Рождество — это ради нас

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Рождество Христово. Монастырь Дафни (Греция, Афины), XI в.

Рождество Христово. Монастырь Дафни (Греция, Афины), XI в.

Звезда над вертепом, пастухи, волхвы… Зачем Церковь поёт о них в день Рождества Христова и какое отношение они имеют к нашему спасению? Объясняет клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки священник Димитрий Абросимов.

Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

В этом тропаре, как и во многих других песнопениях Рождества, очень важное значение имеют образы, связанные со светом. И это неслучайно: с рождением Спасителя люди обратились из мрака неведения к истинному свету — Солнцу правды Христу. Ведь именно Он — Солнце, Которое дает жизнь всему миру. Многие люди этого не замечают или не хотят замечать, но именно Христос наполняет нашу жизнь смыслом. Если бы не было в нашей жизни Христа, не было бы настоящего смысла и самой жизни.

Еще тропарь праздника обращает внимание на событие поклонения волхвов Христу. О появлении в мир Богомладенца они узнали благодаря особой путеводной звезде. Волхвы с востока — это не просто мудрецы, это представители религиозного течения, которые они служили звездам как богам. Через явление новой необычной звезды, приведшей их в Вифлеем, к Богомладенцу Христу, эти мудрецы были научены истинной мудрости, истинному знанию— поклонению Солнцу правды Христу. И в лице этих восточных мудрецов весь языческий мир незримо для него самого преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком.

Кондак, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Автор этого рождественского песнопения — известный церковный гимнограф VI века преподобный Роман Сладкопевец. Это интересно знать потому, что именно с этим песнопением связана чудесная история из жизни преподобного. Согласно преданию, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь».

Кондак насыщен более глубокой богословской тематикой. В этом песнопении встречаются богословские термины, с помощью которых раскрываются Божественные свойства воплощенного от Девы Марии Богомладенца. Он именуется Пресущественным, то есть существовавшим всегда и прежде всего, Неприступным — недоступным, недосягаемым; Превечным — вечным, бесконечным.

Также кондак показывает нам, что событие Рождества Христова было праздником объединения земного и небесного, человеческого и Божественного, это событие стало началом новой человеческой истории. В этом песнопении — объединенные произошедшим чудом Дева и Пресущественный, вертеп и Неприступный, ангелы и пастухи, волхвы и звезда, дитя и Превечный. Все небесное и земное приносит Превечному Богу свои дары: земля — пещеру, пастухи — поклонение, ангелы — славословие.

Главный смысл всего произошедшего в рождественскую ночь раскрывает последняя строка кондака — все это было «нас ради». Именно для нас пришёл на землю Христос — для нашего спасения, для того, чтобы примирить небо с землёю и Бога с человеком. Сын Божий пришёл в мир, чтобы Своим воскресением даровать людям всеобщее воскресение и вечную жизнь, а Своим вознесением на небеса вернуть в объятия Небесного Отца каждого желающего человека.

Песнопения праздника призывают нас в день, когда в Вифлеемском вертепе рождается Христос, поспешить вместе с пастухами и волхвами, чтобы принести к яслям Богомладенца посильные дары — дары веры и добрых дел, чтобы по возможности приблизиться к истинному Солнцу правды — Христу.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/rozhdestvo-eto-radi-nas/