"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - НЕДЕЛЯ" (Киргизия): "Где найти благодать. Церковь призывает не терпеть зло, а противостоять ему. Православные Киргизии трепетно хранят вековые традиции"
Почему люди стали чаще ходить в храмы? Кому выгодно дискредитировать православие? По какой причине в мире распространяются секты и пойдет ли Церковь на поводу у моды? Об этом и многом другом рассказал "РГ" епископ Бишкекский и Киргизстанский Феодосий.
- Почему Киргизию выделили из Среднеазиатской епархии?
-По канонам Церкви, каждый крупный город и особенно столица должны иметь епископа. В Киргизии, к слову, христианство представлено с первого века нашей эры. А Туркестанская епархия существует более 140 лет. Ранее она включала в себя четыре среднеазиатских страны, и поэтому до последнего времени в Киргизии не было своего архиерея.
Недавно был в селе Чалдовар и узнал, что в его храме до меня не служил ни один архиерей. Но сейчас, с выделением Киргизской епархии, нам под силу посещать приходы чаще, ближе общаться с паствой, что важно, ведь немало людей нуждается в утешении, которое дает Церковь. Там, где тяжело и трудно, должно быть больше благодати, молитвы, участия. Поэтому мы привезли сюда Почаевскую икону Божией Матери, мощи преподобных Антония, Феодосия и всех преподобных Киево-Печерских, частицы святых мощей новомучеников и исповедников Казахстанских, мощи Иова и Амфилохия Почаевских. Святые угодники - помощники, защитники, заступники перед Господом.
- У паствы в Киргизии есть свои особенности?
- Здесь много солнца, и поэтому, думаю, люди более эмоциональные, открытые, простые. Не скрою, что православные Киргизии не привыкли к вниманию архиерея, порой удивляются моему посещению приходов. В чем-то моя паства напоминает советских людей: в СССР храмов было мало, и оттого верующие были сплоченнее.
- В храмах с каждым годом все больше прихожан. Почему люди потянулись к Богу?
- К пустому колодцу за водой не ходят. В церкви люди чувствуют благодать, ее особое присутствие. Человек, не бывавший в храме, конечно, этого не поймет, пока не ощутит сам. Но получить благодать мало, нужно учиться удерживать ее в себе.
- В мире получили широкое распространение секты. Чем они привлекают людей?
- В сектах нет благодати. Они приманивают подарками, деньгами, подкупают людей похвалой, а затем заставляют отдавать десятину, кого-то с собой приводить, переписывать кому-то недвижимость. Больше похоже на коммерцию, чем на религию. Кроме этого, секты занимаются воровством: переманивают к себе православных и мусульман. Наши прихожане рассказывают, как к ним приходят, пытаются вручать подарки. Не скрываю, приходилось ездить к сектантам, объяснять, что насильно добро не делается. На мой взгляд, государство поступает правильно, поддерживая традиционные религии.
- В последнее время наблюдаются попытки дискредитировать традиционные религии. Кому это выгодно?
- Премудрый Соломон писал, что под солнцем нет ничего нового. Бог есть Творец человека, добра, а дьявол все время пытается пакостить людям. Провокации против традиционных религий - бесовское. Враг рода человеческого старается расшатать существующий мир, его традиции, устои, чтобы вызвать хаос, разделять и властвовать. Но нам нужно помнить, что никто не может победить Бога.
Мое частное мнение: провокации нужно пресекать. Тем более, что они не имеют отношения ни к культуре, как пытаются утверждать некоторые, ни к религии. Сейчас стало модно говорить о толерантности, но проповедуется она теми, кто не отделяет добра от зла. Конечно, можно стерпеть, когда тебя бьют по щеке, и подставить другую. А если ударили супругу, детей? Я считаю, что с некоторыми вещами смиряться нельзя, за них нужно наказывать.
Православная церковь проповедует трезвый взгляд на вещи и призывает не терпеть зло, а противостоять ему.
- Другая крайность современности - появление множества радикальных группировок. Они плодятся по той же причине?
- Религиозный человек никогда не пойдет на то, чем занимаются радикалы. Молящийся наполняется Богом и не ищет потрясений.
Стоит ли переворачивать мир, если он сам по себе хорош? Людям, требующим радикальных перемен, хотел бы пожелать начать с себя, найти, прежде всего, согласие с собой.
Считаю верным то, что в Киргизии объявлен год семьи, мира и согласия. Если в семье все правильно, дети вырастут хорошими и добрыми людьми. То, кем станет человек, во многом определяет воспитание. К примеру, пожилая женщина жалуется, что сын ее бьет. Почему это происходит? Не так воспитала сына. Я часто вижу, как родители позволяют своим младенцам бить их по лицу, вроде бы играя, потом не делают должного замечания и наказания, когда ребенок обижает других в детсаду и школе. Не останавливают, когда чадо становится взрослым. В итоге дети вырастают и начинают бить родителей.
Господь беспристрастен и не мстит. Иначе над одним огородом шел бы дождь, а над соседним - нет. Нужно жить по совести. Вот, например, если вы сунете палец в розетку, то вас ударит током. Кто в этом виноват? Электрик?
Так и с законами Божьими. Человек достоин того, что имеет. Общество должно активно и правильно воспитывать всех, кто в нем живет, не ждать, пока кто-то придет и расставит все по местам. А иначе "помогать" приходят извне, исходя из собственных представлений о поддержке.
- Будет ли меняться система ценностей в Православии?
- Пошатнуть устои Православия пытались много раз на протяжении всей истории Церкви. И каждый раз собирался собор святых отцов и отстаивал истину, которая ясно представлена в Евангелии. У нас нет такого, чтобы кто-то единоличным своим решением взял и изменил вековые традиции и каноны Церкви, переданные самими апостолами, учениками Христа. В Священном Писании сказано Богом Адаму и Еве: "Живите и размножайтесь". А разве могут люди размножаться в однополых браках? Если менять правила Церкви в зависимости от веяний и настроений человека, тогда в ней не останется ничего Божественного.
- Как вы относитесь к многочисленным "пророчествам" о скором конце света?
- В Евангелии написано, что никто не знает о конце света. Ведь, как я уже говорил, многое зависит от нас самих, общества, мира. Мне кажется, версии о конце света муссируют, чтобы запугать людей и потом ими манипулировать. О конце света надо помнить и всегда быть готовыми дать перед Богом достойный ответ за свою жизнь. А для этого нужно вести себя должным образом, не идти против совести, совершать правильные поступки.
- Что бы вы пожелали читателям " Российской газеты" в Киргизии?
- Чтобы читали Евангелие, ибо в нем можно найти просветление, успокоение, утешение, путь к Богу.
В среде православного духовенства известен отец Кирилл (Павлов) - духовный отец выдающихся священнослужителей. Он - участник Сталинградской битвы и герой СССР. Отец Кирилл рассказывал, как однажды, еще до церковного служения, попал со своим отрядом в окружение. Бойцы спрятались в подвале, где местные жители оставили много книг. Отец Кирилл увидел среди них Евангелие, поднял его, вспомнив, как дорожили Священным Писанием его родители, и начал читать. Евангелие помогло ему найти успокоение. Отец Кирилл вспоминал: "Я шел с Евангелием и ничего не боялся". Страх перед смертью исчез, и отряд вырвался из окружения, хотя в ожесточенной перестрелке с фашистами все могли погибнуть. Такова сила Священного Писания.
- Правильно ли, на ваш взгляд, поднимается вопрос об изучении религиозных основ в школах?
- Знаю педагогов, которые считают, что вводить предмет нельзя из-за светского характера школ. Но вспомните историю: раньше многие важные общественные институты и заведения - суды, больницы, школы - располагались при храмах. Ну а самое главное, нельзя забывать, что человек создан Богом. Стыдно стесняться Творца и бояться учить детей вере. Религия не идет вразрез с наукой, а наука не отвергает религию. Человек не станет хуже оттого, что будет знать веру, традиции, культуру своего народа.
Скорее, станет лучше. И у руководства Киргизии идея изу-чения религиозных основ в школах встречает понимание. На встрече с президентом КР Алмазбеком Атамбаевым он подчеркнул, что хорошо бы детям изучать Библию и Коран. С другой стороны, конечно, и перегибов быть не должно.
Епископ Бишкекский и Киргизстанский Феодосий родился в Кишиневе.
После срочной службы в Советской армии поступил в Московскую духовную семинарию. Потом - в братию Троице-Сергиевой лавры. В апреле 1995 года пострижен в монашество под именем Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. В 2008-м закончил Московскую духовную академию. В 2011-м - Уральскую государственную юридическую академию по специальности "Юриспруденция". В октябре 2011-го решением Священного Синода избран епископом Бишкекским и Киргизстанским.
Православная церковь стремится укреплять семьи.
История христианства на Тянь-Шане начинается с первого века нашей эры
Согласно данным разных исторических источников, в древности и раннем средневековье на территории современной Киргизии действовали монастыри. В одном из них, по преданиям, хранились мощи ученика Христа - святого Матфея.
В 18-ом веке на Тянь-Шане появляются православные приходы. В истории Киргизии не зафиксировано ни одного конфликта на религиозной почве между православными и правоверными.
Данияр КАРИМОВ
4 октября 2012 г.
Источник: Интерфакс-Религия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии