Рождественский Вифлеем, опустошенный войной, выглядит в этом году как город-призрак – нет ни елки, ни огней

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Рождественский Вифлеем, опустошенный войной, выглядит в этом году как город-призрак – нет ни елки, ни огней
Патриархи и главы церквей призывают не оставлять надежду на «свет Иисуса, разгоняющий тьму»

ВИФЛЕЕМ. Город рождения Иисуса на Западном берегу, опустошенный войной, выглядит на нынешнее Рождество как город-призрак – нет ни елки, ни огней, ни праздничных толп; однако патриархи и главы церквей призывают народ не оставлять надежду на «свет Иисуса, разгоняющий тьму», пишут apnews и fides.

Празднования сочельника в Вифлееме пришлось отменить из-за войны Израиля и ХАМАС. На площади Яслей нет ни традиционной праздничной иллюминации, ни рождественской елки, ни благоговейных толп иностранных туристов, ни ликования, ни молодежных оркестров и хоров. Все это осталось в прошлом. На пустой площади на Западном берегу встречаются лишь одиночные патрули бойцов палестинских сил безопасности. «В этом году без рождественской елки и праздничных огней святые места погрузились во тьму, – сокрушается брат Джон Винь, монах-францисканец из Вьетнама, живущий в Иерусалиме уже шесть лет. – Я всегда приезжаю в Вифлеем праздновать Рождество, однако этот год выдался особым, я бы сказал отрезвляющим».

Нынешний вертеп на площади Яслей с младенцем Иисусом, завернутым в белый саван, напоминает о тысячах детей, погибших в ходе боевых действий в Газе. Рождественская сценка окружена колючей проволокой и завалена серыми обломками камней. Они не озаряются радостными огнями и красочными сполохами, которые ранее затопляли площадь в рождественский сезон. Холодная дождливая погода усугубляет мрачное впечатление. Отмена рождественских праздников нанесла серьезный удар по экономике города. По самым скромным оценкам, до 70% доходов Вифлеема всегда приносил поток туристов и паломников, причем львиная доля приходилась на рождественский сезон. В этом году, как и в год пандемии, многие крупные авиакомпании отменили рейсы в Израиль, а потому прибыло очень мало иностранцев. Местные официальные лица сообщают, что более 70 гостиниц в Вифлееме уже закрылись, а тысячи их сотрудников остались без работы. Сувенирные лавки и магазины тоже большей частью закрыты в канун Рождества. Некоторые из них открываются, когда прекращается дождь, однако посетителей в них очень немного.

«Мы в этом году не можем с чистой совестью установить елку и праздновать по-прежнему, зная, что у многих наших соседей (в Газе) не осталось даже крыши над головой и некуда пойти, – говорит Ала Саламе (Ala’a Salameh), совладелица семейного ресторана «У Африма» в нескольких шагах от площади. – Раньше сочельник был у нас самым загруженным днем в году. Людей было столько, что стула не найдешь, чтобы присесть, да и некогда сидеть – крутишься, как белка в колесе, с утра до полуночи». В это воскресенье с утра в ресторане накрыт лишь один-единственный столик для журналистов, дожидающихся здесь окончания дождя.

В крохотной лавочке под плакатом «Рождественские колокола Вифлеема призывают к прекращению огня в Газе» несколько подростков предлагают редким прохожим крохотных пузатых Санта-Клаусов, но никто не покупает. Их юные местные сверстники, прихожане различных церквей, не проводят традиционные праздничные шествия по улицам Вифлеема, а молча стоят с флагами. Группа местных студентов развернула огромный палестинский флаг в полном безмолвии в знак скорби.

Шукри Мубарак (Shukry Mubarak), органист церковного хора в храме Рождества Христова говорит, что хор изменил традиционный рождественский музыкальный репертуар – в нем больше не звучат ликующие праздничные песнопения. Хор исполняет лишь торжественные гимны в минорной тональности. «Наше ежегодное послание на Рождество всегда было посланием мира и любви, – напомнила мэр Вифлеема Хана Хания (Hana Haniyeh) скромному собранию туристов и паломников. – Однако в этом году это послание печали, скорби и гнева перед международным сообществом в связи с тем, что творится в секторе Газа». Среди немногих иностранных туристов, слушавших ее, несколько слов сказал доктор-педиатр Джозеф Мугаса, приехавший из Танзании в составе группы из 15 паломников. «Мы исполнились решимости приехать в этом году к нашим великим святыням, несмотря на тяжкую ситуацию, – говорит доктор. – Мне доводилось бывать здесь несколько раз, однако в этом году проходит совершенно необычное Рождество – почти без людей и торжеств. Все понимают, что празднества неуместны в столь тяжкие дни, когда столько людей страдают. Мы скорбим о них и молимся о мире».

По данным местных служб здравоохранения, в ходе войны убито уже более 20 тысяч палестинцев и более 50 тысяч ранено в результате воздушных ударов и наземного вторжения Израиля с целью уничтожения боевиков ХАМАС в Газе. Сообщают также, что уже около 85% из 2,3 миллионов жителей территории отправились в изгнание. Война была спровоцирована кровавой атакой боевиков ХАМАС 7 октября на юг Израиля, когда они убили около 1200 израильтян, в большинстве своем мирных жителей, и увели в плен более 240 заложников. Война в Газе сопровождается всплеском насилия на Западном берегу, где в результате израильских обстрелов погибло уже порядка 300 палестинцев. Боевые действия повлияли на духовную и мирскую жизнь на всей оккупированной Израилем территории. С 7 октября доступ в Вифлеем и другие палестинские города на Западном берегу почти невозможен из-за длинных очередей машин на военных контрольно-пропускных пунктах. Эти кордоны также не дают возможность десяткам тысяч палестинцев покинуть территорию для работы в Израиле.

Амир Майкл Джакаман (Amir Michael Giacaman) держит скромный сувенирный магазин «Il Bambino» с ремесленными поделками из оливкового дерева и другими рождественскими сувенирами. Он на днях открыл магазин впервые с 7 октября. Однако туристов практически нет, а среди местных жителей мало у кого есть лишние деньги на сувениры, тем более, что те, кто имеет работу в Израиле, ныне вынуждены сидеть дома. «Когда у людей появляются лишние деньги, они предпочитают тратить их на продовольствие, – говорит его жена Сафа (Safa) Джакаман, пока дочка Микаэлла бегает и шалит в опустевшем магазине. – В этом году мы повествуем историю Рождества без прежнего ликования. Мы говорим, что празднуем Иисуса без елки и Санта-Клауса».

Боевые действия в Газе занимают умы и сердца и небольшой христианской общины в Сирии, которая уже тринадцатый год страдает от кровопролитной гражданской войны. Тамошние христиане, прибывшие в Вифлеем, говорят, что пытаются открыть души радости в эти дни, несмотря на кровь и смерть на родине и в Газе. «Где любовь? Что мы сделали с любовью? – горестно вопрошает преподобный Элиас Захлави (Elias Zahlawi), священник из Ябруда, городка примерно в 80 километрах к северу от Дамаска. – Мы отторгли Бога своими братоубийственными деяниями, и, к сожалению, церковь хранит молчание перед лицом этой страшной и болезненной реальности».

Некоторые, впрочем, ищут луч света и вдохновения в нынешнем омраченном Рождестве. Латинский патриарх Пьербаттиста Пиццабалла, прибывший из Иерусалима на традиционный крестный ход к храму Рождества Христова, напомнил немногочисленному собранию, что Рождество «несет нам великую надежду», несмотря на войну и насилие. «Даже поневоле скромное Рождество несет исконный дух праздника и показывает множество путей единения общин единоверцев, – вторит ему Стефани Салданья (Stephanie Saldaña) из Сан-Антонио (штат Техас), последние 15 лет живущая в Иерусалиме и Вифлееме с мужем, приходским священником Сирийского католического храма Святого Иосифа. – Мы ощущаем Рождество острее, чем когда-либо, ибо ждем прихода Царя Мира. Мы ждем чуда, которое остановит эту войну».

Издание Fides пишет, что главы и Патриархи Иерусалимских церквей выступили с Рождественским посланием 21 декабря. «Празднование Рождества Иисуса в этом году омрачено бедствиями, – вещают в нем прелаты. – В это тяжкое время ужасы войны сеют страдания и скорбь во множестве семей по всему региону. Тем не менее, именно в таком мире родился Господь более двух тысяч лет назад, чтобы вселить в нас надежду. Даже в дни рождения Иисуса мир был омрачен убийствами детей и военными вторжениями. Сам Христос родился и жил в страданиях и возвысился в них до смерти на кресте, чтобы свет надежды воссиял в мире и развеял тьму. Сегодня, несмотря на новые бедствия, разрывающие на части целые народы, надежда всего мира воистину возрождается вновь, начиная с Вифлеема и простираясь от Иерусалима до краев земли, дабы вернуть свет и жизнь тем, кто пребывает во тьме под черной сенью смерти».

В своем послании прелаты провозглашают радостную весть о рождении Иисуса и дерзновенную силу христианской надежды, несмотря на боль, которую испытывают народы на земле Иисуса Христа, Царя Мира. «За последние два с половиной месяца военные насилия ввергли в невообразимые страданиям миллионы людей на нашей любимой Святой Земле, – скорбят патриархи и епископы. – Всем нам, ввергнутым в непрекращающийся ужас войны, надежда кажется далекой и несбыточной. И все же именно в таком мире родился сам Господь наш, дабы вселить в нас надежду. В те далекие дни тяготы и испытания были во всем подобны нынешним, и Пресвятой Богородице со Святым Иосифом трудно было найти безопасный приют для рождения сына. И тогда были убийства детей, было военное вторжение, а Святое Семейство бежало от расправы. Внешне не было никакой причины для празднования, кроме рождения Господа Иисуса. Именно среди великих грехов и скорбей Ангел явился волхвам с вестью надежды и радости для всего мира... Сам Христос родился и жил среди великих страданий. Воистину, он страдал ради нас и принял смерть на кресте, чтобы свет надежды воссиял в мире и рассеял тьму».

«Мы осуждаем все насильственные действия, – пишут патриархи. – Мы призываем народы этой многострадальной земли и всего мира искать милости Божьей, дабы научиться идти всем вместе по путям справедливости, милосердия и мира. Верующих и всех людей доброй воли мы призываем неустанно трудиться, оказывать помощь страждущим ради справедливого и прочного мира на этой земле, которая одинаково священна для трех монотеистических религий. Надежда на Рождество воистину возродится вновь в Вифлееме и Иерусалиме и заполнит отсюда всю землю до краев — во исполнение слов пророка Захарии о том, что «заря свыше снизойдет на нас, дабы явить свет всему миру».

https://sedmitza.ru/text/10344691.html