Раскольническая деятельность "Бостонского Синода" в Грузии. Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Не ограничившись распространением раскола на канонический территории Русской Православной Церкви, иерархи «Святой Православной Церкви Северной Америки» содействовали распространению церковного разделения в Грузинской Православной Церкви. Ситуация, благоприятная для развития раскола сложилась в Грузинской Церкви к середине 1990-х гг. В это время большинство грузинских монастырей и значительное количество священнослужителей симпатизировало идее борьбы с так называемой «ересью экуменизма». Прораскольническая идеология антиэкуменизма, исходящая из неверного понимания православного свидетельства в инославном мире, имеет одним из своих непременных конструктов резкую критику православной иерархии, участвующей в экуменических собеседованиях. Данное построение позволяет раскольническим сообществам объяснять свое отделение от канонической Церкви противостоянием мифической «ереси» экуменизма, якобы стремящейся к эклектическому соединению всех конфессий в «сверхцерковь антихриста». Примечательно, что одним из наиболее популярных в Грузии религиозных изданий начала 1990-х гг. была книга болгарских старостильнических архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом». Популярность эта объяснима тем, что вышеназванная книга была опубликованная на грузинском языке, что не характерно для богословской литературы Грузии первой половины 1990-х гг. Данное обстоятельство способствовало широкому распространению антиэкуменической прораскольнической идеологии.

Широкая приверженность раскольническому мировосприятию привела к тому, что в 1997 г. со стороны насельников Шио-Мгвимского, Давид-Гареджийского, Бетанского, Зарзмского, Кватахевского монастырей, а также духовенства Шемокмедской епархии в адрес Предстоятеля Грузинской Церкви было выдвинуто ультимативное требование незамедлительного выхода Грузинского Патриархата из всех экуменических организаций. В противном случае «церковная оппозиция» угрожала отделением от канонической Церкви и присоединением к одной из греческих раскольнических старостильных группировок. После того, как Патриарх Грузинский Илия II заявил о полном выходе Грузинской Церкви из экуменического движения, церковная смута перешла в новую стадию своего развития. Не довольствуясь исполнением выдвинутых ранее требований, «церковная оппозиция» выдвинула новые условия, отличавшиеся еще большим радикализмом. Целый ряд монастырей призывал Патриарха и Священный Синод к разрыву евхаристического общения с принимающими участие в экуменическом движении Константинопольским, Антиохийским, Александрийским и Московским Патриархатами.

Антиэкуменическая идеология, вопреки своему внешне привлекательному для многих облика борьбы за чистоту Православия, обнажила скрытую от стороннего взора антицерковную сущность. Деструктивность позиций лидеров противостояния стала очевидной практически для всех и попытка провести вторую часть раскольнического сценария провалилась. Подавляющее большинство мирян и духовенства не поддержало идею изоляции Грузинской Церкви от православного мира. Однако лидер антиэкуменистов архимандрит Иоанн (Шеклашвили), насельник Шио-Мгвимского монастыря, с группой своих последователей взял курс на учреждение в Грузии альтернативной церковной юрисдикции. Сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в 1997 г. присоединились к «Святой Православной Церкви Северной Америки». За Шеклашвили последовали монастырь Зарзма во главе с его настоятелем архимандритом Георгием (Хабеишвили), скит в деревне Патардзеули, скит в Амбастумане, а также два прихода (в Тбилиси и Кутаиси). Архимандрит Иоанн на несколько лет удалился от возглавления «грузинской епархии» «Бостонского Синода», препоручив управление протопресвитеру Андрею Бороде. В начале 2002 г. на просьбу грузинской паствы о рукоположении архимандрита Иоанна в сан епископа митрополит Бостонский Ефрем ответил отказом, после чего архимандрит Иоанн и иеромонах Аггей (Чохели) подали прошение от 29 мая 2002 г. на имя Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II о возвращении в каноническую Церковь. Прошение было удовлетворено, а за покаявшимися последовало несколько десятков их приверженцев.

 

Митрополит Макарий Торонтский во время богослужения в Грузии

 Тем не менее, на канонической территории Грузинской Православной Церкви к 2007 г. сохранились структуры, подчиненные «Бостонскому Синоду». К их числу относятся Свято-Успенский храм в Тбилиси, скит святого Максима Исповедника в деревне Абастумани, храм святого великомученика Георгия Победоносца в Шемокмеди и храм святителя Николая в Кутаиси. Административное возглавление грузинских приходов продолжает осуществлять протопресвитер Андрею Борода, постоянно проживающий в США .


Источник: Анти-Раскол