Россия и Греция: раскол в обществе со схожими симптомами. Арсений Загуляев
Череда кощунств и рост антиклерикальных настроений – не специфически российское явление последнего года. События в Греции весьма напоминают наши реалии: кощунства и огромные очереди желающих поклониться святыне, рост националистических и левых настроений одновременно, дискуссия о взаимоотношениях Церкви и общества и об имуществе Церкви на фоне глубокого демографического кризиса.
Фото www.top.rbc.ru
Духовная брань
В ночь с четверга на пятницу в Афинах произошли столкновения полиции и демонстрантов, протестующих против кощунственной театральной постановки Corpus Christi по пьесе американского драматурга Терренса Макнелли, изображающей Христа и апостолов группой гомосексуалистов. Демонстрацию спецназ афинской полиции полиции разогнял жестко, с применением дубинок и слезоточивого газа. Было задержано 35 человек из 500 участников выступлений. У театра в тот вечер находились также около 200 сторонников постановки.
За последний месяц беспорядки возле театра «Хитирио» произошли в третий раз – акции протеста верующих начались еще 4 октября и продолжились неделю спустя, 11 октября, когда Синод Элладской Православной Церкви осудил постановку.
Противостояние привлекло внимание ультраправых и левых политических сил. К противникам постановки труппы «Хитирио» присоединились представители националистической партии «Золотая заря» (масла в огонь подлило то, что режиссер постановщик – албанец), а к защитникам – левой «Сириза», призывавшие не допустить «варварского православного средневековья» и обеспечить «свободу самовыражения».
За последнее время это не единственный пример общественного противостояния, вызванного оскорблением чувств верующих. Во второй половине сентября один молодой грек создал страницу в Facebook, пародирующую почитаемого в Греции и всем православном мире старца Паисия Святогорца. Возник большой скандал. «Золотая заря», националисты, требуют: «Наказать по всей строгости». Либералы говорят: «Не дадим превратить нас в Иран». 20 сентября создателя страницы вызывали на допрос в прокуратуру, как раз в день открытия выставки «Духовная брань» в Москве.
Напомним, что в уголовном кодексе Греции существуют несколько статьей, по которым могут понести наказание те, кто «публично и злонамеренно ругает любым образом Бога» или «Восточную православную Христову церковь или другую религию, приемлемую в Греции», а также тех, кто мешает проведению служб и церковных собраний. Ответственность по этим статьям составляет до двух лет тюрьмы. За последние 20 лет прецедентов реального тюремного срока не было, однако под суд попадали писатель, арт-куратор и австрийский карикатурист.
Церковь и общество
События вокруг театральной постановки вновь вызвали в греческом обществе дискуссию о защите чувств верующих, о роли Церкви в греческом обществе и об отмене особого статуса Православной Церкви. Третья статья конституции страны гласит: «Господствующая религия в Греции – религия православной Церкви». Со времен обретения Грецией независимости от Османской империи в 1830 году Православная Церковь, активно участвовавшая в освободительной борьбе, считалась одной из основ греческой национальной идентичности. Велико влияние Церкви в армии и системе образования. Однако можно ожидать, что сегодня дискуссия вокруг отношений Церкви и общества будет становится только острее, тем более само общество поляризуется: популярность набирают и левые, и националисты.
В прошлую среду в Греции был опубликован опрос, согласно которому 30,5 % греков поддерживает левую партию «Сириза». На втором месте – правящая партия «Новая демократия» с 27%, а на третьем националисты «Золотая заря» с 14%. Если у Сиризы и «Новой демократии» со времен парламентских выборов 17 июля результаты изменились незначительно (они просто поменялись местами), то «Золотая заря» увеличила поддержку почти в 2 раза.
Руководители «Сириза» в своих интервью неоднократно требовали пересмотра особого статуса Православной Церкви в целом и принятия мер, которые подчеркнули бы секулярность современной Греции – отмены молебнов перед началом учебного года в школах и вузах, удаления икон из больниц и государственных учреждений. а также замену преподавания основ Православного вероучения светской этикой и религиоведением.
Церковное богатство
После войны за независимость Церковь передала часть своего имущества государству. Вторая волна передачи церковной собственности произошла при переселении в Грецию этнических греков из Малой Азии в 1922 году, при наделении землей разоренных войной крестьян в 1945 году и в 1974 году после падения диктатуры черных полковников. Сегодня, в независимой Греции, стране-члене ЕС, Церковь, по оценкам Синода, владеет 4% собственности, принадлежавшей ей во времена Османской империи. По данным европейских СМИ, сегодня собственность Церкви оценивается в 700-800 млн. евро. Большая часть этой суммы складывается из оценки монастырских и приходских земельных угодий и недвижимости, далеко не всегда ликвидных. До кризиса Церковь владела значительными пакетами акций банков и предприятий, но из-за рецессии они существенно обесценились.
