Религиоведение со взломом. Виктор Малухин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

 

По уже установившейся недоброй антицерковной традиции все креативные радетели за русское православие встречают очередной Великий пост своими трудовыми подарками. Каждый на определенном ему участке борьбы, в своей зоне антиклерикальной ответственности. Так что совершенно не обязательно выплясывать в православном соборе колхозный канкан с мешком на голове. Ведь кто понимает, тот подтвердит: куда как эффектнее взойти, например, на трибуну XIV Апрельской конференции Высшей школы экономики, дабы украсить высокое собрание своею молодой женской миловидностью и комически-серьезной дилетантской непосредственностью, обычно крайне редкими в такого рода научных аудиториях.

Вот только при выступлении на околоцерковные темы Татьяны Коваль, замдекана по науке факультета мировой экономики и мировой политики, звук вам все-таки было бы лучше как-нибудь заблокировать. Потому что иногда лучше радовать глаз, чем слух. Если только, конечно, у вас нет нездорового влечения погрузиться в собрание набивших оскомину пропагандистских клише да затасканных по либеральным кухням и курилкам мифов о "неправильной" Русской церкви.

В докладе Татьяны Коваль все это траченное молью антиправославное добро старательно скомпилировано, а затем скомпоновано по следующим, говорящим за себя, разделам: "Два народа, две Церкви", "РПЦ как политический игрок", "Политическая активность вместо благотворительности", "Православный по национальности", "Недоверие к личности"...

При этом человеку, находящемуся в теме, спорить с нашей очаровательной femme savante (ученой женщиной, как выразился бы пересмешник Мольер) бесконечно трудно. Ибо ее доклад оказался переполнен откровенным невежеством, произвольными аксиоматическими утверждениями, шаткими умозрительными построениями и дурной публицистичностью, каковой не нашлось бы места ни в одном издании, отмеченном хорошим интеллектуальным вкусом.

Да вдобавок весь квазинаучный винегрет столь густо замешен на нескрываемой и мало красящей порядочного исследователя тенденциозности, что развернутый критический комментарий следовало бы писать едва ли не к каждой строке этого в своем роде и в отрицательном смысле образцового сочинения. Но нет худа без добра: на месте Татьяны Коваль я бы принимал на обучение у себя в магистратуре или аспирантуре по результатам конкурса: кто из кандидатов обнаружит больше профессиональных "косяков" в тексте уважаемой научной руководительницы. А то ведь если этого не сделать, то так и будут ретранслироваться из поколения в поколение питомцев Высшей школы экономики априорные оценочные суждения и установочные идеологемы вместо объективного знания. Что для "национального исследовательского университета в ведении правительства РФ" как-то не комильфо.

Ну, например, как вам такой новаторский пассаж о современном русском православии: "Построение в церкви властной вертикали повторило с запозданием аналогичный процесс в государстве". То есть получается, что иерархическая структура церковного управления сложилась прямо на наших глазах, а мы по своей "державно-этатистской" близорукости этого и не заметили? Между тем идея и принцип церковной иерархии восходят к Священному Писанию и Священному Преданию, будучи установлены Самим Христом Спасителем, Который и является, если кто не знает, Главой Церкви. Но тогда о каком государстве у Татьяны Коваль идет речь - ну не о древней же Иудее, в самом деле? Однако читаем следующую фразу и сразу убеждаемся, что историческое невежество, как всегда, бежит перед политической глупостью: "Год назад... обозначился и новый властный тандем - президент и патриарх". Кстати, утверждать при этом, что огосударствление Церкви является ее задушевной мечтой - значит совершенно не знать истории русского православия, не понимать внутренних интенций Церкви и не считывать важнейших мотиваций людей, принимающих в ней решения.

Впрочем, на этом открытия Татьяны Коваль отнюдь не кончаются, как не исчерпывается одним случаем гегелевская дурная бесконечность. Вам еще предстоит узнать о том, что для Церкви "идеальной формой правления" является "монархия в ее абсолютистском варианте" (в деяниях Архиерейского Собора 1994 года отчетливыми черными буквами русского алфавита на белом фоне специально для ученых дам оговаривается принципиальная "непредпочтительность для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин").

Узнаете вы также и о том, что "вопрос о численности православных верующих глубоко политизирован" (вероятно, в результате картельного сговора всех существующих в России социологических служб - как тех, которых называют "прокремлевскими", так и тех, которых называют "прогосдеповскими", поскольку они обнародуют сходные результаты).

Далее услышите вы и откровенную ложь, сознательно игнорирующую общеизвестные факты об обширной программе социального служения Церкви в обществе и упорно настаивающую на том, что "благотворительность, забота о "сирых и убогих" во многом остается делом подвижников-одиночек".

Словом, незадачливая эта Церковь "не нашла нужной тональности и формы общения с широкими слоями современного общества, в том числе далеких от религии граждан", в частности, в лице Татьяны Борисовны Коваль. С теми миллионами русских людей по всей огромной стране, что неделями стояли в круглосуточных нусыпающих очередях к чудотворному поясу Пресвятой Богородицы, нашла "нужную тональность", а с религиоведческой дамой - нет. Возможно, фатальная ошибка при общении с отдельными представителями ученого сословия заключалась в обращении к их разуму, а не к предубеждениям?

Но это еще не финал и не кода на редкость топорно сработанного антицерковного опуса нашей замдеканши. Вы до сих пор считали свою Церковь общиной веры и спасения, имеющей вселенское измерение и открытой для всех людей? Напрасно, ибо "этнический принцип (русский значит православный) закрепился не только в общественном сознании, но и богословски обоснован в официальных концепциях РПЦ". Вот только придется разочаровать тех, кто случайно поверит этой фальшивке, по понятным причинам обошедшейся без ссылок и сносок: никаких таких богословских обоснований и официальных концепций православия как религии по крови в природе не существует. Видать, начиталась бедняжка Достоевского на тему того, что "кто православный, тот и русский", да потом то ли в интересах своего хлопотного ангажированного дела, то ли просто по своему научному обыкновению все с ног на голову и переставила. И еще параллельно умудрилась перепутать этнорелигиозный по его природе иудаизм с универсалистским по его призванию христианством. Хорошо бы записывать себе такие вещи где-нибудь для памяти, что ли.

Ну и под занавес, как положено, - выводы и рекомендации от нашего неугомонного генератора нездоровых сенсаций: "Без приведения социальной доктрины РПЦ в соответствие с конституционными основами, как и вообще без серьезных изменений в церкви, которая должна нести свет любви, милосердия и прощения, а не поощрять создание отрядов православных боевиков и подобных им групп, духовно-нравственное оздоровление общества вряд ли будет полноценным".

Воля ваша, это очаровательно и непревзойденно даже для дамского аналитического рукоделия. Каково? И ведь всерьез готова засучить рукава и привести в соответствие. И даже поощренных Церковью "православных боевиков" не трусит. Ну не научная ли красава? Так что кто желает - много забавного может сыскать в типа ученых трудах Татьяны Коваль. Но это уже сами и, пожалуйста, без меня: "Я глупостей не чтец, а пуще образцовых". Или правильно по-научному было бы сказать "тенденциозных монтажей псевдонаучных симулякров"?

Виктор МАЛУХИН,
Московская патриархия,
специально для "Интерфакс-Религия"

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=412