Раскольники, которые по возвращении в Церковь стали святыми

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Публикуем статью настоятеля кельи святой Анны на горе Афон архимандрита Антипы о том, нужно ли заново рукополагать клириков, принимаемых из расколов. Портал «Богослов.ru» не солидаризируется с позицией отца Антипы, однако его точка зрения весьма характерна для современного греческого богословия в связи с ситуацией на Украине. Приглашаем наших читателей к дискуссии, которую откроет профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.

Размышления, которые последуют в этой статье, стали понятны некоторым отцам после канонизации святогорцев — прп. Иосифа Исихаста и прп. Ефрема Катунакского, они же (т. е. отцы) усердно попросили нас изложить их письменно.

В большей мере речь пойдет о том, что обеспокоило тех, которые слышали от многих, что раскольники не имеют священства, что они лишены апостольского преемства, и далее из этого вытекает, что рукоположенные ими тоже не имеют священства, соответственно.

В качестве предисловия еще скажем, что мы не предлагаем вести дискуссию, надеемся, скорее, на то, что написанное принесет пользу, а не вызовет еще больше проблем у верующих и Церкви, на тему которой мы уже писали в статье «Церковь или смерть», и в написанном не сомневаемся, что более правильно и православно на фоне лозунга «Православие или смерть». Почему мы затрагиваем тему, которую изложили здесь? С одной стороны, потому что так и есть на самом деле, и некоторые из этого могут сделать выводы, с другой же стороны, возможно, некоторые поймут мысль, которую мы повторяем и в самом конце: ответственность в Церкви несет в первую очередь иерархия и Синод. Если же кто-то знает тему статьи лучше, хорошо сделает, если нас исправит. Хотелось бы еще попросить: те, кто призывает, — особенно клирики, как уже установлено, которых мучает страсть иметь последователей, — что они не будут слушать Церковь, лучше вышеупомянутым остановиться, т. к. единственное, чего они добьются, — уведут своих последователей из Церкви. Актуально звучит в данном случае слово священного Златоуста: «Отнимите у них последователей, и они будут ничем» (толкование на послание к Ефесянам).

Святой Иосиф Исихаст (в миру Франциск Коттис) из села Лефкес, остров Парос, приехал на Святую Гору в 1921 году, в возрасте 24 лет, чтобы стать монахом. Тогда на Святой Горе все отцы жили в единстве и любви. Тогда еще не существовало так называемого зилотства, которое возникло после исправления Юлианского календаря в 1923 году, и это самое зилотство, как говорил святой Паисий Святогорец, разрушило Святую Гору.

Иеромонах Антипа Святогорец[1]

[1] Архимандрит Антипа часто подписывается как иеромонах.

Святой Иосиф со своими старцами и с отцом Арсением, своим сподвижником, присоединились к так называемым отцам-зилотам, не поминавшим имя Патриарха на службах и не имевшим общения с монастырями Святой Горы, которые продолжали каноническое поминовение. После 1935 года, когда у так называемых старостильников Греции появилась «иерархия», святой Иосиф присоединился к самой радикальной группе так называемых матфеевцев. Он был настолько фанатичен в этом течении, что даже не принимал присылаемых ему из мира записок с именами новостильников для поминовения на Божественных Литургиях, которые совершал вместе со священниками-зилотами.

Мать святого Иосифа, как и две его сестры, были пострижены в монашество старостильным священником и почили, монашествуя дома по старому стилю.

Его племянница Варвара, дочь его сестры Эргины, приняла монашеский постриг с именем Вриена в старостильном монастыре Успения Богородицы Тракомакедонон. Ее старца Парфения Скурлиса (в дальнейшем «епископа Кикладского» старого стиля) и игуменью Евфимию святой Иосиф почитал в высшей степени до самой своей смерти. Вриена впоследствии построила свой монастырь Богородицы Миртидиотиссы в селе Стамата Дросьяс в Аттике, где и упокоилась. Монастырь существует до сих пор и принадлежит старостильному течению.

Одним из первых послушников старца был отец Ефрем Караяннис, который стал священником (неизвестно, кто его рукоположил), почил и был погребен на материке, в вышеупомянутом старостильном монастыре Миртидиотиссы, где и служил. В 1934 году на Святую Гору приехал младший брат святого Иосифа, Николай, который принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 1935 году преподобный Иосиф познакомился с будущим иеромонахом Ефремом Катунакским из Каливы святого Ефрема. Эта духовная связь была настолько сильной, что старец Ефрем — сегодня святой Ефрем Катунакский — считал его по преимуществу своим учителем в духовной жизни.

