Разговор о богатстве. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Богач и Лазарь. Икона на стекле. Галина Кузьменко-Кузнецова

В конце 1960-х в мировой кинематограф ворвался Брюс Ли. Загадочный Восток в его подаче приобрел боевую окраску. Появился и быстро развился новый жанр кино – «кун-фу фильм». Вслед за кошачьими криками с экрана и молниеносными движениями бьющих рук и ног последовала волна массового увлечения боевыми восточными единоборствами. Дошла эта волна со временем и до Советского Союза. Дошла с заметным опозданием из-за «железного занавеса» и информационной закрытости. Но дошла, и тысячи молодых людей ушли в подвалы, чтобы бить боксерские груши и выжимать штанги. Ушли в парки и скверы, чтобы по утрам делать растяжку и разучивать непривычные движения. Многие со временем, вопреки дефициту тренеров и отсутствию материальной базы, достигли немалых успехов. И вот перед их мысленным взором, тех, кто достиг успехов, возник вопрос: Что дальше? «Я умею бить», - сказали они. Теперь нужно понять: кого бить? Или – зачем бить?

Те, у кого возник первый вопрос (кого?) со временем могли найти применение полученным навыкам в различных «бригадах». Страна разваливалась, и вскоре возник хороший спрос на умение действовать кулаком и пяткой, локтем и ребром ладони. А вот у тех, кто спрашивал «зачем?», все было сложнее и правильнее. Они поняли, что невелик подвиг сломать человеку нос или ребра. Они стали почитывать не только методички по технике нанесения ударов, но и философскую литературу. А литература эта, между прочим, говорила, что лучший бой это тот, который не совершился; что думать важнее, чем бить; что победа над собой – самая важная победа, и проч. Так мысленное поле одних сузилось до прикладных навыков, а у других расширилось до серьезных вопросов.

Точно такой же механизм в самых разных видах человеческой деятельности.

Например, в отношении богатства.

***

Богатство это, несомненно, философская категория. Говоря по-хорошему, богат не тот, кто имеет много, но тот, кому хватает того, что есть.

Но с точки зрения грубого материализма, владелец стада коров богаче обладателя одной коровенки. И тут мы натыкаемся на специфическую проблему. А именно, богатство располагает к философии, то есть к размышлению о смыслах. Богатство рождает вопрос «зачем?» Точно так же, как человек, овладевший приемами борьбы, спрашивает себя, что теперь с этими навыками делать?

У владельца одной коровы такие вопросы не возникают. Его корова – главный признак достатка, она – кормилица. А вот владелец целого стада должен думать, зачем ему это стадо и что дальше? Есть, конечно, очень простой ответ: дальше хочется быть еще богаче и иметь еще одно стадо. Но это тупиковый ответ. Потому что, мысленно двигаясь этим путем, мы придем к третьему стаду, четвертому. В конце концов придем к обладанию всеми коровами мира. И вот тогда-то, когда в области ума вопрос получил абсурдный ответ, вопрос «зачем?» засияет с новой силой, почти убийственной.

Богатому человеку нужно или найти готовую идею, или придумать свою собственную, но так, чтобы эта идея оправдывала богатство в его собственных глазах. Думать надо.

***

Кстати, думать очень тяжело. Богатый человек знает это лучше бедного. Всю свою жизнь с момента обретения богатства, он чувствует себя заложником своего движимого и недвижимого имущества. Он чувствует себя приставником к имению, почти обслуживающим персоналом, напичканным то страхом, то гневом, то завистью, то калькуляцией. Голова пухнет, виски седеют, сон отлетает от подушки. Ради чего? Слава и власть ведь притягательны только по мере стремления к ним. После достижения они из вожделенной цели превращаются в тяжкое бремя. И особенно угрожающей ситуация становится на фоне мыслей о смерти. Мы не будем пока (намеренно) говорить об этой всеобщей и грозной, всех ожидающей реальности. Мы позволим себе сделать вид, что не помним о смерти и не думаем о ней. Позволим ей со зловещей и безмолвной улыбкой ожидать нас за одним из жизненных поворотов.

Скажем вначале пару слов о том, что более близко и понятно - о детях.

***

Они менее философичны, чем их родители. Вопрос «зачем?» их либо вовсе не мучит, либо мучит с большим опозданием. Все, что их окружает, все, чем они пользуются, воспринимается чаще всего, как нечто само собой разумеющееся. Если миллионер «в первом поколении» может вспомнить вкус консервов в студенческом общежитии, то у его детей такой возможности нет в помине. Сравнивать разные уровни достатка, разные степени нужды и изобилия, исходя из собственного опыта, дети не могут. Детям богатых людей изначально созданы все условия для того, чтобы тратить, не задумываясь, и жить, не экономя. У них есть все шансы для воспитания в себе всех видов высокомерия и презрения к бедному, простому, обычному человеку.

«Странно, что многие люди голодают. Неужели им трудно позвонить в колокольчик и вызвать слугу с обедом?», - говорила одна особа «голубых кровей» после прочтения в газете заметки о голодающих. Можно смеяться над этой смесью цинизма с идиотизмом, но это правда. Пропасть непонимания, рожденная жизнью в разных мирах, есть самая глубокая и опасная пропасть.

Давно замечено, что наследственная аристократия более всех других общественных прослоек подвержена риску вырождения. То, что одни поколения собирали долгими годами и зарабатывали потом и кровью, другие поколения получили по праву наследства. Без пота и крови, но что самое печальное, часто без малейшего осознания величины наследства и ответственности за него. В силу этой легкости они владеют искусством проматывать за годы то, что собиралось столетиями. И поэтому умный представитель элиты должен быть озабочен вопросами воспитания своего потомства больше, чем всеми остальными проблемами. Доступность всех удовольствий при отсутствии всякой ответственности он должен считать своеобразным проклятием.

***

Нам, возможно, случалось читать или слышать о миллионерах, которые заставляют своих детей в период каникул продавать мороженое или развозить пиццу на мотороллере. В нашей стране такие новости представить трудно. Но это, надеемся, явление временное. Поскольку приучение детей к труду и адекватной оценке жизни это для элиты не вопрос досуга, а вопрос выживания.

Это – один из видов профилактики ранней и бессмысленной смертности среди потомков богатых. Поскольку риск подохнуть в VIP-клубе от наркотической передозировки или разбиться вдребезги на папиной машине заметно снижается у людей, знающих цену куску хлеба. Еще это – способ умножить родительское достояние и, что самое главное, правильно его применить.

В отечественной истории есть пример: киевский губернатор Иван Фундуклей. Этот сын миллионера и впоследствии мультимиллионер был воспитан на хлебе и воде. Отец долгими годами держал его на мелких чиновничьих должностях, прививая сыну аккуратность, трудолюбие и честность. Впоследствии Фундуклей на всех высоких должностях удивлял людей чудотворным сочетанием опытности в делах, щедрости к нуждающимся и личной неприхотливости. Это был пример человека, использующего богатство, как средство мудрого служения обществу.

Тяжесть богатства такова, что обладающий им человек как бы привязан к ответственности, словно гребец на галере привязан к веслу. Деньги как вода застаиваются и гниют без движения. Они же как наводнение опасны, если не ты владеешь ими, а они - тобой. Может показаться, что богатство рождает свободу. На самом деле оно дарит иллюзию свободы, а настоящую свободу, легкость и покой отнимает. Все это понимает человек довольно поздно, да и то не каждый. И пока одни богатому человеку завидуют молча, другие вслух клянут его на всех перекрестках, третьи составляют планы как бы его богатство украсть, сам он должен переживать о тысячах вещей. Среди этих тысяч главным вопросом является: не потерять из-за денег и дел, связанных с ними, самых родных людей.

***

Люди важнее всего. Ради людей зарабатываются деньги и на людей они должны быть правильно потрачены. С одними людьми деньги могут приходить. С другими исчезать. Например, нажитое за годы с законной женой можно в недели развеять по ветру с любовницей. Да, господа. Одни люди приносят с собой благословение, другие – проклятие. С одними людьми деньги находятся, с другими – теряются. Но лучше терять деньги из-за людей, чем людей из-за денег.

Наш разговор странно разросся. Видимо, тема сложна и кратким словом от нее не отмахнешься. Мы успели задать вопрос «зачем?», но не успели дать исчерпывающего ответа. Затронули тему детей. Упомянули вскользь проблему отношения с женщинами. Даже о смерти сказали слово и тут же сделали вид, что ошиблись адресом. В общем, богатство, по определению, вещь сложная. И вместо того, чтобы бездумно к нему стремиться или тупо завидовать тем, кто уже достиг цели, нужно почаще говорить всерьез на эти темы. Так что…

Если нас учат или, что хуже, поучают люди, то на них мы можем гневаться, раздражаться, махать рукой. Можем, словно дубиной, отмахиваться притчей «Врачу, исцелися сам». И, действительно, кто без греха, тот и бросай первый камень. А раз все грешны, то есть шанс при любых грехах остаться без наказания.

Но если учит нас природа, если в ней поместил Бог Свои уроки, советы и подсказки, то отмахиваться от этой науки уже сложнее. Видимо, поэтому Моисей брал во свидетели небо и землю, говоря «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32:1)

Люди, бывшие свидетелями, могут умереть, не передав следующим поколениям важных знаний. Люди могут быть забывчивы, легкомысленны, наконец, корыстны. Из свидетелей они могут превратиться в лжесвидетелей. А вот небо и земля никуда не исчезают, все помнят и продолжают быть свидетелями верными. Нужно лишь изучить их язык, чтобы уроки природы стали для сердца и разума внятны.

Один урок предложим нынче общему вниманию. Связан он с рекой Иордан.

У вас в школе могла быть «двойка» по географии. Вы можете не знать имена главных водных артерий планеты, но об этой речушке вы слышали наверняка. Собственно она не такая уж речушка. Общее протяжение Иордана насчитывает 252 км. На своем пути она впадает в два больших озера, которые носят имя «морей»: море Галилейское и море Мертвое. Первое озеро многоименито. Это самое озеро Геннисаретское озеро или море Тивериадское, о котором пишется в Евангелии. Евреи называют его Кинерет. Этот водоем кипит жизнью. Его берега покрыты тропической растительностью, а вода богата рыбой. Будучи озером, этот водоем ведет себя временами, как настоящее море, и вспенивается высокими и опасными волнами. А дальше, вытекая из Кинерета, Иордан, пройдя еще 100 км, впадает в Мертвое море.

Этот водоем действительно мертв. В нем нет не то, что рыбы, а даже моллюсков и водорослей. Это, как говорят справочники, самый низкий участок земной поверхности. Словно сходя к аду, Мертвое море храни на своем дне то, что осталось от Содома и Гоморры.

Мы совершили такое пространное вступление, чтобы приступить наконец к уроку, заключенному в этих деталях Палестинской географии. Геннисаретское озеро принимает в себя воды Иордана и отдает их. Поэтому оно живо, причем живо с избытком. А Мертвое море принимает в себя пресные воды Иордана, но никуда их не отдает (Иордан уже никуда из Мертвого моря не вытекает), и оно мертво. Закон напрашивается на формулировку: Жить, значит принимать и отдавать. Принимать и не отдавать, значит умереть.

Это универсальный закон. Если глаз принимает свет, но посылает импульс в мозг, человек ничего не видит. Если желудок принимает пищу, но не сваривает ее, не отдает энергию всему организму, человек болеет и мучится. То, что справедливо для организма отдельного человека, справедливо и для общества.

По большому счету, все, что у нас есть, не совсем наше. Многое, хорошее и плохое, мы получили по наследству. Это касается талантов, способностей и склонностей, из которых одни подобны благословению, а другие – наказанию. Самодостаточен только Бог. Все остальные, включая человеков и ангелов, зависимы. Справедливо спрашивает апостол Павел: «Что ты имеешь, чего бы ты не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7)

Мы, например, неоплатные должники своей первой учительницы. Если бы она не научила нас «буквы ровные писать тонким перышком в тетрадь», не получили бы в дальнейшем никакого образования. Не был бы врач врачом, а инженер – инженером. Все богатство человеческой мысли было бы для нас задернуто плотной тканью нашего невежества. И список тех, кому мы должны можно продолжить.

Нас родили, кормили, лечили, учили, защищали, наставляли, наказывали. Все это –разновидности блага, которым мы пользовались. Тот, кто высоко взобрался по лестнице общественной значимости, не имеет права этого не понимать. От первого урока переходим к уроку второму. Он звучит более кратко: делиться надо.

Нельзя только получать, не отдавая. Знаниями, силой, навыками, деньгами нужно делиться. Во-первых, просто для того, чтобы жить (согласно первому закону), а не умирать духовной смертью. А во-вторых, из благодарности к сотням простых людей, без которых богатый бы не был богат, известный – известен, а умный – умен.

***

Допустим, некто из людей, отличающихся богатством и облеченных властью, решил делиться. Мы уже обрадовались, но… Попридержим радужные ожидания. Дело не так просто, как кажется Емеле, лежащему на печи.

Сам богач не будет входить, согнувшись, в хижины бедняков с милостыней в руках. А если и будет, то не уверен, что его на долго хватит. Милосердное движение сердца у богатого человека рождает нужду в помощниках, в тех, кто исполнит благую волю начальника или господина. Здесь нас подстерегают проблемы.

Генерал умен и солдаты храбры. Чего, казалось бы, не достает для успешного ведения военных действий? Мы еще не знаем каково среднее звено: сержанты, старшины, прапорщики и младшие офицеры. От них зависит все. Они – немножко солдаты и немножко полководцы. Лавры, в случае победы, получат генералы. Тяжесть войны вынесет на плечах солдат. Но совершенно ясно, что победа возможна лишь при качественном уровне среднего звена.

Чем сложнее цивилизация, тем сложнее механизмы взаимодействия между группами, классами, прослойками. Если царь добр, но к нему не добраться; если приказ мудр, но телефон испорчен, тогда – катастрофа.

Ангелы служат, принося людям веления Божии и вразумления, и относя к Богу наши молитвы и просьбы. Любой посредник должен быть Ангелом. Иначе он будет демоном.

***

В Четвертой книге Царств много говорится о пророке Елисее. У этого великого мужа был слуга по имени Гиезий. Словно живое пророчество об Иуде, который был вблизи Господа Иисуса Христа, но деньги любил больше, и этот слуга Елисеев бы стяжатель. Когда пророк исцелил сирийского военачальника Немана от проказы, то в награду не взял с того ничего. А Гиезий, не утерпев, побежал за колесницей Неемана и выпросил подарки. Елисей спросил слугу, куда он ходил. Но тот ответил: «никуда не ходил раб твой». Но пророк продолжил и сказал, что сердце его сопутствовало Гиезию и не утаилось дело слуги от Елисея. Последние слова пророка были следующими: «Пусть же проказа Неманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек» (4 Царств 5:27)

Далеко не каждый благотворитель – Елисей. Зато опасность стать Гиезием подстерегает всякого посредника и распорядителя чужих богатств. Чужое добро липнет к пальцам, как мед. И чем дальше конкретный адресат помощи от глаз приставника или чиновника, тем легче и удобнее воровать, не думая при этом, что ты настоящий вор. «Не младенцев от груди отнимаю, не копейки из шляпы слепца, просящего милостыню, выгребаю», - думает человек, и тем удобнее запускает руку в различные фонды, кассы и благотворительные счета.

Так что богач, вдруг захотевший разбогатеть добрыми делами и благословениями тех, кому решился помочь, найдет ближайших врагов в людях, поверенных в его делах, имеющих доступ к распределению средств. Высшая мудрость богатого человека, таким образом, это – умение окружить себя людьми правильными. Правильными, то есть профессионально грамотными и хотя бы относительно совестливыми. Во все дела вникать все равно не сможет никто. Многое придется доверять и поручать, в надежде на честность и исполнительность. И главная тревога, как бы не приставить (по недосмотру или по скудоумному безразличию) волков за овцами глядеть.

Есть в житии святого Ефрема Сирина иллюстрация этих слов.   

Во время голода владельцы хлебных складов традиционно взвинтили цены. Ефрем обратился к ним с горячим словом обличения. Те смирились и согласились помогать бедным. Но высказали одну просьбу, а именно: пожаловались на отсутствие людей, кому можно было бы, не боясь, доверить раздачу хлеба беднякам. И просили Ефрема заняться этим лично. Тот согласился, взял деньги на еду и стал попечителем бедных. Отсутствие нужных людей именно и означает отсутствие честных людей, без которых любые благие порывы милосердных богачей превратятся в насмешку над их стремлениями. Деньги растекутся по карманам приближенного ворья, а бедный оботрется, как будто сытно поел.

Итак, делиться надо, иначе умрешь злой смертью и навеки. Но, желая делиться, нужно вначале озаботиться подбором кадров по принципу честности и исполнительности.

Так сложно выглядит творение добрых дел для богатого. Бедный копейку свою при случае из рук в руки отдаст. А богатый этой роскоши лишен, потому, как ни странно, может умереть, не имея за спиной никаких дел милосердия.

***

Весь евангельский текст, а значит и все значимое в земной реальности, пронизано упоминанием денежных знаков. Это и лепты вдовицы, и иудины сребреники, и дидрахма храмовой подати, и таланты из притчи. Таланты, как мера веса благородных металлов, а не как особые дарования.

Постоянно упоминаются и богатые люди. Один богач назван безумным, и посреди тревог о разрушении одних житниц и строительстве новых, ему сказано: «В ночь сию душу твою возьмут от тебя»

Другой, из притчи о нем и Лазаре, ходил мимо гнойного бедняка, пока не оказался в аду и стал просить Авраама послать этого же бедняка простудить ему язык.

Богатый юноша, с детства много трудившийся в делании заповедей, услышал: «Продай все, раздай нищим и иди за Мной», после чего отошел, скорбя.

Очевидно, тема богатства очень важна, раз Христос пришел спасти и исцелить человечество, а оно – человечество – только тем и занимается, только о том и мечтает, как бы разбогатеть и ни в чем не нуждаться. Библейская критика и учебники истории, как общее место, повторяют тезис о том, что плодотворной средой для распространения христианства были беднота и рабы. На самом деле, исходя з многих евангельских текстов, видно, что проповедь спасения и перемены ума (покаяния) обращена к богатым ничуть не меньше, чем к бедным. Может даже и больше.

В любой Церкви, в любом храме богатые люди не составляют большинства. От этого может показаться, что христианство – религия нищих и убогих. Но на самом деле, богатые составляют весьма малый процент в любом обществе. Было бы странно, если бы они составляли большинство на наших богослужениях. Если в обществе их – 2-3%, то и в храмах эта пропорция не должна быть критично превышена.

Бедный идет к Богу от беды, то богатый идет к Богу от ума и от измученного сердца. Случись бедному стать богатым, не факт, что мы скоро увидим его опять в храме. Об этом мы вкратце уже говорили. Богатый же, если пришел, то требует к себе правильного и серьезного отношения.

Под серьезностью я понимаю отсутствие заискивания в первую очередь. Мы становимся «судьями с худыми мыслями», как пишет апостол Иаков, когда говорим человеку с перстнем: «сядь здесь», а человеку нищему говорим: «стань там». Нужно однажды понять, что богатые люди – такой же объект проповеди, как и все остальные. Мы реально обкрадываем их бессмертные и, несомненно, грешные души, если ограничиваемся в общении с ними лишь освящением «Мерседесов», питьем водки на праздниках и просьбами о материальной помощи на приемах. У многих из власть имущих создается опаснейшая иллюзия о своей близости к Богу, поскольку они «стояли на Пасху в алтаре, лично знают такого-то владыку, имеют церковную награду» и проч.

Со страхом нужно говорить о том, что мы дадим ответ Богу о душах тех, кого мы лицемерно и чрезмерно чтили, вместо того, чтобы и им тоже благовествовать «день ото дня спасение Бога нашего».

Почитаемый ныне за власть и богатство человек может быть двойным банкротом. На земле, не взирая на комфорт и различные выгоды, он все равно болел, страдал, нервничал, боялся, в конце концов – умер. Но на земле все смотрели на него снизу вверх и произносили имя его с придыханием. Оттого самых важных слов ему, быть может, никто так и не сказал. А ведь мы должны их сказать.

Вот эти слова.

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас, и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5:1-3)

Чтобы в таких выражениях и таким тоном говорить с богатыми, нужно быть причастником Духа пророческого. Нужно быть рабом Господа Христа, и не быть рабом человеков, чтобы иметь смелость произнести или прочитать вслух эти слова при соответствующей аудитории. Наша цель – не дешевые эффекты, но Истина. Видно мы мало служим Ей, раз у богатых создалось твердое предубеждение о возможности откупиться от Страшного Суда и поменять земной рукотворный рай, ими создаваемый, на рай истинный, без всякого страха, боли и наказания.

***

Люди хитры и корыстны. Люди злы. Все это достойно слез, но говорить об этом необходимо. Люди зачастую лукавы. Будучи лукавыми, они похожи на того, о ком упоминается в последних строчках молитвы «Отче наш», там где говорится «но избави нас…».

Пес похож на хозяина, раб похож на господина. Человек лукав, потому что не служит Благому, но служит лукавому.

Для того, кто зол, весь мир плох, а сам он хорош. И то ему не так, и это не так. «Вот если бы, да кабы, то и я был бы иным. А так – извините, мир несовершен. Не собираюсь я стремиться к совершенству посреди всеобщего несовершенства»

Узнаете свое нутро? Это ведь (не исключено) и ваши внутренние монологи.

Для того, чтобы жить по страстям и от страстей чрезмерно в совести не мучиться, лучший способ – возложить вину на Бога и Церковь. Дескать, Бог плохо все создал и устроил, а Церковь Сама погрязла в грехах. Не Ей меня учить.

Предложу мысленное лекарство против этой мысленной язвы. Был такой человек, Веселеил. По-еврейски – Бецалель. Это был великий мастер, которому Бог дал премудрость для произведения различных украшений скинии и устройства ее самой. Уходя из Египта, евреи выпросили у египтян множество украшений из золота. Это золото и пошло на украшение скинии.

Мудрость же Веселеила проявилась также в том, что он видел, кто дает золото на украшение переносного храма от сердца, а кто – по тщеславию. Золото сих последних он употреблял не на важные вещи, а на украшение ограды и проч. Так вот, однажды спросили евреи одного из своих мудрецов, почему, дескать, он ездит в дорогой карете и шуба на жене его дорогая. Ведь деньги-то общинные. И сказал он им в ответ: «Раньше люди давали деньги из любви к Богу. Мы употребляли их на украшение Торы и священные нужды. А теперь все вы жертвуете по тщеславию. Нам ничего не остается, как тратить эти деньги на шубы и коней»

Евреи и умны, и хитры. Это факт. Раввин хитро «съехал» с темы. Но нет ли здесь урока? Ой, братья, сдается мне, что есть. И опять, урок сей – для богатых. Ты думал, что жертвуешь на Бога и Церковь. А на самом деле жертвовал ты для утоления тщеславия и в виде откупа. Ничего, кроме предметов роскоши, согласно притче, на твои тщеславно подаренные деньги купить невозможно. Польза от твоих денег съедена молью, разбита в авариях и смыта в ватерклозете. Не думай получить что-либо за эти тщеславные дары на Небе, потому что и те, кому ты жертвовал, ни разу, быть может, за тебя не молились.

Если эта еврейская притча не тронет твое сердце, то послушай анекдот. На Суде у ворот Рая говорят богатому: В ад! Он не согласен и говорит: Я, мол, столько-то и столько-то денег потратил на строительство храмов. А ему отвечают: В ад! А деньги мы вам вернем.

Еще раз напомним, что деньги, это не бумага и не металл. Это – превратившийся в бумагу и металл пот трудящегося человека. Это пот пахаря и ученого, сталевара и водителя дальнобойщика. Деньги это – мистический факт. И брать их, и давать их нужно с соответствующими мыслями и чувствами. Отношение к деньгам не просто находится внутри морали. Это проверка морали на предмет ее существования. Несерьезность человека в отношении к деньгам говорит о его несерьезности вообще. Нечестность или жадность человека в отношении к деньгам говорит о его всецелой нечестности и жадности. О гнилости, то бишь, и о родстве и Иудою. И не зря мы не можем и разу причаститься без воспоминания об этом бывшем ученике и апостоле. Говорим же постоянно перед Чашей: Не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Тебе дам, яко Иуда.


Источник: Православие. Ru