Надо отметить, что греческое государство планомерно сокращает имущество и привилегированный статус Церкви. Так в 1987 году, согласно планам тогдашнего правительства страны, собственность Церкви должна была правительство планировало национализировать всю собственность Церкви, но поднялась волна общественного недовольства, и от этой идеи пришлось отказаться. В 2010 году было отменено освобождение Церкви от налогов.
Осенью прошлого года премьер-министр Георгиос Папандреу ввел антикризисный налог на имущество, от которого Церковь была освобождена. Однако в социальных сетях возникла волна возмущения (до 100000 участников собрала группа «Обложите Церковь налогом»). В результате правительство ввело налог на имущество, исключив из него храмы и благотворительные организации.
20 июля предстоятель Элладской Церкви архиепископ Афинский Иероним II опубликовал в СМИ открытое письмо (полный текст в переводе), в котором рассказал об имущественном положении Церкви. В частности, он сообщил, что в 2011 году церковь заплатила в бюджет страны более 12,5 млн. евро налогов и потратила на благотворительную и социальную работу более 96 миллионов евро.
Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский Иероним II присутствует при раздаче питания неимущим в Пирее, апрель 2012 г. Фото: Официальный сайт организации «Апостоли» («Миссия»)
На прошлой неделе архиепископ Иероним II выступил с новым заявлением. В интервью салоникскому телеканалу TV100 он отметил, что богатство Церкви – это миф, а ее реальное финансовое положение тяжелое. Если в течение двух месяцев оно не улучшится, то придется сокращать число рабочих мест служащих в церковных учреждениях мирян. «Что толку нам от недвижимости, которой владеет церковь, если недвижимость эта пустует, что толку от акций, принадлежащих лопнувшим банкам?» – задал риторический вопрос предстоятель.
Он продолжил: «Я не политик и не военный, я простой архиепископ, готовый отдать жизнь за бедного человека. Я пришел к вам сюда не для того, чтобы просто пожаловаться, но для того, чтобы открыть людям глаза на реальное положение дел в сегодняшней церкви. Это самое правильное, что я могу сделать в этой ситуации».
Кризис: экономический, демографический и духовный
Напомним, что Греция переживает самый глубокий кризис в своей послевоенной истории. Рецессия длится уже шестой года подряд. Национальное статистическое агентство ElStat 11 октября сообщило, что число безработных в июле (последние обработанные данные) превысило 25%. Это на пике туристического сезона! Весной оно колебалось в диапазоне 20-22%. Среди молодежи работы не имеют 54%. Нынешнее поколение в Греции уже 2 года называют «потерянным».
По данным агентства на начало года, почти треть греков живет за чертой бедности, которая составляет 1256 евро в месяц на семью с двумя детьми. «Минимальный месячный доход, который позволяет семье сводить концы с концами, составляет 2464 евро», – говорится в отчете агентства. Цены на основные продукты питания и промышленные товары в Греции в среднем на 20-30% выше среднеевропейских. В среднем на оплату жилья уходит около 400 евро. Опубликованный в апреле отчет ЮНИСЕФ сообщает, что за чертой бедности живет 439 тысяч детей (23% детей).
Фото Екатерины Степановой
Экономический кризис сопровождает сильный демографический спад. Согласно опубликованным в июне результатам переписи населения, за последние 10 лет число греков уменьшилось примерно на 1 миллион человек. Эти показатели превышают убыль населения во время немецко-фашистской оккупации Греции и последующей гражданской войны. Причины разные: и превышение смертности над рождаемостью, и эмиграция. Вместе с тем за последние несколько лет в Грецию, являющуюся восточными воротам Европейского Союза прибыло до 1 миллиона эмигрантов из стран Азии и Ближнего Востока.
Власти, Церковь и общественные деятели все чаще говорят о национальном кризисе семьи и морали: увеличилось число разводов, абортов, повысилось число преступлений, увеличились наркомания и проституция.
Поклонение святыне
На фоне усилившейся дискуссии о роли Церкви в обществе произошло событие, которое можно сравнивать с принесением пояса Пресвятой Богородицы в Москву из афонского монастыря Ватопед осенью 2011 года. 13 октября во второй по величине город страны Салоники из административной столицы Афона Кареи была принесена для поклонения икона Божией Матери «Достойно есть».
Событие было приурочено к 100 летию освобождения Салоник от османского ига. Кортеж по улицам города сопровождала огромное число паломников. Чтобы поклониться святыне в главном храме города церкви св. мученика Димитрия Солунского нужно отстоять в очереди. Порой ожидание длится несколько часов. Поклониться Пресвятой Богородице приезжают со всей Греции и из-за рубежа. Икона пробудет в храме до 1 ноября.
27 октября (в день св. Димитрия Солунского и накануне греческого праздника Агиа Скепи, Покрова Пресвятой Богородицы) храм посетило руководство страны.
Источник: Нескучный сад
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии