РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР – КТИТОР РУССКОЙ ЛАВРЫ НА АФОНЕ
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви празднует 1000-летний юбилей преставления Крестителя и Просветителя Русской Земли равноапостольного князя Владимира Киевского. В ночь с 15 на 16 июля (с 27 на 28 июля – по новому стилю) в Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе в честь этого знаменательного церковного события было совершено торжественное Всенощное Бдение в Соборе святых князей Владимира, Ольги и Александра.
Нестеренко В. И. «Ксилургу. Проводы преп. Антония на Русь»
Для русских святогорцев память равноапостольного князя Владимира – это не только выражение единодушия со своими соотечественниками, но и почитание исторической личности, являющейся фактически основателем Русского Афона.
Предание о том, что равноапостольный киевский князь Владимир является ктитором (строителем) первой на Святой Горе Русской Лавры Пресвятой Богородицы (ныне – Русский скит "Богородица" или "Ксилургу") является одним из древнейших преданий Русского монастыря. На него многократно ссылаются старцы Пантелеимонова монастыря в переписке с Русскими Государями после падения Монгольского ига и возобновления связей с Отечеством. На основании этого предания Великий князь Василий II Темный возобновил помощь Русской обители, снабдив оную "милостивой" грамотой (между 1450 и 1462), хотя в то время Руссик населяли сербы ввиду отсутствия пополнения из Русских земель. Существование предания подтверждают Проты Святой Горы, ходатайствовавшие перед Государями Руси о помощи Русской обители, и представители Сербской Династии, в частности, преп. деспотиса Ангелина Сербская в послании к Великому князю Василию III.
К сожалению, в XIX в. это одно из фундаментальных преданий Русского монастыря было обречено на забвение. К этому времени не сохранилось у русских святогорцев ни одного документального подтверждения существования Русской обители во времена св. князя Владимира. Самый ранний сохранившийся акт монастыря датирован 1030 годом. Русский Афон вынужден был молчаливо сносить безжалостные и бескомпромиссные выпады критиков. Наряду с преданием о ктиторстве равноапостольного князя Владимиру русские святогорцы утратили "права" и на другое важное для Русского монашеского присутствия на Афоне предание – о начале монашеской жизни преп. Антония Печерского в той же Древнерусской Лавре Пресвятой Богородицы. Причина и этой утраты была та же самая – отсутствие сохранившихся документальных свидетельств о существовании Русского монастыря в первом десятилетии XI века.
Но в 1932 ситуация изменилась: в архивах Великой Лавры на Афоне был обнаружен акт, датированный 1016 годом, в котором среди прочих значится подпись игумена Русской святогорской обители Герасима. Феноменальная находка документально фактически углубила историю Русского монашества на Святой Горе до начала первого тысячелетия. Ведь появлению на одном из актов Афона подписи русского игумена должна была предшествовать некая история учреждения, строительства, становления монастыря. Акт 1016 года фиксирует не дату начала Русского монашества на Афоне, а факт существования самостоятельного Русского монастыря как сформировавшегося, полноценного и общепризнанного субъекта Афонского монашеского государства.
Профессор Д. В. Зубов полагает, что Русская обитель на Афоне могла быть основана в 989 году. Из Повести временных лет мы узнаем, что в этот год Великий князь направил в Константинополь посольство с целью установления культурных связей с Византией. Одним из результатов этого посольства стала присылка на Русь архитекторов и зодчих для возведения каменной Десятинной церкви в Киеве. Весьма вероятно, по мнению Зубова, что именно тогда была построена или передана русским святогорцам обитель Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, имевшая статус Лавры. После этого ранее спорадически присутствовавшее на Афоне русское монашество обрело свое постоянное пристанище и стало полноправным членом семьи Святогорского монашества. Таким образом, с X века русские иноки получили свою обитель на Святой Горе, так же как грузины (Иверон) и болгары (Зограф).
После Крещения Киевской Руси князь Владимир спешит приобщить свой народ ко всем признакам византийской цивилизации. Одним из таких признаков было постоянное присутствие в главнейших центрах духовно-политической жизни Византии, каковыми были Царьград, Афон и Иерусалим. Существуют сведения о том, что практически в одно и то же время, помимо Русского Богородичного монастыря на Афоне, появляется Русский Богородичный монастырь в Иерусалиме (к сожалению, исчезнувший к XII веку). Вероятно, появление двух этих схожих по наименованию обителей являлось непосредственным даром самих Византийских императоров, неким дипломатическим жестом в отношении некогда враждебного, а ныне союзного и дружественного славянского государства.
Русская обитель на Афоне, созданная некогда тщанием равноапостольного князя Владимиром, является наряду с Днепровской купелью одним из главнейших факторов, сплачивающих народы исторической Киевской Руси. Русский Пантелеимонов монастырь до сих пор воспринимается как "свой" в равной степени не только русскими, но и украинцами и белорусами. Здесь, как нигде в другом месте, чувствуются и осознаются общерусские их корни. Одна вера, одна Днепровская купель и одна на всех обитель на Афоне духовно объединяют братские народы – правопреемников Святой Руси. И к каждому из этих факторов имеет непосредственное отношение чествуемый ныне равноапостольный князь Владимир.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии