Реставраторы музеев Ватикана изучили состояние знаменитой византийской иконы Богоматери Спасительницы Народа Римского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Реставраторы музеев Ватикана изучили состояние знаменитой византийской иконы Богоматери Спасительницы Народа Римского
Она славна чудесами, в том числе избавлением Рима от морового поветрия в 590 году

РИМ. Реставраторы произведений искусства из музеев Ватикана проверили сохранность знаменитой византийской иконы БогоматериSalus Populi Romani (Спасительницы Народа Римского), широко прославившейся чудесами, в том числе избавлением Рима от морового поветрия в 590 году, сообщает catholicnewsagency.

Согласно заключению комиссии от 20 января, состояние иконы оценено как «превосходное». Икона Богоматери ныне хранится в римскойбазилике Санта-Мария-Маджоре, где особо почитается горожанами в качестве главного Богородичного образа Рима. В 1954 году икона была коронована папой Пием XII. Предание приписывает авторство иконы апостолу Луке. Восточное (византийское) происхождение иконы косвенно подтверждает кипарисовая доска, на которой она писана. Наименование Спасительницы Народа Римского (Salus populi romani) присвоено иконе потому, что именно ее святой Григорий Двоеслов носил в 590 году крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей тогда чумы, после чего болезнь быстро покинула город.

Икона, почитаемая жителями Рима в течение многих веков, в 2017 году подверглась многомесячной реставрации. 28 января 2018 года, на Праздник Обретения Чудотворного Образа БогоматериСпасительницы Народа Римского, ее вновь установили вбазилике Санта-Мария-Маджоре, именуемой также «часовня Павла» и «Боргезе». Там она бережно хранится в особом драгоценном киоте под стеклом с кондиционером при надлежащей температуре и влажности, дабы обеспечить ее сохранность. По заявлению духовенства базилики, после краткой молитвы икона была извлечена из-под стекла 20 января и перенесена в соседний зал, где ее изучила комиссия технических специалистов Ватикана. «После чего, к всеобщей радости, вскоре после молитвы «Ангел Господень», образСпасительницы Народа Римского вернулся для поклонения в часовню Павла», - говорится в заявлении духовенства.

Икона Богородицы Salus Populi Romani долгие века считается символом города Рима и его народа. Она пользовалась особой любовью многих пап римских, включая нынешнего папу Франциска, глубоко почитающего этот образ. Он обязательно приходит к иконе с молитвой до и после каждой своей поездки за рубеж, дабы испросить заступничества Пресвятой Девы Марии и вознести благодарность за ее защиту. Во время первой волны коронавируса в Италии в марте 2020 года, понтифик также молился перед образом Богородицы до и после своего краткого паломничества ради прекращения пандемии. 15 марта 2020 года он провел перед образом около 20 минут в безмолвной молитве.

За несколько дней до этого (11 марта), он обратился к народу с видеообращением, в котором призвал молиться о небесной защите Богородицы Спасительницы Народа Римского. «В Твоей небесной защите мы ищем избавления от напасти, Пресвятая Богородица. Не презри мольбы наши в час тяжких испытаний и избави нас от напасти, славная и благословенная Пресвятая Дева, – молился папа. – На Тебя, Спасительницу Народа Римского, мы уповаем, Ты знаешь наши нужды и чаяния, не оставь нас и ныне Своей небесной защитой, как и в Кане Галилейской, дабы в наших домах и сердцах вновь поселилась радость и праздник, когда минет нас это тяжкое испытание».

Когда образ Богоматери вернулся в базилику после полной реставрации 28 января 2018 года, понтифик отслужил особую мессу и в своей проповеди напомнил, что покров Богоматери «всегда открыт, дабы принять нас и собрать под Своей защитой». «Христианский Восток напоминает нам об этом, там многие чтут праздник Покрова Божией Матери, которая на прекрасных иконах изображается в покрове, укрывающем ее сыновей и дочерей и осеняющем весь мир, – указал духовный наставник. – Там, где наша Мать в доме Своем, туда нет хода нечистому. Там, где царит Мать наша, туда нет хода смуте, там над нами не властен страх. Кто из нас в этом не нуждается, кто из нас иногда не испытывает горести и тревоги? Как часто наше сердце подобно бурному морю, где ходят и плещут волны наших забот и горестей, где непрестанно дуют ветры наших бед? Там Богоматерь наш надежный ковчег среди потопа. Там мы находим надежду и утешение не в потугах нашего разума, не в идеях и технологиях, а в лике нашей Богоматери-Заступницы, в Ее руках, согревающих жизнь нашу, в Ее покрове, укрывающем нас от несчастий. Давайте научимся искать и находить прибежище в Ней, ежедневно припадая с молитвой к стопам нашей Богоматери».

Главным богослужебным событием, в котором вплоть до второй половины XVI века являли народу образ Богоматери, был крестный ход по Риму в ночь с 14 на 15 августа, в честь Успения Пресвятой Девы Марии.

Искусствоведы традиционно датируют икону Богородицы Спасительницы Народа Римского 6 веком. Однако некоторые эксперты отмечают в образе «конгломерат разновременных частей сформировавшийся не ранее 8 века», указывая, что это впечатление, возможно, создают поздние подрисовки иконы в 11 и 13 веках. Размер иконы 117 на 79 см. Богородица изображена в ярко-красном мафории и с красным нимбом. На правой руке изображен консульский перстень как символ Ее обручения с римским народом. В левой руке Она держит маппулу – небольшой льняной плат, традиционный для древнеримской знати. Пресвятая Дева обнимает младенца Иисуса, сидящего на Ее коленях ликом к Богородице и с правой рукой, сложенной в благословляющем жесте. Складки одежд подчеркнуты характерным рельефом, усиливаемым светотенью – это характерные признаки иконописи 11 века, когда икону подновляли. Этим же периодом датируется золотая кайма мафория Богородицы и ассист на одеждах Иисуса.

Сергей Игнатов

https://www.sedmitza.ru/text/10084768.html