Рождественское перемирие. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Недавний призыв Патриарха объявить перемирие на Рождественский сочельник и Рождество отражает неизменное послание Церкви, а некоторые отзывы на него  —   непонимание этого послания.

Как говорится в обращении Патриарха,

«Я, Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, обращаюсь ко всем сторонам, вовлеченным в междоусобный конфликт, с призывом прекратить огонь и установить рождественское перемирие с 12:00 6 января до 24:00 7 января, чтобы православные люди могли посетить службы в Рождественский сочельник и в день Рождества Христова»

Призыв не был воспринят на Западе и среди людей, про-западно настроенных — и это вполне предсказуемо. Во время конфликта люди более всего стремятся засвидетельствовать преданность своей стороне — независимо от того, приносит ей это пользу или нет. Патриарх однозначно воспринимается в этой среде как «враг» и сказать о нем что-то хорошее, поддержать хоть что-то из того, что он сказал, значит навлечь на себя подозрения в нелояльности.

Поэтому любые слова Патриарха (и любое его молчание) будет использовано против него. Любой вообще инфоповод — как возможность выразить непоколебимую верность своим и неугасимую ненависть к врагам.

Люди обычно гораздо более привержены сторонам, чем принципам — по ряду довольно очевидных причин. Во-первых, принципы нарушать гораздо безопаснее. Во-вторых, последовательное соблюдение принципов навлечет на вас неудовольствие обеих сторон.

Поэтому многие люди, которые являются (в принципе) сторонниками мира, не обрадовались, когда перемирие предложил Патриарх.

Конечно, перемирие на пару дней — это не мир; но это, так сказать, репетиция мира. Если стороны могут договориться о прекращении огня на день, они смогут договориться и о чем-то более длительном. Это оживление переговорного процесса, сохранение навыков договороспособности. Иногда кровопролитие продолжается не потому, что оно выгодно какой-то из сторон, а просто потому, что навык вести переговоры утрачен.

Но призыв Патриарха вызвал критику и дома — со стороны части патриотов. Призыв назвали «пораженчеством», сочли неуместным предлагать Рождественское перемирие «язычникам и неонацистам» и вообще сочли разговоры о мире расхолаживающими и мешающими борьбе.

Что объединяет, казалось, непримиримых противников — это то, что Рождественское перемирие рассматривается исключительно с военной, политической или пропагандисткой точки зрения.

Но в обращении Патриарха сказано о другом — «чтобы православные люди могли посетить службы в Рождественский сочельник и в день Рождества Христова». Важно ли в этот праздник прийти в Церковь, чтобы поклониться Богомладенцу? С точки зрения неверующего мира — совершенно неважно. Некоторые ходят в Церковь, а некоторые — на рыбалку. Это какая-то частная причуда, которую вполне можно терпеть, пока она не мешает более важным делам.

Но с точки зрения православного человека мир стоит молитвами Церкви. Человек создан для общения с Богом; в этом общении мы обретаем жизнь вечную и блаженную. Принимая участие в богослужениях Церкви и приступая к Таинствам, мы делаем именно то, для чего мы созданы, идем путем истины и спасения.

Самая важная личность в мироздании, Тот, кто, в конечном итоге, определяет нашу временную и вечную участь — это Господь наш Иисус Христос. Если вы будете приглашены на празднование дня рождения кого-то важного в этом мире, полководца или политика, вы едва ли отнесетесь к этому приглашению с пренебрежением. Церковь празднует день Рождения Господа. Предвечный Сын Божий, благодаря смиренному согласию Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, входит в наш мир и становится одним из нас — человеком, во всем подобным нам, кроме греха.

Он делает это «нас ради человек и нашего ради спасения», чтобы через Свою смерть и Воскресение даровать нам прощение грехов и жизнь вечную.

Для православного человека прийти в храм, чтобы выразить свою благоговейную благодарность Господу, причаститься Святых Христовых Тайн, вознести молитву о нуждах людей — нуждах, особенно острых в это трагическое время — это не хобби, это самое важное дело на свете. И если наша православная вера — истинна, оно и является самым важным. Все остальное в жизни верующего человека строится на этом фундаменте и питается из этого источника.

Конечно, есть люди, которые смотрят на это как на «мифы народов мира» — но таких немного. Гораздо больше людей вообще не очень понимают, о чем идет речь и зачем нужна Церковь.

Нередко люди видят в Церкви либо разновидность шаманства и белой магии, либо один из отделов пропаганды, либо то и другое вместе, и искренне недоумевают, когда выясняется, что сама Церковь видит себя по-другому. Православие видится как, в лучшем случае, часть национальной идентичности — и не самая важная ее часть. Его вероучительное содержание остается вне зоны внимания.

Это, увы, совершенно обычная ситуация — и люди с недоумением и раздражением узнают, что Православие не является боевой магией. Оно вообще совсем про другое.

Текущие события еще раз напомнили, что любая стабильность в этом мире ненадежна, и всем нам неизбежно предстоит умереть. Осознать это — не значит перепугаться или прийти в уныние. Это значит признать неизбежность подведения итогов — на что мы потратили свою жизнь. Что будет нашим утешением на смертном одре, а что— совсем нет.

Но даже если мы наделали ошибок и наломали дров, мы можем обрести мир с Богом. Поклониться рожденному ради нас Богомладенцу, обратиться к Богу со смиренной просьбой о прощении и руководстве.

Об этом и напоминает Рождественское Послание Патриарха, которое на службе читалось во всех церквях:

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет, по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий, который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни»

Перемирие, которое предложил Патриарх, напоминает об этом мире среди сегодняшних бурь. Мире, который Господь дает тем, кто искренне ищет Его.

https://radonezh.ru/2023/01/11/rozhdestvenskoe-peremirie