Российско-германская конференция «Святые места в православии и протестантизме» открылась в Москве

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Москва, 19 февраля, Благовест-инфо. VII международная студенческая конференция «Святые места в православии и протестантизме» открылась 18 февраля в Москве, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). Российско-германский форум является плодом многолетнего сотрудничества богословского факультета ПСТГУ и  теологического факультета Университета им. братьев Гумбольдт (Humboldt-Universität, Berlin), философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Московской духовной академии, при поддержке Германского дома науки и инноваций в Москве.

Открывая конференцию, проректор по международной работе ПСТГУ, доктор исторических наук, профессор протоиерей Георгий Ореханов приветствовал участников и отметил, что цель этой встречи, как и 14-летнего партнерства двух богословских факультетов, в том, чтобы «лучше понять друг друга». По его словам, это «уникальный опыт, которым может гордиться любой российский университет».

Профессор Теологического факультета Университета им. братьев Гумбольдт доктор Хайнца Оме говорил о положительной динамике партнерства на разных уровнях: от межфакультетского до человеческого, дружеского общения «на глубине сердца». Важно вести этот  диалог без предрассудков, и это будет вкладом в дело общего взаимопонимания между народами и конфессиями, подчеркнул профессор Оме.

Лучший путь к взаимопониманию – открытый, дружественный диалог с иной традицией, согласился с ним проректор по науке ПСТГУ, кандидат философских наук, доцент,  священник Константин Польсков. Он обратил внимание на то, что в партнерство двух вузов вовлечены, в первую очередь, студенты, которые учатся понимать и слышать друг друга «в духе любви Христовой».

С первым докладом выступил завкафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, кандидат философских наук, доцент Петр Михайлов. Он пояснил тему своего сообщения --  «Небо на земле», напомнив о том, что так была названа одна из книг протоиерея Александра Меня (1935-1990), «знаменитого православного священника советской эпохи…, принявшего исповедническую смерть». Главной темой доклада П.Михайлова стала «пространственная локализация священного» и ее проявления в храмовой архитектуре, богослужении и опыте святости. Анализируя летописный рассказ о «выборе вер» киевским князем Владимиром, докладчик заострил внимание на свидетельстве княжеских послов о неизреченной красоте храма св. Софии в Царьграде, которое, согласно летописи, и сыграло решающую роль в выборе князя. Такой подход П.Михайлов считает характерным именно для восточно-христианской традиции, которая расценивала рукотворные храмы как «репрезентацию Царства», «пространственную локализацию небесной красоты». Он подчеркнул, что понимание сакральности пространства, а также почитание мощей, чудотворных икон и т.д. глубоко символично, что помогает избежать соблазна магизма. В этом же ключе была рассмотрена тема сакрализации некрополей в христианскую эпоху. Опираясь на книгу прот.Александра Шмемана «Литургия смерти», П. Михайлов показал, как Церковь «пространственно интегрировала» живых и мертвых, утверждая победу Христа над смертью.

В ходе дискуссии один из берлинских профессоров отметил, что у протестантов иной подход к проявлению присутствия Бога на земле: вслед за Лютером они считают, что «Бог проявляет себя не в красоте, а в униженности и страдании». Однако при этом протестанты все-таки украшают свои храмы – как разрешить это противоречие? П. Михайлов полагает, что все дело в Воскресении Христа, Который, пройдя через унижения и крестную смерть, «вошел в славу Бога, изначально бывшего предельной красотой».

Доклад заведующего кафедрой истории Церкви и конфессий (отделение Восточных Церквей Теологического факультета HU) профессора Хайнца Оме был посвящен богословскому анализу такого характерного явления религиозной жизни, как  «злоупотребление святынями и святыми местами из благочестивых побуждений». Докладчик дал три ярких примера «благочестивого злоупотребления» накануне Реформации в Германии и Северной Европе: это Виттенбергская коллекция реликвий,  «Святая кровь Вильснака» и «Прекрасная  Мария Регенсбурга». Во всех трех случаях имело место массовое паломничество с целью получить «гарантированное» спасение, уверенность в котором была прямо пропорциональна количеству святынь, чудес и пройденных паломниками миль.

В этих примерах апофеоза благочестия и «тоски по святыне» автор доклада видит проявление «глубокой неуверенности в спасении». Профессор предупреждает, что подобные проявления «ложного пути» свойственны не только Западной Церкви в нач. XVI в..: по его словам, сам феномен «овеществления святыни» приводит к злоупотреблениям всегда и везде, со времен древней Церкви. Однако последнее вовсе не значит, что святыня в Церкви является чем-то «бесформенным и незримым», ведь очевидно, что изначально почитание святынь связано с самим фактом Воплощения Сына Божия.

 «Богословское предостережение» от профанации реликвий и поклонения им профессор Оме формулирует так: «Святыня действенна и действительна в действиях, личностях и предметах в определенных местах, но не как предмет или субстанция», ее нельзя настолько «опредметить», чтобы «использовать таким же образом, как прочую действительность». При этом докладчик подчеркивает, что речь не идет о «типично протестантской идее». В подтверждение он приводит концепцию св.Федора Студита, «великого защитника икон», который в полемике с иконоборцами  разъяснял, что Христос не присутствует в «веществе» иконы; посредством иконы устанавливается личная, но не физическая связь с изображенной личностью.

Конференция будет работать до 23 февраля на разных площадках: в  Московской православной духовной академии, на богословском факультете ПСТГУ, на философском факультете МГУ. В программе – множество студенческих докладов и обсуждение их маститыми учеными из России и Германии, круглые столы и дискуссии. В субботу 22 февраля для участников форума запланирована поездка по местам мученичества и исповедничества XX века: Бутовский полигон, Екатерининская пустынь, Коммунарка.

Юлия Зайцева