Религиозная гениальность. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Огромные просторы - это не только малая плотность населения на квадратный километр и угроза того, что дороги будут плохими. Огромные просторы - это еще и непременное наличие большого числа соседей, с которыми соприкасается большое государственное тело. Россия граничит со множеством стран, относящихся к разным, зачастую совсем несходным цивилизациям. Современная же ситуация в мире обещает долгосрочную перспективу выживания, тем более - развития, для стран, являющихся носителями цивилизационных моделей. Всё, что существует на политической карте мира в парадигме «производство- потребление» и этим исчерпывается, обречено на бесцветное существование в тени тех государств и объединений, которые являются носителями смыслов. Смыслы же рождаются не на бирже, а в религиозном лоне. С этой точки зрения сама биржа есть некое воплощение религиозной действительности.

Любимая наша держава и - в соответствии с гимном - великая наша страна является носителем культурно-цивилизационного кода, ядро которого - Православие. В то же время она граничит с множеством религиозно-цивилизационных миров. По сути со всеми существующими. Такое соседство угрожает проблемами, но и обещает некое богатство нематериального, то есть бесценного, характера. Для сравнения: США граничат только с Канадой и Мексикой, то есть с бывшим врагом, а ныне бедным родственником - на юге и флегматичным двоюродным братом - на севере. И всё. Во многом их политическая наглость сформулирована географией, то есть отстраненностью от главных очагов, в которых вывариваются и выплавляются смыслы. Еще в «Утопии» Т. Мора блаженная страна была выведена как государство, со всех сторон защищенное морями или океанами, государство, всюду вмешивающееся и ни с кем не граничащее.

С этой точки зрения (соседства и рождаемых им зависимостей, угроз и выгод) заинтересованной стороне стоит рассмотреть историю отдельных стран. Или же всех стран вообще. Кашу маслом не испортишь. Вот Чехия, скажем, окружена сплошной Европой, так что скучно даже. Зато англичане и японцы расположились тоже среди вод, что позволяет первым пытаться командовать (издали и исподтишка) всем миром, а вторым - ото всех отъединиться не только географически, но и ментально. Россия же - она нас интересует - пышным своим и масштабным, то мускулистым, то рыхлым местами телом соприкасается почти со всей вселенной. И это обильное касание не может остаться без разнообразных последствий.

Одно из необходимых последствий, на которое вынуждает Россию судьба, то есть смесь истории с географией, есть религиозная гениальность. Взаимообогащение, с одной стороны, и тайное внутреннее соперничество - с другой, есть последствие соседства культур или цивилизаций. Соседство с исламом, к примеру, несет не одну лишь угрозу войны, как может показаться людям, воспитанным на CNN. В исторической ретроспективе это может быть знакомство Европы с Аристотелем, компасом и астрономией. Ныне, близко живя среди мусульман, мы, к примеру, можем переосмыслить и переоценить целый ряд вопросов, связанных с семьей, взаимоотношений между поколениями и проч. Можно серьезно отрезветь и перестать ругаться по матери. То есть можно нравственно развиваться и обогащаться. Каждой серьезной мировоззренческой системе сопутствует своя уникальная этика производственных отношений, семейная этика и система отношений между полами, поколениями и социальными слоями. Близкое знакомство с этими явлениями так же обогащает, как основательное знание еще одного иностранного языка.

Перечислим бегло те духовные миры, соседство с которыми подарено России. Идя на Юг от тех холодных вод, в которых на шлюпке часто плавал митрополит Иннокентий (Вениаминов), мы приблизимся к границам страны Восходящего Солнца. Далее двинемся вдоль границы на Юг, а потом на Запад, по дороге, таким образом, последовательно встречая и дзен, и синто, и конфуцианство, и ламаизм. (Очевидно, без хороших специалистов по Востоку России просто не обойтись). Далее мы войдем в плотный исламский пояс (незнание ислама для нас просто непозволительно) и вынырнем на Кавказе, чтобы глотнуть христианского воздуха в Грузии и Армении. Потом нас ждет Западный мир, то есть мир, сложно смешанный из католицизма и Православия, из униатства и разномастного протестантизма, из современного атеизма, бытового басурманства и неоязычества. Всё это последнее тоже нужно знать и описывать в книгах, как описывают историю болезни. Западный регион заканчивается религиозно где-то там, где Кант по вечерам смотрел на звездное небо. Вот нам и картинка, некий беглый карандашный набросок, который означает, что нам должно быть «внятно всё: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». Можно перефразировать и дополнить: «Суфийский острый смысл и сумрачный конфуцианский гений». Миров, как сказано, много, и сама география вынуждает к близкому с ними знакомству.

Представьте себе мужичка, который никаких особых духовных академий не заканчивал, но знаком с бытовым исламом и восточной философией, а также понимает мессу на латыни по той простой причине, что с мусульманами в армии служил, с китайцами на торговом судне ходил, а с католиками в Италии на заработках близко сошелся. Это будет интересный человек, не правда ли? Такие знатоки тайн у нас раньше были сплошь из матросов, которые все моря обходили и все говоры слышали. В Европе они начали свое бытие то ли с Марко Поло, то ли с крестовых походов. Сегодня же никуда не нужно особо плыть или ходить. Всё под боком, всё - на границах. Только вникни и осознай соседский опыт. Вот таким и должен быть русский народ, исходя из его географического положения и исторического соседства, - интересным и опытным, который и послушать интересно, и с которым в разведку не страшно пойти.

Большинство народов лишено такой цивилизационной роскоши. Большинство народов имеют одного-двух исторических соседей (они же - недруги), с которыми ассоциируют понятие враждебной инаковости. Проще говоря, с ними ассоциируют смысловое наполнение слова «чужой». Так, бодаясь столетиями, враждуя, воюя, стремясь поглотить врага или сопротивляясь ассимиляции с ним, народы приобретают в конце концов свое лицо и характер. Говоря о борьбе, имею в виду не только борьбу на полях сражений, но и культурное соперничество. Наша же цель в этих строчках - обозначить путь, указанный Промыслом и географией. Согласно Провидению и географии у России и есть та самая тютчевская «особенная стать». У нее есть свой путь, имя которому - вселенская религиозная грамотность. Эта грамотность рождает опыт и чуткость к трагедии человеческого бытия. Она - залог доброго соседства. Она - ресурс смыслового обогащения. Она - способ избавиться от ненужных конфликтов, рожденных хамским пренебрежением к чужой культурной традиции. Этой последней болезнью Запад болеет «в полный рост», то упражняясь в бесхребетном мультикультурализме, то сжигая Коран и публикуя карикатуры на Мухаммеда. Россия обязана быть сильнее, умнее и внимательнее. Именно образованный религиозно человек силен и умен, он же и внимателен (если хорошо образован).

Итак, гляньте, возлюбленные, на карту своей Родины. Спросите себя: «Какой из пограничных религиозных миров мне совершенно непонятен?» Получив ответ, можете заняться поиском путей для восполнения пробела. Только по воскресеньям в храм ходить не забывайте!

http://www.pravoslavie.ru/put/71240.htm