Российский национальный оркестр начал новый сезон с христианской темы
Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru
Москва,18 октября. Музыка рубежа XIX и XX веков русских, французских, немецких и американских композиторов звучала в начале концертного сезона 2024/2025 в исполнении Российского национального оркестра (РНО). В программе сентябрьских и октябрьских концертов отчетливо прослеживалась библейская тема от оркестрового произведения на сюжет Рождества, оратории о святом Себастьяне до сочинения о создателе атомной бомбы, который цитирует христианского поэта.
В рамках Фестиваля РНО в Концертном зале Чайковского прозвучала российская премьера произведения французского композитора Андре Капле «Богоявление», которое автор обозначил как «фреска из эфиопской легенды, для виолончели с оркестром». Сочинение написано после Первой мировой войны, на которую композитор ушел добровольцем
На этом же вечере была исполнена оратория «Мученичество Святого Себастьяна» Клода Дебюсси на поэму д'Аннунцио. С РНО ораторию исполняла Академическая капелла имени Юрлова. В программу концерта, которую телеканал «Культура» охарактеризовал как христианскую, был включен и «Гимн о святом таинстве» Оливье Мессиана. Одно из ранних произведений Мессиана, служившего органистом Троицкой церкви в Париже, оно было утеряно во время Второй мировой войны, но затем восстановлено композитором.
Русская программа сентябрьского Фестиваля РНО состояла из произведений Сергея Прокофьева, Сергея Кусевицкого и Николая Метнера. Первый концерт для фортепьяно с оркестром Николай Карлович писал в годы Первой мировой и Гражданской войны. Музыковеды называют это сочинение самым драматичным в творчестве композитора, завершившего свою жизнь в эмиграции.
Самое грандиозное произведение по количеству исполнителей прозвучало на открытии Фестиваля – оратория Арнольда Шёнберга «Песни Гурре». Шедевр позднего немецкого романтизма исполняли более 300 человек – два оркестра, четыре хора и солисты. Автор называл это произведение «ключом ко всему своему личностному развитию». Здесь есть и богоборческое возмущение короля, и живая молитва Христу простого крестьянина, и все покрывающая милость Божия в финале. Оратория прозвучала в России всего пятый раз, и в тот же день была исполнена в Вене – 13 сентября исполнилось 150 лет со дня рождения Арнольда Шёнберга.
РНО продолжил выбранную тему в октябре. В зале «Зарядье» прошел концерт, составленный из произведений американских композиторов, которые писали свою музыку также на переломе эпох. «Это концерт, посвященный 150-летию со дня рождения композитора Чарльза Айвза… Придерживаясь авангардного направления, он стремился создать уникальный американский стиль, часто используя в своей музыке церковные гимны, народные песни и жанр марша», – сказал дирижер Кристиан Кнапп в интервью ТАСС. В программу вошли два сочинения композитора, одно из которых пьеса «Вопрос без ответа» – экзистенциальная работа Айвза, отметил дирижер. Кроме того, была исполнена симфония ныне живущего американского композитора Джона Адамса «Доктор Атом». «Это симфоническая сюита из его одноименной оперы, повествующая о драматическом моменте современной истории, когда Оппенгеймер впервые испытал атомную бомбу и навсегда изменил наше будущее», – пояснил Кнапп. В частности, в опере в арии Оппенгеймера используется «Священный сонет XIV» Джона Донна «Трисвятый Боже, сердце мне разбей».
Концертный сезон 2024/25 завершится также библейской темой. На январь и апрель запланирован абонемент «Лестница Иакова» – совместный проект Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» с лекциями и исполнением сочинений композиторов XX и XXI веков.
Елена Дорофеева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии