Роль христианских иерархов в разрешении конфликтов. Правовой и канонический аспекты

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Роль христианских иерархов в разрешении конфликтов. Правовой и канонический аспекты
В статье аспиранта юридического факультета Балтийского Федерального Университета им.И.Канта М.И.Грищенко сделана попытка осветить правовой и канонический аспекты миротворческой деятельности Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского как глав крупнейших христианских Церквей.

Современное развитие человеческой цивилизации требует от различных участников общественной жизни новых современных подходов в разрешении огромного числа кризисов и конфликтов, возникающих между различными этносами, государствами, народами и индивидами. Это продиктовано увеличивающейся агрессивностью поведения человеческих масс, упадком общехристианских ценностей, а также множеством локальных и региональных конфликтов. Именно христианство является верной с нравственной точки зрения религией, которая создает условия для разрешения конфликтов в мире, несмотря на религиозные войны в Средние века. Христианская мораль является катализатором примирения как институт добра и нравственности и соответствует духу гуманизма и высоты истинного раскаяния за совершение греха, который в плоскости юриспруденции можно идентифицировать как преступление или правонарушение.

Православная Церковь Христова осуждает войну как таковую, считая ее последствием существующего в мире зла и греха. В Соборном послании святого апостола Иакова указано: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?»[1]. Любая война грозит уничтожить творение Божие и жизнь. Священное Писание дает прямую характеристику войне как негативному явлению. Фактически, любая война или конфликт должны перейти в русло диалога и примирения. В первом послании Коринфянам апостола Павла указано: «И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12:27)[2]. Как писал Василий Великий «Ничто так не свойственно для христианина, как творить мир» (Письмо 114. PG 32, 528)[3].

Важно отметить, что в проекте документа Всеправославного Собора, одобренного Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, которое было опубликовано в соответствии с решением Собрания Предстоятелей, указано следующее: «Церковь Христова, изначально воспринимая войну как следствие существующего в мире зла и греха, поощряет любые инициативы и усилия, направленные к ее предотвращению посредством диалога и иных приемлемых средств. В случае, если война становится неизбежной, Церковь продолжает молиться и осуществлять пастырскую заботу о своих чадах, участвующих в боевых действиях ради защиты своей жизни и свободы, в то же время прилагая все усилия ради скорейшего восстановления мира. Православная Церковь решительно осуждает разнообразные конфликты и войны, имеющие причину в фанатизме, оправдывающемся религиозными принципами. Глубокую обеспокоенность вызывает устойчивая тенденция к умножению притеснений и преследований христиан и представителей других общин по признаку их веры на Ближнем Востоке и в других частях света, попытки искоренения христианства из традиционных для него регионов. Таким образом, под угрозу поставлены существующие межрелигиозные и межэтнические отношения, а многие христиане вынуждены покидать места своего проживания. Православные всего мира сострадают своим братьям-христианам и всем, кто подвергается гонениям в данном регионе, и призывают к выработке справедливого и окончательного решения проблем региона»[4].

Важная роль христианства как системообразующего института общественной жизни цивилизации и основополагающей вектральной силы норм нравственности и морали отражается и в нормах канонического права, так и в действиях христианских Церквей и их иерархов по примирению людей различных рас и континентов.

В 21 веке функционирование Организации Объединенных Наций, как надгосударственной организации, являющейся фактически единственной легитимной организацией по применению военной силы, не всегда позволяет оперативно и своевременно реагировать на угрозы войны, на своевольное вмешательство государств в национальные и внутренние конфликты. В нормах Устава Организации Объединенных Наций, принятого в г. Сан-Франциско 26.06.1945, указано, что Организация Объединенных Наций преследует Цели поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира, а также развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира[5].

Однако, несмотря на это, существуют прецеденты, когда ООН не предпринимает реальных шагов к осуществлению примирения. Военная интервенция США на Балканах, Ираке, Афганистане и Ливии приносит хаос в жизнь мирного населения вышеуказанных государств, причиняя лишь страдания. Резолюции Совета Безопасности ООН и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не всегда могут в практической плоскости правоприменения остановить конфликты военного плана. В системе международного уголовного права практически отсутствуют авторитетные позиции относительно юридического значения резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в системе источников международного уголовного права[6].