Старец Ефрем был рукоположен во священники в 1936 году епископом Кикладским Германом Варикопулосом, старостильным «архиереем», который был лишен сана официальной Элладской Церковью вместе с рукоположившими его «архиереями». Родители поистине благодатного святого Ефрема Катунакского оба стали монахами. Его отец, монах Иов, был пострижен на Катунаках, где и почил, быв воедино с отцами-зилотами. Мать же старца, монахиня Мария, была пострижена в старостильном монастыре Кератэас, где была погребена после смерти, и тело ее благоухало.

Диаконская и священническая хиротония святого Ефрема была второй по счету хиротонией епископа Кикладского Германа, третьей же его хиротонией была хиротония иеромонаха Анании из братства ананеев скита Святой Анны. Старец Ефрем многие годы был служащим священником у преподобного Иосифа Исихаста и его братства. Стоит отметить, что тогда на тех пустынных территориях Афона почти все были зилотами. Единственный, кто никогда не был зилотом на Катунаках, — это преподобный Даниил Катунакский.

Достойно внимания еще немного остановиться на братстве ананеев. Это братство было духовно связано с братством святого Иосифа Исихаста. Когда позже, после откровения, святой Иосиф и святой Ефрем Катунакский, оставив зилотство, перешли в каноническую Христову Церковь, поминая Вселенского Патриарха, братство ананеев также захотело оставить зилотство. Вышеупомянутый иеромонах Анания, придя в кириакон (главный храм в идиоритмичных скитах) скита Святой Анны, как говорил сам, обильно почувствовал Божественную Благодать, как только взял кадило. Это было что-то, что он не чувствовал, находясь вдали от канонической Церкви.

Однако некоторые отцы засомневались в каноничности его хиротонии, поэтому он сам обратился к проистамену Великой Лавры, к которой принадлежит скит Святой Анны, геронде Платону, чтобы тот сказал ему, что подобает сделать. Последний, в свою очередь, обратился во Вселенскую Патриархию, и Патриарх Афинагор ответил ему: «Принимаем брата, как есть». Приведенное выше рассказывал сам святой Ефрем Катунакский.

Святой Ефрем, хотя сам не сомневался в собственном священстве, согласился на то, к чему склонял его старец Иосиф Ватопедский, т. е. чтобы после прекращения принадлежности к зилотским течениям над ним была прочитана молитва находящимся на тот момент в монастыре Ставроникиты блаженной памяти епископом Сидирокастрийским Иоанном. Тот прочитал над ним не что иное, как разрешительную молитву. Остается фактом то, что святой Ефрем Катунакский видел много чудесных событий в своей священнической жизни, когда принадлежал к зилотам, однако он их видел, как сам говорил, мутно. При переходе же в каноническую Церковь он видел все уже чисто.

Святой Иосиф Исихаст, прежде чем вернуться в каноническую Церковь, принял в качестве послушников старца Ефрема, известного более как Ефрем Аризонский, он же проигумен монастыря Филофей, старца Харалампия, впоследствии игумена монастыря Дионисиат (отметим, что хиротония обоих в священники была совершена архиереем Вселенского Патриархата), старца Иосифа, в дальнейшем Ватопедского, который приехал из монастыря Ставровуни на Кипре и на Святой Горе носил имя монах Софроний. Насколько нам известно, монашеские постриги трех этих отцов совершил святой Ефрем Катунакский, который, будучи священником, много лет причащал их Святых Таин.

Здесь у кого-то может возникнуть некое затруднение. Святой Ефрем не имел хиротонии от канонического иерарха, Церковь его приняла к себе без перерукоположения (а в наши дни и причислила к лику святых вместе со святым Иосифом Исихастом), что не вяжется со взглядами многих, которые они излагают публично, о чем мы сказали в начале, что раскольники-архиереи и рукоположенные ими священники не имеют никакого вида священства, не имеют апостольского преемства и, следовательно, остаются мирянами. Предположим, мы принимаем их взгляды, тогда вышеназванные отцы Ефрем и Харалампий никогда не были монахами, а старец Иосиф Ватопедский не становился никогда великосхимником и, следовательно, не должен называться Иосифом, а только по первому имени — Софронием. Поскольку монашеские постриги этих отцов совершил святой Ефрем Катунакский, это еще означает и то, что все те годы, которые он был вместе с зилотами, не причащался по-настоящему Тела и Крови Христовой.

Какой же смысл имеет все вышеописанное? Церковь, часто применяя в некоторых случаях точность и строгость (богословский термин «акривия»), а в иных — снисхождение (богословский термин «икономия»), принимала к себе раскольников и признавала хиротонии даже еретиков, как, например, хиротонии приходящих от ариан: святого Мелетия Антиохийского (который крестил и рукоположил во диакона святого Иоанна Златоуста), святого Кирилла Иерусалимского и других. Еще отметим одну подробность, что ариане для противодействия православнейшему святителю Мелетию поставили собственного Патриарха Антиохийского, Павлина, взаимодействия с которым в некоторых трудных ситуациях ради народа просил святой Мелетий.

Церковь принимала ариан во дни святого Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, без перерукоположения, а также позднее — иконоборцев при Константинопольском Патриархе святом Фотие. Что касается Мелитианского раскола, известны следующие подробности, которые мы отметим. Этот раскол создал епископ Ликопольский-Фиваидский Мелитий, который рукоположил многих архиереев и создал собственную «Церковь». Ни он сам, ни его епископы никогда не задавались вопросом о принесении покаяния перед Александрийской Церковью, от которой откололись. Этим расколом занимался Первый Вселенский Собор, желая его уврачевать ради того народа, который последовал за этими раскольниками.

В 1945 году Вселенская Патриархия «сняла наложенное Великим Синодом 1872 года отлучение провозглашенной Болгарской схизмы изданием Синодального Томоса» и приняла без перерукоположения в общение всех епископов Болгарской Церкви, которые являлись духовными потомками тех, кто создал раскол 1872 года и кого Синод той эпохи лишил сана и отлучил.

Примерно в то же самое время Польская Церковь приняла в общение без перерукоположения раскольников-старостильников, которые в дальнейшем были возведены в архиерейские степени.

Характерный пример — это Аквилейский Клаудио, в прошлом католик, который принял православие у русских. После перешел к старостильникам, которые не стали его рукополагать, в результате чего последний прибег к сиро-яковитам в Америке (несториане), которые его рукоположили. Впоследствии он был принят канонической Польской Церковью без перерукоположения, но и без записи в официальные документы. При этом есть фотографии, на которых он сослужит польским архиереям. После его смерти монастырь, который он создал в Италии, в селении Монтанер, в Витторио Венето, как и его паства, перешли в греческую православную Митрополию Италии и остаются в ней до сегодняшнего дня.

В те же годы произошел большой раскол в Сербской Церкви, а именно в среде сербской эмиграции Америки, Австралии и Новой Зеландии. Все епископы этой так называемой «Свободной Сербской Православной Церкви» имели сан от раскольников «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Последний предстоятель «Свободной Сербской Православной Церкви», митрополит Новой Грачаницы Ириней Ковачевич после многих стараний канонической Сербской Церкви присоединился к ней и вместе с епископами, священниками и паствой без перерукоположения, но только через праздничное сослужение блаженной памяти Патриарху Павлу, митрополиту Черногории Амфилохию и другим.

Сербская Церковь всегда имела общение с РПЦЗ, Русской Православной Церковью Заграницей, которая была осуждена как раскольническая официальной Русской Церковью и которая объединилась с РПЦ без перерукоположения епископов, но только через совместное сослужение. РПЦЗ причислила к лику святых любимого и известного в Греции святого Иоанна Максимовича, который тогда считался Русской Церковью раскольником. Далее мы приведем еще два случая, однако с осторожностью, т. к. не знаем всех подробностей.

В XIX веке одна большая группа маронитов, клириков и мирян, пожелала присоединиться к Антиохийской Патриархии, которая их приняла без перерукоположения клириков.

После падения коммунизма в России небольшая группа так называемых «раскольников-староверов» присоединилась к канонической Церкви, насколько нам известно, без перерукоположения.

В наши дни католические священники, которые пожелали присоединиться к Православной Церкви, были приняты без перерукоположения (связано с недавним принятием в России и Италии).

Как итог скажем, что решающее слово и ответственность всегда остается за Церковью, и когда Церковь что-то решает соборно, не только излишне, но и скорее опасно слово мирян и клириков, которые ради своих каких-то целей осуждают эти решения. Если же таковые хотят, чтобы их слово было услышано, то последним подобает высказываться смиренно и без дерзости, т. к. в Церкви дерзость, которой сегодня, к сожалению, с избытком, поистине есть трудноизлечимая рана.

Разумеется, те, о ком говорим, могут принести большую пользу своей молитвой. Церковь всегда уподоблялась своему Божественному Основателю и никогда не могла поступать иным образом, но только как Тот, Который «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим 2:4). Остается фактом то, что Церковь часто испытывала и испытывает боль за ереси и расколы, мать которых, по мысли святого Златоуста, — «желание славы и мучительство тщеславия, это всепоедающее пламя» («Толкование на послание к Ефесянам»). Она всегда хочет их исцелить, что ей и присуще. Церковь, предстоятели которой обуреваемы высокомерием власти, злобой, мщением да еще и национальным превосходством, обречена впадать в «происшествия». Церковь, которая возделывает любовь, есть истинная Церковь Христа, Который ради любви оставил 99 овец, чтобы обрести одну погибшую, и пролил Свою Кровь за всех людей.

https://bogoslov.ru/article/6171932