Расслабленность помыслов и шумное пустословие. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Николай Бруни. Исцеление расслабленного. 1885. Фото: foma.ru

Прошли дни пасхальной радости, и мы снова вернулись к состоянию, о котором идет речь в кондаке Недели о расслабленном...

Недавно наша душа проходила узкий покаянный путь великопостного обновления. После этого пасхальные ликования восхитили наше сердце к вратам Небесного Иерусалима. Мы чувствовали, как внутри нас дышит вечность. Но прошли дни пасхальной радости, и мы снова вернулись к тому состоянию, о котором идет речь в кондаке Недели о расслабленном: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством…»

Так из Царства блаженной тихости Духа Святого мы снова возвращаемся в область мертвых помыслов и шумного пустословия. Синусоида духовной жизни, которая колеблется от высоких взлётов до грубых падений, не дает нам удержать внутреннее равновесие души. Если б мы шли, не оступаясь, путем Христовых заповедей, то нашим домом стал бы нетварный свет Христа. Если бы мы копили не грехи и помыслы, а благодать, то познали бы вкус Царства Небесного. У нас нет радости только по одной причине – потому что у нас нет благодати, ведь истинное счастье обретается только в Царстве спасения. Так же как для нашего тела нужен внешний свет, чтобы мы не падали и не ходили на ощупь, так и для души необходим свет внутренний, чтобы она не была поглощена тьмой.

Ходя в храм десятки лет, зачитывая молитвослов до дыр, зная почти наизусть Евангелие, человек недоумевает: «А что же еще надо? Почему за все эти годы я так и не приобрел мира, радости, умиления, слез покаяния, долготерпения, смиренного покоя духа? Что упустил, что недопонял? По какому пути двигаться теперь вперед?» Совет старца – теперь постарайся быть внимательным к своим помыслам. Не пускай в сердце ни одной плохой мысли, ни единого внутреннего движения ко греху. В какие бы ты искушения не попадал, помни, что самое большое искушение – это дурные мысли. Не пускай их в сердце, и ты придёшь к победе над всеми искушениями.

Если бы мы копили не грехи и помыслы, а благодать, то познали бы вкус Царства Небесного.

Если у тебя получится соединить свое сердце с Иисусовой молитвой – ты станешь хозяином своего ума и тайнозрителем Божественных откровений. Если ты победишь помыслы – ты одержишь победу над целым миром и будешь иметь самообладание в любых жизненных обстоятельствах. Наша душа вросла в мир. Корень, которым она держится за него – это наш ум. Дух же человека, наоборот, старается уйти от мира, потому что он создан Богом и стремится к единству со своим Творцом.

Когда человек говорит или размышляет о спасении, читает книги или смотрит духовные фильмы, он держит в своих руках только слова о спасении. Но эти слова сами по себе не спасительны. Спасение – это полное отсутствие в душе дурных действий и присутствие в ней всепоглощающей благодати. Бывает так, что человек, завалив себя словами, книгами, знаниями, становится похожим на жертву землетрясения, погребенной под обломками собственных мыслей. В этих завалах слова теряют значение, а сами знания не имеют уже никакого смысла.

Тот, кто смог подняться на гору, где уже нет слов и понятий, где знания и вера не нужды, так как их место занимает ведение – молчит, потому что знает цену слов. Слепой идет искать Христа в библиотеке, а зрячий – в глубинах собственного сердца. Тот, кто погрузился в эти глубины живет тихо, никем не замечаемый, потому что нашел внутри себя Христа и не может оторвать от Него своего взора. Тот, кто нашел Христа, нашел в Нем и Святую Троицу и обрел в Ней нескончаемую свободу.

Слепой идет искать Христа в библиотеке, а зрячий – в глубинах собственного сердца.

Академический богослов похож на мясорубку, которая, пропуская через ум полученные из книг знания, выпускает наружу через язык перемолотую информацию о Боге. Торговля словами и мозгами не есть Православие. Православие – это стяжание Благодати Святого Духа, который невозможно упрятать ни в какие слова или определения. Когда мы углубляемся в книги, то обогащаем свою эрудицию, когда окунаемся в безбрежное море слов, то изощряем своей интеллект, и только когда Бог отворит наш разум о откроет нам смысл прочитанных слов, мы можем прийти к очищению сердца и стяжанию благодати.

Беспокойный ум, сколько его не изощряй, никогда не сможет увидеть Живого Бога. Потому, что напрямую Его зрит только чистое, простое сердце, лишенное всякого лукавства и лицемерия. Для такого сердца заповеди Евангелия дороже зеницы ока, а безгневие и любовь дороже собственной жизни. Большинство людей верят в Бога, из них лишь некоторые смогли укрепиться в этой вере, а из этих только самые решительные смогли сделать веру своей жизнью. Таким Своим детям Бог дает возможность постичь Его и соединиться с Ним.

Эти люди подобны свечам, которые зажгли лампаду своего сердца от Божественного огня. Они светят во тьме этого мира, и тьма не может объять их. Люди-свечи ходят по земле свободно, потому что не цепляются за нее. Обретя Христа, они обрели крылья и парят между Небом и землей, смотря сверху вниз на суету нашего мира. Растоптав свое самолюбие, сыны и дочери Божии насыщаются досыта сладостью Правды Божией. Как никто другой, они хорошо знают, что Бог никуда не исчезает и не появляется, появляется и исчезает только чистота сердца, в котором живет Бог.

Большинство людей верят в Бога, из них лишь некоторые смогли укрепиться в этой вере, а из этих только самые решительные смогли сделать веру своей жизнью.

На земле немало людей спокойных и мирных, но этот покой еще принадлежит земному миру. Тот же, кто приобрел покой ума, вошел в несотворенный свет благодати, покончив со всеми мирскими мудрованиями и представлениями. Свет Христов просвещает наше сердце. Если хранить его чистым, то где бы ты не жил, куда бы не пошел, Бог всегда будет с Тобой даже тогда, когда ты отправишься дорогой смерти.

Можно быть богатым и здоровым и держать ад в сердце, а можно быть бедным и нищим и носить в сердце рай. И у первого, и у второго сердце одинаковое, но лишь то, что его наполняет, придает смысл всему остальному. Тот, кто не боится ничего потерять – блажен, потому что как он может потерять Бога, который «везде сый и вся наполняяй». Тот, кто познал Бога и соединился с ним, не будет носителем зла, он не будет врать и лицемерить. Если все, что исходит из нашего сердца, наполнено миром и любовью, то это значит, что сам Христос нарек тебя сыном Божиим.

*   *   *

Неделя о расслабленном учит нас тому, что нельзя расслабляться. Особенно сейчас, когда «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). Время сокращается, ночь проходит, рассвет не за горами. Поэтому «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5:14).

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/80068-rasslablennostypomyslov-i-...