Так, еще в 1968 г. профессор Д.И. Фельдман утверждал, что юридическая сила типичных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН адекватна юридической силе приложений к Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи ООН, признавая обязательными лишь внутриорганизационные, технико-процедурные резолюции[7].

Во второй половине 20 века шел юридически-научный диспут о Генеральной ассамблее ООН в развитии международного права, об обязывающем и факультативном характере ее резолюций и разграничении их на имеющие истинную юридическую силу и обладающие «квазиюридической» или «политической силой»[8].

Продолжающаяся гражданская война в Сирии уносит жизни тысяч христиан. Фактически, происходит геноцид христианского населения стран ближнего Востока. Важно отметить, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Президенту Российской Федерации В.В. Путину послание, в котором выразил глубокую тревогу в связи с произошедшим на севере Сирии похищением видного иерарха Антиохийской Православной Церкви митрополита Алеппского Павла и митрополита Сирийской Ортодоксальной Церкви мар Григория Иоанна Ибрагима. В Послании Его Святейшества было указано: «С чувством большой тревоги сообщаю Вам, что 22 апреля сего года был похищен неизвестными архиерей Антиохийской Православной Церкви митрополит Алеппский Павел. Его автомобиль подвергся нападению, а диакон, который вел машину иерарха, убит. Митрополит Павел является родным братом Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х. Одновременно с митрополитом был похищен сиро-яковитский архиепископ города Алеппо мар Григорий Иоанн Ибрагим (Сирийская Ортодоксальная Церковь). Оба архипастыря находились в окрестностях Алеппо, наблюдая за распределением гуманитарной помощи»[9] . Письма Его Святейшества в связи с данным инцидентом были направлены также Президенту Соединенных Штатов Америки Бараку Обаме, Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну, Председателю Правительства Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану.

Особо следует отметить, что христианские иерархи, в частности Папа Римский и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, как руководители двух крупнейших христианских Церквей, могут и ранее всегда предпринимали усилия по осуществлению ряда медиативных процедур, направленных на примирение различных враждующих сторон конфликта. В современных реалиях именно они могут использовать свой авторитет на международном уровне в качестве миротворцев. Однако в каноническом праве зафиксированы нормы их действия в качестве миротворцев-медиаторов.

C наступлением Средних веков и возрастанием влияния Римской Католической Церкви на право и политику феодальных государств, возникла практика участия руководителя Римской Католической Церкви в качестве посредника в разрешении конфликтов между крупнейшими феодалами, сюзеренами, королями, государствами и высшим духовенством.

Фактически, на межгосударственном уровне авторитет и влияние Папы Римского делали его верховным арбитром во всех крупных политических и экономических межгосударственных конфликтах западной Европы: «Глава церкви является и высшим международным судьей. Он в лице папы считает себя единственно призванным судить монархов за их личные преступления, как убийства и прелюбодеяния, или выступать судьей в споре между сюзереном и вассалами, или между королем и народом, а иногда и освобождать своею властью подданных от присяги. Но наряду с этим он судит и монархов в их спорах между собой, и целый ряд пап, таких как Александр III, Гонорий III, Иоанн XXII, Григорий XI, Климент VIII, Григорий XV и Климент XI, выступали в качестве третейских судей»[10]. Кроме того, фактически, деятельность Папы Римского в качестве медиатора регламентировалась нормами канонического права[11]. Позднее международная судебная юрисдикция Папы обосновывалась в декрете Папы Иннокентия IV (1243 г.), булле «Unam sanctam» Папы Бонифация VII (1302 г.).

Если привести практический пример посредничества Верховного Понтифика Рима в разрешении спора, то необходимо упомянуть деятельность Папы Римского Иннокентия III в разрешении конфликта между королями Англии и Франции в конце XII века. Обращаясь к королю Франции Филиппу II Августу Иннокентий III призывал в соответствии с библейскими постулатами «искать мира и соблюдать его»[12].

По словам специалиста по истории международного права О.В. Буткевича, в вышеуказанном конфликте Папа Римский играл роль посредника. «Вначале он обратился к сторонам спора (письмо от 21 мая) с общим призывом следовать христианским ценностям и отказаться от военного решения. Передача воззваний папы, а также арбитражные действия от его имени производились несколькими посланными к сторонам делегациями, возглавляемыми, как правило, кардиналом или аббатом высшего звания (в состав делегаций входило два-три аббата). Далее, вследствие бездеятельности сторон (а также отказа короля Франции признать юрисдикцию папы в данном деле) Иннокентий III вынужден был в следующем письме обоим правителям (от 31 октября) более детально перечислить их злодеяния и в категоричной форме призвать к заключению мира на предлагаемых условиях. До этого требовалось провозгласить перемирие, во время которого посредством медиаторства достичь окончательного восстановления мирных связей.

Названный конфликт и процесс арбитражного разбирательства по нему имели продолжение в энциклике папы Иннокентия III ко всем архиепископам и епископам Франции (1204 г.), где он обосновал полномочия Святого престола на совершение международного правосудия. Оставляя право решать вопросы менее важного (феодального) характера светским властям, юрисдикцию по разрешению международных споров он выводил из божественного права, характера таких споров как проявления большого греха (судить который может только церковь). Попытки же отвергнуть судебную власть папы над правителями как верховными лицами в государствах (предпосылка идеи государственного суверенитета) он опровергал положением Библии: папа призван судить грешников исходя из принципа «не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте»[13].

Не менее эффективно в рамках общественных отношений осуществляет примирение Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви она является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; имеет право ходатайства и печалования перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами; осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями; обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви; подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в 2011 году на встрече с группой слушателей Высших дипломатических курсов Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации: «Важной составляющей международной миссии Русской Церкви является ее миротворческая деятельность. В каком бы регионе мира не происходил конфликт, усилия Русской Церкви всегда будут направлены на примирение враждующих сторон, ведение конструктивного диалога и нахождение компромиссных решений»[14].

История России 20 и 21 веков помнит прецеденты, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной опер ацией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 г.[15]

В 1993 году, во время конституционного кризиса 30 сентября, была предпринята попытка мирных переговоров при посредничестве Патриарха Московского и всея РусиАлексия II в ходе которых в ночь на 1 октябрябыло подписано соглашение — протокол № 1 между руководителями палат Верховного Совета, с одной стороны, и представителями верного Ельцину правительства и его администрации, с другой[16].

В Постановлении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года) указано, что Архиерейский Собор выражает поддержку епископату, клиру, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви в их мирном подвиге, направленном на утверждение единства и братолюбия, преодоление разрушительной розни. Собором приветствуются усилия различных государств по мирному урегулированию вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины. Члены Собора призывают политических деятелей безотлагательно предпринять все возможные меры для установления прочного и справедливого мира на украинской земле. Собор обращается ко всей полноте церковной с призывом не ослабевать в молитве о народе Украины и особенно об укреплении тех православных людей, которые подвергаются гонениям и оскорблениям за свою верность канонической Православной Церкви. Сегодня, когда перед всем человечеством стоит угроза террора, когда все чаще слышно «о войнах и о военных слухах» (Мф. 24, 6), когда христиан на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира предают на мучения, изгоняют с мест их традиционного проживания, когда разрушаются храмы и монастыри, подвергаются поруганию святыни, Собор молится о том, чтобы Господь укрепил всех гонимых за имя Христа и умудрил правителей, от которых зависит установление мира. Русская Православная Церковь на протяжении уже нескольких лет привлекает внимание мировой общественности к бедственному положению гонимых христиан. Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился. Архиерейский Собор призывает, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении[17].

