Роману Юрия Олеши "Зависть" посвящена выставка в музее-квартире Алексея Толстого
Выставка "Преодоление "Зависти" открывается в Музее-квартире Алексея Толстого. Она посвящена роману Юрия Олеши "Зависть". Опубликованный в 1927 году – он в одночасье сделал писателя знаменитым. О произведении со множеством скрытых смыслов – Юлия Кундрюкова.
Роман "Зависть" – столкновение двух миров: нового, который только зарождался в двадцатые годы, и старого, которому суждено было остаться в прошлом. Главный герой Николай Кавалеров был "лишним" в новой реальности строящегося коммунизма. Чувствительный интеллигент жил в одной квартире с успешным Андреем Бабичевым, директором треста пищевой промышленности. О нем – первые слова романа.
Место, с которого начинается роман – эта знаменитая первая фраза: "он поет по утрам в клозете". На возвышении – расписной унитаз, почти писсуар Дюшана, на стене – цитата той самой песни, а на дверце – футбольные флажки Володи Макарова. Володя Макаров – еще один персонаж, который вызывает зависть у главного героя. Молодой, спортивный. Его бутсы на покрывале нарисовал художник Михаил Сорокин специально для этой выставки. И здесь все символично: змеи вместо завязок на кальсонах Андрея Бабичева, изображение дьявола – того, кто склоняет к смертному греху зависти, и сам Николай Кавалеров – на диване, притворяется спящим. "Как у Гойи "Сон разума рождает чудовищ". Такая же аналогия здесь. Что вот это полудремное, потусторонее состояние оно позволяет допустить наличие всяких образов, которые вполне себе и понятны, и какие-то гипертрофированные", – объясняет художник Михаил Сорокин.
Начинается выставка с рукописного черновика будущего романа и вот этой необычной скульптуры – машины "Офелия". В книге она описывается, но по-настоящему ее никто не видит. Задача "Офелии" – генерировать чувства, от которых, по словам Олеши, осталась только "плесень". "Эта работа известного художника Виктора Гоппе. Она изображает как будто бы ту самую мифическую, как мы по роману "Зависть" знаем, что какую-то, скажем так, андиидустриальную химеру по имени "Офелия"", – говорит куратор выставки, заведующая отделом "Музей-квартира А. Н. Толстого" Инна Андреева.
Главная задача выставки, по словам кураторов, – вернуть роман Юрия Олеши в круг чтения. Ведь он – не только о зависти, но и о времени, в которое писался. "Это настолько емкая метафора времени, настолько всеобъемлющая, не принимающая никакую из сторон, боровшихся тогда, что без этого романа Юрия Карловича Олеши совершенно невозможно понять ни двадцатых годов, ни ХХ столетия в целом", – комментирует директор Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля Дмитрий Бак.
На выставке вспомнили и о театре: вот эскизы к постановке "Заговор чувств". Олеша написал эту пьесу на основе романа. Здесь же – снимки спектакля на сцене театра Вахтангова 28-го года. В одном из залов выставки оборудовали "лабораторию сердца" – здесь можно "собрать" свое: подобрать к нему слова и украсить – почти терапевтическая работа. Завершает выставку результат исследования – сотрудники музея выписали из романа "Зависть" все слова, называющие чувства. Их оказалось даже больше, чем уместилось в инсталляции. А как известно назвать чувства – уже наполовину понять их.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии