Родительские субботы: особое попечение Церкви об усопших

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

psyxosavvato2

Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами.

В связи с особым попечением об  усопших православных христианах Святая Православная Церковь установила  специальный день недели для их поминовения.

Так как воскресенье является днем ​​Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, еженедельной Пасхой, суббота представляется днем почивших, дабы мы поминали их и имели  связь с ними через молитву. В каждой молитве, особенно в  субботних молитвах, верующий поминает свою семью,  родственников и всех дорогих сердцу его, и  даже врагов своих, которые покинули этот мир, испрашивая молитвы  для них.

В записках на молебны за здравие и за упокой, которые мы приносим вместе  с  просфорой [1] для Божественной литургии, вписаны  имена живых и поминающихся усопших.

Каждый год Церковь посвящает две субботы своим  усопшим. Это Великие родительские субботы: одна – до воскресенья Масленицы, а другая –  до воскресенья Пятидесятницы.

Второй  родительской  субботой  утверждается наша вера в полноту Церкви, чье  основание и утверждение на земле празднуют во время Пятидесятницы. Единая святая, соборная  и апостольская  Церковь пребывает  воительницей  земной и торжествующей  на небесах.

Родительская суббота перед Масленицей имеет исключительный характер: следующий день  – воскресенье – посвящен  Второму Пришествию Господа, тому  страшному  дню, когда все мы предстанем  перед престолом Великого Судьи. Поэтому через поминовение усопших мы просим  Господа  быть милосердным и показать нам Свое  сострадание и терпение, и не только нам, но и прежде почившим братьям нашим, засим всех вместе поместить среди сынов Своего Небесного Царства.

В родительские субботы  Церковь призывает нас к вселенскому поминовению “всех от века усопших православных христиан”. Таким образом, поминают:

* Всех  скончавшихся  “внезапной смертью” на чужбине, на суше и на море.

*Погибших от эпидемии, войны, мороза, от землетрясений и стихийных бедствий.

*Сожженных или потерянных.

*Всех бедных и одиноких, котоым некому было сослужить погребальную службу и панихиды.

Бог не ограничен временем и местом. Ему известны и пред Ним обретается не только то, что мы воспринимаем в настоящем, но и прошлое, и будущее. Это нам являет одна лирическая  молитва из  Последования ко Святому  Причащению, которую относят к святому Иоанну Дамаскину или преподобному  Симеону Новому Богослову:

“Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть”.

С этой верой мы погружаемся во благость Бога, “себя и себе подобных”, живых  и почивших наших.

Стергиос Н.Саккос, заслуженный  проф. университета, “Наши мертвые не пропали”, изд. Христианская Надежда, стр. 149-152.

_______________________________________________

[1] В Греции прихожане самостоятельно выпекают просфоры и приносят их вместе с записками на литургию. Священник вынимает из них частички с называнием указанных имен.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

http://www.pemptousia.ru/2016/03/родительские-субботы-особое-попечен/