В современных реалиях, когда осуществляются массовые убийства христиан, развязываются войны и вспыхивают революции, необходим единый голос христиан, направленный на примирение. Важным шагом к практическому примирению явилась первая в истории человеческой цивилизации встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского, состоявшаяся 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба). В совместном заявлении Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, которое является юридическим документом, было указано: «По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах. Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших. Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13). В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)[18].

Именно в современный период истории необходимо было осуществить встречу глав двух крупнейших Христианских Церквей с целью примирения народов и этносов. Именно сейчас, когда традиционные ценности уходят на второй план, общество основывает свое целепологание на «потребление благ», когда грех стал нормой, необходимо сплочение людей единой культуры, морали и ценностей, дабы голос правды и добродетельства громко звучал в современном меняющемся обществе. Принятие вышеуказанного документа должно дать резкий импульс для всеобщего примирения.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «И как же может Церковь наша отступить от миссии свидетельства о своем служении, о необходимости достигать этой цели перед лицом постоянно возникающих проблем и вызовов? Отступив, она перестанет быть Церковью — она станет раскольничьей группой и сама себя отделит от Вселенской Церкви, которой Богом вручена миссия примирения людей».

Список источников 

1. Соборное послание святого апостола Иакова.

2. Первое послание Коринфянам апостола Павла.

3. Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей.

4. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945).

5. Верле Г. Принципы международного уголовного права / Пер. с англ. С.В. Саяпина. Одесса, 2011. С. 78.

6. Фельдман Д.И., Яновский М.В. Генеральная Ассамблея ООН и вопросы развития международного права. Казань, 1968. С. 30.

7. Castles A.C. Legal status of United Nations resolutions // Adelaide Law Review. 1967 - 1970. Vol. 3. P. 68 — 8.

8. Официальный сайт Русской Православной Церкви. Режим доступа: [http://www.patriarchia.ru/]

9. Циммерман М.А. История международного права с древнейших времен до 1918 года. Прага, 1924. С. 122.

10. Fontes Historiae Juris Gentium: Sources Relating to the History of the Law of Nations / Ed. by W.G. Grewe. Berlin; N.Y., 1995. Vol. 1: 1380 B. C. - 1493. P. 512.

11.Буткевич О.В. Формирование элементов системы международного правосудия в Средние века // Российский юридический журнал. 2012. №4. С. 32 – 42.

12. Параллельная власть в Доме Советов.  И. Малов. «Век XX и мир», 1994.

13. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года).

14. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. Документ принят по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прош ла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба). 


[1] Соборное послание святого апостола Иакова.

[2] Первое послание Коринфянам апостола Павла.

[3] Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей.

[4] Там же.

[5] «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945).

[6] Верле Г. Принципы международного уголовного права / Пер. с англ. С.В. Саяпина. Одесса, 2011. С. 78.

[7] Фельдман Д.И., Яновский М.В. Генеральная Ассамблея ООН и вопросы развития международного права. Казань, 1968. С. 30.

[8] Castles A.C. Legal status of United Nations resolutions // Adelaide Law Review. 1967 - 1970. Vol. 3. P. 68 — 8.

[9] Официальный сайт Русской Православной Церкви. Режим доступа: [http://www.patriarchia.ru/]

[10] Циммерман М.А. История международного права с древнейших времен до 1918 года. Прага, 1924. С. 122.

[11] Fontes Historiae Juris Gentium: Sources Relating to the History of the Law of Nations / Ed. by W.G. Grewe. Berlin; N.Y., 1995. Vol. 1: 1380 B. C. - 1493. P. 512.

[12] Буткевич О.В. Формирование элементов системы международного правосудия в Средние века // Российский юридический журнал. 2012. №4. С. 32 – 42.

[13] Там же.

[14] Официальный сайт Русской Православной Церкви. Режим доступа: [http://www.patriarchia.ru/]

[15] Там же.

[16] Параллельная власть в Доме Советов.  И. Малов. «Век XX и мир», 1994.

[17] Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года).

[18] Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. Документ принят по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба). 

http://www.bogoslov.ru/text/4986839.html