого мы должны жить и кому служить. Сщмч. Сергей Мечев говорит, когда «мы пришли поклониться нашему Владыке, возлежащему в яслях, пришли вместе с Ангелами, пастырями и волхвами, нам надо понять, где мы в этом разделении, чьи мы, за кем идем – и если идем за Христом, то пора идти…нам надо сберегать то, что дает нам Церковь, надо бороться… и нам говорит Спаситель: «Да не смущается сердце ваше». Если мы будем внимательно относиться к своей душе, если будем идти за Христом, мы должны хранить Царство Божие в своей душе, полученное здесь, в храме. Берегите свои души, берегите Царство Божие, которое внутри вас».
Тайно родился Христос на юге Святой Земли. Тайным и незамеченным было Его детство и юность. Но эта тайна столь привлекательна, что тысячелетиями манит к себе человечество. Без Вифлеема и Голгофы для нас остается безысходность, без пустого гроба в Гефсиманском саду - тление и мрачные врата смерти. Мы величаем Христово Рождество, потому что, сколько бы мы не любили прелести греха все же тянемся к нетленному свету Вечной Жизни.
Иерей Андрей Гавриленко
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии