Рождественский пост: дорога к радости. Дария СИВАШЕНКОВА
28 ноября в Православной церкви начинается один из четырех «долгих» постов – Рождественский. Он продлится целых сорок дней и закончится в праздник Рождества Христова, в ночь на 7 января. Рассказываем, как возник этот пост, Какие на него приходятся праздники, как его правильно провести, и, в особенности, как поститься в новогоднюю ночь
Рождественский пост – один из самых древних в истории Церкви. Первые упоминания о нем встречаются в источниках IV в. О нем упоминают свт. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин. Это означает, что пост, возможно, появился еще раньше, во времена римских гонений на Церковь.
Как семь дней превратились в сорок
Изначально он длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан – больше), но в 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней. Это имело свой резон: праздник Рождества Христова по своему значению для дела нашего спасения почти не уступает празднику Воскресения, и путь подготовки к нему должен нести определенное символическое значение. А именно сорок дней в Писании всегда предваряют великие события: вспомнить хотя бы посты пророков Моисея и Илии или сорокодневное воздержание от пищи Самого Иисуса Христа перед выходом на проповедь… Если сам по себе пост подчеркивает значимость события, то сорок дней означают особое приготовление к нему, необходимость сугубой духовной «настройки».
Итак, с XII века Рождественский пост в Православной Церкви стал «малой» четыредесятницей, уступающей лишь четыредесятнице «великой» – посту перед Пасхой. В прежнем виде пост сохранился до наших дней у некоторых дохалкидонских церквей. Так Армянская Апостольская Церковь держит Рождественский пост «по-старинке», семь дней, с 30 декабря по 5 января. Рождество у армян также, в соответствии с древним обычаем, объединено в один праздник с Крещением Господним и празднуется шестого января. В тот же день, что отмечают Крещение и поместные Православные Церкви, использующие новый стиль.
Другое название этого поста – Филиппов, или, по-простонародному – Филипповки. Связано это с тем, что за день до его начала, 27 ноября, празднуется память одного из двенадцати Христовых апостолов – апостола Филиппа. Этот день считается заговением перед постом (если только не выпадает на среду или пятницу, в таком случае заговение переносится на сутки назад – на 26 ноября).
Интересно, что два древних литургических памятника - отрывок Готского месяцеслова IV - V веков и Типикон императора Константина VII Багрянородного, написанный в X веке, относят день памяти апостола Филиппа на 28 ноября (15 по ст.стилю). По всей видимости, в то же время, когда пост стал сорокадневным, дата воспоминания об апостоле была «сдвинута» на день для того, чтобы предварять собой Рождественский пост, а не накладываться на него. Все-таки странно начинать пост с праздника.
Филипп – не единственный апостол, чей день памяти приходится на Рождественский пост. 29 ноября Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея, а 13 декабря, почти ровно посредине поста – апостола Андрея Первозванного.
В ожидании Спасителя
Непременно надо вспомнить, что именно Рождественским постом 4 декабря празднуется один из великих двунадесятых праздников Православной Церкви – Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Неслучайно дата, связанная с прекрасным преданием о Деве Марии, ее введении первосвященником в Святая Святых иерусалимского храма, и проведенных при храме детстве и ранней юности, попала именно на дни, предваряющие Рождество. Когда же еще вспоминать о земной истории Матери Спасителя? Можно сказать, что вся Ее жизнь до самого дня Рождества была непрерывным Рождественским постом, приготовлением к величайшему событию истории.
«…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению», – писал о Пречистой Деве свт. Григорий Палама.
На Введение впервые поется радостная песнь, которая будет звучать до Рождества и возвещать о скором рождении в мир Спасителя: « Христос рождается, славите! Христос в небе, срящите (встречайте – церковнослав.)! Христос на земле, возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, И веселием воспойте, людие, Яко прославися».
Пост буквально усыпан днями памяти ветхозаветных пророков. Здесь и Даниил, первым открывший, что Сын Человеческий придет в мир, и «малые» пророки - Авдий, Наум, Аввакум, Софония. Это безупречно с точки зрения символики и церковной истории: ведь именно писания пророков предваряли воплощение Бога Слова, и весь Ветхий завет усеян предсказаниями о том, что Он станет плотью и будет обитать с нами. Недаром Сам Господь призывает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин., 5:39).
Иными словами, Рождественский пост весь словно соткан из дней памяти тех, кто готовил народ Израиля к явлению Мессии-Спасителя. И нам он дается как «краткий курс» подготовки к Рождеству: надлежит вспомнить, что писали по этому поводу ветхозаветные пророки, вспомнить, как жила Матерь Божия.
