Рождество Богородицы — праздник всеобщей радости

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Рождество Богородицы

Почему Рождество Богородицы возвестило радость всей вселенной? Как одно событие освободило две семейные пары, жившие в разные времена? Тропарь и кондак праздника разбирает клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.

Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождение Твоё, Богородица Дева, возвестила радость всей вселенной: ибо через Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и Он, разрушив проклятье, Дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу в первую очередь как мать Господа Иисуса Христа. И поэтому всё, что говорится в тропаре праздника о Богородице, связано прежде всего с учением о Господе Иисусе Христе — Боге, родившемся Человеком.

В начале тропаря мы обращаемся к Божией Матери. «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…» Многие поколения праведников ждали воплощения Бога на земле, но только Пресвятая Дева смогла стать тем священным сосудом, престолом Божества, на который сошёл Господь.

Слова «радость возвести всей вселенней» показывают масштабность, важнейшую ценность рождения Богоматери для человечества. Как прекрасно пишет один из церковных исследователей, «с чудесным Рождеством Пресвятой Девы начинает вдруг проникать свет грядущего новозаветного дня, того дня, что уже никогда не завершится. Ведь вместе с будущей Богоматерью в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху и смерти, а заодно с этой надеждой — и ликующая радость предчувствия скорой встречи с Самим Богом».

О какой клятве и освобождении говорится в дальнейших словах тропаря? Для понимания этого нужно обратиться к истокам человеческой истории.

Бог не творил смерти, наоборот, через богообщение человек призван был стать причастником вечной жизни, которой обладает один Вечный Бог. Но совершив грехопадение в раю, человек в лице первых людей Адама и Евы отпал от источника жизни — Своего Бога и Творца. Как следствие, в мир пришла смерть и её предвестники — болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и оказался под клятвой — отделённым от Бога. Для того, чтобы спасти человека от вечной погибели — «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», — приходит к нам Господь. И как через одного человека — Адама вошёл в мир грех, так и через Христа нам открыт путь ко спасению и вечной жизни с Богом.

Тропарь праздника, таким образом, напоминает нам, что Господь Своим пришествием в мир даровал нам самое главное — свободу. И теперь от каждого из нас зависит, как распорядиться этим Божиим даром.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

События, затронутые в песнопении, относятся к церковному преданию: родители Богоматери — Иоаким и Анна — были бесплодны, за что осуждались в еврейском народе, так как отсутствие детей считалось наказанием Божьим. Многие годы благочестивые супруги пребывали в молитве, и случилось чудо: явился Архангел Гавриил, возвестив им о том, что молитвы их услышаны. Рождённую назвали Марией, что в переводе означает «Госпожа». Как видим, кондак рассказывает о том, что Рождество Богоматери освобождает Иоакима и Анну от бремени бездетности, а Адама и Еву, и в их лице всё человечество, — от смерти и проклятия, о котором говорилось в тропаре праздника.

Вторая часть кондака обращена к нам, христианам («то празднуют и людие Твои»), призывая праздновать это великое событие и свидетельствовать о чуде рождения Богородицы, Которая растила и питала Спасителя. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, и поэтому сегодня прославляются и Мать, и Сын. Рождество Богородицы — праздник всеобщей радости, о которой говорит тропарь и к которой призывает кондак. В этот прекрасный день можно особенно усердно просить Пресвятую Деву, чтобы Она даровала нам Свою благодатную помощь, всесильную материнскую поддержку и участие в нашей жизни.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/rozhdestvo-bogoroditsy-prazdnik-vseobshhe...