Размышления в преддверии Рождества. Виктор Чернышев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В минувшее воскресенье читалось Евангелие от Матфея 1:1-25. Начинаются стихи указанного места Евангелия с родословия Иисуса Христа. Заканчивается прочитанный текст на том, что сказал Архангел Гавриил праведному Иосифу, обручнику Пресвятой Девы.

В истории человечества не было более важной новости, чем извещение Архангела о воплощении Божьего Сына. Сын и Слово Божие ради спасения человека принимает человеческую плоть. Это исполнение пророчества, данного еще прародителям после падения их в Эдемском саду (Быт. 3:15). Суть этой совершившейся тайны - примирение людей с Богом Отцом, исправление событий, происшедших в том далеком осязаемом, но утраченном Раю – когда с женщины началось падение со всеми скорбными последствиями. Но теперь уже женщина становится началом всех благ. Богородице надлежит стать новой Евой. Там был осязаемый Рай – здесь на земле это Церковь. Там ветхий Адам – здесь Иисус Христос. Там предстает древний змей – здесь вещает Архангел Гавриил. Там шепот змея-дракона Еве – здесь благодатные слова, предвосхищающие череду великих событий.

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5). Услышав об этом обетовании, Адам и Ева надеялись на скорое его пришествие. Поэтому они так обрадовались своему сыну-первенцу, решив, что он-то и будет этим Избавителем. Но исполнение обетования медлило. Со дней Еноха обетование передавалось через патриархов и пророков, вселяя надежду на явление Мессии, но Он все не приходил. Века проходили за веками, уже голоса пророков стали умолкать. Между тем рука притеснителя тяжело давила народ Израиля, и уже многие восклицали: «Много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет» (Иез. 12:22).

Но намерения Божии не знают ни спешки, ни промедления. Провидение во все века управляло движением народов и всеми их действиями до тех пор, пока мир не был приготовлен к пришествию Избавителя. Языческая религия к тому времени постепенно утрачивала свое влияние на людей, которые уже устали от пышных, но пустых зрелищ и от надуманных легенд и басен. Люди нуждались в такой религии, которая могла бы согреть голодную душу и рассеять недоумения и скорби. У людей была сильная жажда познать Живого Бога и обрести надежду на вечность после земных странствий. Для многих смерть оставалась ужасной тайной, глубокой неисчерпаемой неизвестностью, жгучей и непонятной, пугающая своим мраком и отчаянием бездна.

Господь снова и снова обращался к людям через природу, через прообразы и символы, через пророков и патриархов. Пророчество Даниила открыло время Его пришествия, но не все поняли это откровение. Основы Божественного правления и план Искупления рода человеческого нужно было ясно обозначить, а содержание суровых уроков Ветхого Завета полностью раскрыть людям.

Еврейский народ укреплял свою веру, полагаясь на обетование, данное через Моисея: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (Деян. 3:22). Слова Иакова, сказанные им на смертном одре, тоже вселяли в них надежду: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не прийдет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Между тем обольщение грехом достигало своего апогея. Тело человека, сотворенное как обитель Бога, превращалось постепенно в жилище бесов. Все в людях было превращено бесовской силой в орудие угождения самой низменной похоти и плоти.

Начавшееся ослабление могущества Израиля свидетельствовало, что пришествие Мессии совсем уже близко. Пророчество Даниила изображало славу Его владычества над царством, которое придет на смену всем земным царствам и уже «будет стоять вечно» (Дан. 2:44). Однако сущность миссии Христа понимали немногие, ибо все ждали могущественного Правителя, Который установит прежде всего Свое земное царство в Израиле, и лишь тогда только станет «Избавителем народов».

И вот пришла «полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4). Ни один человек не приходит в этот мир освобожденным от первородного греха. Как само падение Адама и Евы, так и его последствия были унаследованы всем родом человеческим. Вполне естественно, что не была от него избавлена и Пресвятая Дева. Ее тело унаследовало все последствия порчи и смерти. Со входом во святая святых Иерусалимского храма Она стяжала обожение, которое было еще пока недостаточным для освобождения от последствий первородного греха (порчи и смерти) по причине того, что божественная и человеческая природы еще не соединились в Ипостаси Сына Божьего. Именно, когда силой Святого Духа во чреве Пресвятой Девы божественная природа соединилась с человеческой, в этот момент Богородица первой вкусила освобождение от первородного греха. Но и этого момента, согласно св.Никодиму Святогорцу, Богородица имела полноту благодати Своего Сына Единородного до зачатия, во время зачатия и после зачатия: «До зачатия эта полнота была совершенной, во время зачатия – более совершенной, а после зачатия совершеннейшей».

С воплощением и затем с воскресением Христа человеческая природа обожилась, и этим была дана возможность обожения каждому человеку. Становясь посредством Крещения членом воскресшего и обожествленного Тела Христова (Его Церкви), человек освобождается от первородного греха.

Обрученному с Пресвятой Богородицей праведному Иосифу Архангел сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20). Богородица родила Христа «как человека», но зачатие произошло от Духа Божьего. Толкуя это выражение, главным же образом, слова «родившееся от Духа Святого», - св.Василий Великий говорит, что способ происхождения одной вещи от другой выражен может быть тремя словами: «сотворено», «рожденно» и «естественно». Это означает, в первом случае – сотворенный посредством нетварных энергий весь тварный окружающий нас мир. Во втором случае – «рожденно»: здесь примером является предвечное рождение Бога Сына от Бога-Отца. А слово «естественно» можно рассматривать как исхождение всякой энергии от своей же природы.

И св.Иоанн Дамаскин говорит, что Сын Божий сотворил Себе из непорочных и чистейших кровей Богородицы Марии, воодушевленную разумной душой плоть не через восприятие семени, а посредством творящей силы Пресвятого Духа.

Фактически «благовещение» праведному Иосифу стало благовещением всему человеческому роду о зачатии Слова и Сына Божьего. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы отмечаем весной. Слова, обращенные к Иосифу – это как бы преддверие этому большому весеннему празднику. Хотя по смысловому евангельскому содержанию эти события следует переставить местами, значение их от этого не умаляется. И мы должны с величайшей ответственностью принять прелюдию нашего спасения – это величайшее известие, прозвучавшее со страниц Слова Божия.

https://ruskline.ru/analitika/2021/01/05/razmyshleniya_v_preddverii_rozh...