Как поститься в Рождественский пост
на Рождественский пост выпадают не только церковные, но и светские праздники. И в первую очередь это, конечно же, главный «камень преткновения» - Новый год. Как назло, празднуется он за неделю до Рождества - в то время, когда православным христианам следует держать пост особенно сурово.
Кстати, а как же следует его держать? Схема, которую предписывает Церковь, весьма сложна: она делит пост на три отрезка, и у каждого свои правила. Они так многочисленны и строги, что мирянам удержать их весьма сложно. В определенные дни дозволяются рыба и вино (в умеренных дозах!), зато по средам и пятницам положено строгое сухоядение, в зависимости от праздников и дней недели рассчитывается: можно ли горячую растительную пищу с растительным маслом или без него...
По-настоящему строго пост держат монахи, мирянам дозволяются кое-какие послабления. Следует помнить главное: во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца.
Но что же делать православному, если хочется и пост держать – и с ближними, за накрытый новогодний стол зовущими, не рассориться? Мнения, конечно, на этот счет есть разные – от самых радикальных, до самых «толерантных», поэтому лучше всего посоветоваться со своим духовником, как провести Новый год.
Впрочем, возможно, что главное искушение праздничного новогоднего стола – не зазывно выглядящее мясо, не аппетитная курочка и не сыры-колбаски, а собственное настроение и отношение к невоцерковленным ближним, которые едят всякую вкуснятину без малейших угрызений совести.
Наверное, нет ничего хуже «правильно постящегося» христианина, который сидит за новогодним столом с видом великого святого и в душе (а то и вслух) осуждает веселящихся. Мяса не поел, зато осуждением нагрешил «от души». Много ли пользы в таком посте? Недаром же старцы говорят, когда их настойчиво спрашивают о «диете» поста: «Вы хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Вспомним пример святителя Спиридона Тримифунтского, чья память приходится на 25 декабря, т.е. на время Рождественского поста. Он сам постился строго, но, когда к нему пришли усталые странники без колебаний поставил перед ними запасенное свиное мясо, и сам ел вместе с ними, чтобы не смущать их. В Церкви есть такое определение: «царский путь», ровное поступательное движение вперед без уклонения направо или налево. Применительно к посту этот царский путь состоит в строгости к себе и милости к ближнему, установленном при обсуждении с духовником подвиге в меру, без надрыва и экзальтации, но и без неоправданного послабления.
Главный смысл поста – совсем не довести себя до голодного истощения. Это даже Церковью осуждается, а если, не дай Бог, кто насмерть себя во время поста уморит – так и вовсе считается за самоубийство. Суть в том, чтобы дисциплинировать организм, взять себя в руки, от обычного расслабленного, потакающего себе состояния перейти в иной, духовный режим.
Здесь мера у каждого своя и «внимать» следует исключительно себе, не следя за своим ближним.
Но это вовсе не значит, что можно совершенно расслабиться и во всем себе попустительствовать, держа лишь «духовный пост». Каждый сам определяет для себя, можно или нет уступать просьбам пойти за праздничный стол и разделить праздничную трапезу. Главное – чтобы от отказа никому не было больно и обидно. Можешь держать пост, не осуждая и не превозносясь, умеешь тактично отказать тем, кто зовет тебя оскоромиться – делай так. Не можешь – тогда лучше сотворить «меньшее зло», чем большее.
В конце концов, не все бегуны, бегущие марафон, получают медали, а только самые стойкие. Но до финиша доходят все-таки все, и то, что ты не первый и не лучший – вовсе не повод сходить с дистанции.
Но на что точно следует положить для себя строгий запрет – так это на излишнее бездумное веселье, на неумеренные возлияния и, конечно же, на всякие языческие игрища вроде встречи «года Крысы», «Дракона», «Змеи» или еще какой восточной живности. А то в праздничной суматохе того и гляди ненароком отречешься от христианства ради всеобщего веселья. Для души это будет травма куда серьезнее, нежели небольшое отступление от поста.
Ну, а чтобы надежно воздержаться от искушений (по крайней мере, в саму новогоднюю ночь) – можно провести праздничные часы в храме. Ежегодно в самых разных церквях служится ночная «новогодняя» Литургия, начинающаяся как раз в полночь. Там-то уж точно не предложат ничего скоромного, да и что может быть лучше, чем начать год общецерковной молитвой и причаститься.
Но до новогодней ночи еще далеко, а пока что мы только вступаем на дорогу Рождественского поста. И впереди, как теплые огоньки в зимнем окне, нам светят праздники: Введение во храм Богородицы, день апостола Андрея Первозванного, день святителя Николая – «Никола Зимний» (19 декабря), как любовно звали его на Руси и святителя Спиридона… Пусть они помогут не сбиться с пути, а если кто и оступится – снова выбраться на прямую дорогу, ведущую к светлому празднику Христова Рождества.
Источник: Нескучный сад
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии