Разговор на Фоминой, или «Ужасно неизвестно всё то, что интересно!». Протоиерей Игорь Рябко
Неделя о Фоме – еще один повод поговорить о вере и неверии, о соотношении ума и сердца, души, духа и рассудочности. Подумать о том, можно ли умом понять Бога.
Людям, которые «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», до сих пор кажется, что классическая физика объясняет все мировые процессы таким образом, что Богу в них нет места. Но тем, кто хоть немного, хотя бы на поверхностном уровне, прикоснулся к современному научному миру макро- и микрофизики, квантовой механики, понимает скорее обратное. Хотя привычное рациональное мышление вряд ли когда-нибудь сможет принять то, что сегодня стало объективным научным знанием.
Мистика света
«Все являемое есть свет» (Еф. 5:13) – уже не образное высказывание апостола Павла, а истина, проверенная научным опытом. Современная научная модель мироздания свидетельствует, что наш мир возник именно как «световой зародыш». Из этого зародыша световая энергия, распространяясь во все стороны, создавала по пути своего движения пространство и время.
Важно подчеркнуть – «свет» распространялся не в пространстве, которого тогда еще не было, а именно создавал пространство, как этому нас учит теория относительности. Квантовая механика доказала тот факт, что все сущее в мировом пространстве, включая нас самих, есть, по сути, форма бытия световой энергии разной плотности.
В науке возникает т.н. «мистика света», с помощью которой ученые пытаются понять наше место во вселенной. Статичным в этой мировой картине бытия остается только постоянная скорость света, а что касается времени и пространства, то они меняются в зависимости от системы отсчёта. Теория относительности и квантовая механика безжалостным скальпелем научных экспериментов доказали относительность любой реальности. Любой, кроме реальности Бога.
Границы миров
Физика, как это не странно, теперь даже пытается научным языком объяснять нам тайны бытия мира духовного. Поскольку свет является физической границей любого тела во Вселенной, то вполне логична возможность взаимопроникновения тел разной плотности по отношению к скорости света. То, что для нас кажется стеной, для существа с другой границей телесности эта же преграда будет по плотности сравнима с водой, а для кого-то – с облаком. Поэтому Христос, обладая полноценным человеческим телом после Своего Воскресения, свободно проходит через закрытые двери, а демоны, обладая другой, по сравнению с человеком, плотностью тела могут делать тело человека своим жилищем.
Материи, в привычном для нас из классической физики понимании этого слова, с точки зрения теории относительности, не существует вовсе. Для нас это странно слышать, ведь мы видим, осязаем, взаимодействуем с разными телами, которые находятся вокруг нас. Так оно и есть, но только в нашей условной системе отсчета.
Научная апология
На самом же деле масса любого тела есть лишь «форма» существования световой энергии. Слово «форма» нами в кавычки, поскольку там было бы правильно поставить слово «процесс». Мир, который нас окружает, представляет собой не объективную реальность, а определенный процесс, который происходит со световой энергией в данной (т.е. нашей) системе отсчета. Беспощадный приговор философии материализма –поскольку масса эквивалентна энергии, то она так же не может быть характеристикой субстанции (неизменной сущности вещей).
Физика взрывом атомной бомбы доказала то, что мира, в привычном нам классическом понимании этого слова, не существует. В бомбе, сброшенной на Хиросиму, в энергию перешло всего лишь 0,6 грамма материи. Нужно сказать, что эта же энергия находится в любом окружающем нас веществе. Слава Богу человек не знает, как ее из этого вещества добыть, иначе наш мир давно бы перестал существовать. Люди научились добывать эту энергию лишь частично из урана и плутония.
Если погружаться в эту тему серьезно и глубоко, то мир предстанет перед нашим внутренним взором совершенно не таким, каким его рисовали привычные школьные учебники. Сегодня наука экспериментальным путем доказывает то, что у истока бытия мира по необходимости должен стоять некто, кто обладает всеми теми свойствами, которое богословие приписывает Богу.
По сути, современная наука стала главным апологетом того, что Бог существует, а вся Вселенная есть некая реализация Его творческого замысла.
Антропология исихазма
Если мир и все, что в нем, не имеет своей самобытности и самосущности, то кто же мы такие? Что представляет собой наше Я, наша личность, то, что переживают наши чувства? То, что по этому поводу учат нас духовные практики, будет для нашего уха не менее странным, чем современные знания в области квантовой механики и теории относительности. Но, тем не менее, нам нужно услышать и их голос.
Люди, которые взошли на вершину созерцательной молитвы, говорят о том, что человеческая личность, как дух или сознание, непостижима и неизъяснима. Но ей дано через покаяние познать себя и Бога не рассудочно, а интуитивно при помощи благодати. Ум никогда не может постичь неизменную непостижимую человеческую личность, и тем более Бога. Ум всего лишь распознающая функция изменяющейся души, являющейся средоточием нашей эгоистической деятельности. Дух – это неизменная сознательная личность, в то время как душа – постоянно меняющаяся индивидуальность.
Отношения между Богом и миром являются непостижимой тайной, которую открывает Священное Писание в доступной для нас форме. Бог, как невидимый сострадательный наблюдатель нашего сердца и ума, скрывает Себя за обычной повседневностью, но то, откуда она появилась, абсолютно необычно.
Устроение человека
По учению современных исихастов человеческая личность или дух, будучи сотворенной совершенной, свободной и бессмертной, не испытывает наслаждений и страданий чувственного мира, которым подвержена индивидуальная душа. Вследствие активности нашей души, проявляющей себя в действии чувств, ума и интеллекта, сознание пребывает как бы в спящем, не актуализированном состоянии. Мир захватывает нас в свои сети через наше неведение и многочисленные дурные привычки, образующие эгоистическую индивидуальность человека, состоящую из души, ума и интеллекта.
Незнание Бога есть корень всякого безрассудства, приводящего к пленению души страстями и помышлениями. Душа, или сердце – это чувственная способность человека, а ум, или интеллект – познавательная. В состоянии неведения сердце и ум разобщены, поэтому душа находится в сердце, а ум с его помыслами – в голове. Интуитивно искомый Бог остается непостижимым и недосягаемым.
Бого- и эгоцентризм
Душа, сердце и ум вместе с интеллектом – это проявление эгоистических наклонностей человеческой личности. Душа и сердце воспринимает и переживает удовольствие и страдания, ум различает и определяет объекты чувств, а интеллект познает их с помощью рассудочного мышления. Для распознавания и определения явлений мира душа пользуется познающей способностью человеческой природы, или интеллектом, который является проявлением разума самой личности, созданной по образу и подобию Божию. У каждой души способности интеллекта проявляются неодинаково в зависимости от наследственности и степени развития самого человека.
Но когда Евангелие усвоено душой во всей полноте, она начинает обращать пристальное внимание к молитве и бороться за очищение себя от греховных состояний и привязанностей, стремясь к освобождению от боли и страданий. Боль и страдание при этом не исчезают, но в отрыве от помыслов и привязанности к телу, они не причиняют муку, превращаясь в преображающую энергию очищения души.
В завершении духовной практики происходит полное очищение ума, души и сердца, и человек, когда сердце и ум соединяются, постигает свою истинную бессмертную личность или дух, в котором пребывает Христос.
В заголовке использована цитата из мультфильма «Тридцать восемь попугаев»
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/88057-nedelya-o-fome-ili-uzhasno...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии