Раскольническая деятельность БАП(Н)Ц в Белоруссии. Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
"Архиепископ" Юрий Рыжий

Возможность легальной деятельности «Американского Всемирного Патриархата» на территории Белоруссии открылась после падения «железного занавеса» и крушения коммунистического режима в 1991 г. Первое посещение Республики Беларусь «архиепископом» Юрием Рыжим относится к 1993 г. В это время он являлся участником проходившего в Минске Первого Съезда белорусов мира. Совершив «миссионерскую поездку» по стране, Юрий Рыжий встречался не только рядовыми верующими Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, но и с представителями Римо-Католической Церкви, греко-католицизма, протестантизма. По возвращении в Соединенные Штаты «иерарх» «Американского Всемирного Патриархата» принял решение о переносе деятельности данной религиозной организации на территорию Белоруссии. В поддержку этого начинания выступили многие представители белорусской эмиграции, которые высылали Юрию Рыжему «письма поддержки, передавали духовную литературу, комплекты священнических облачений, небольшие денежные переводы». Более того, Ю. Рыжий, убежденный в том, что «государство должно быть заинтересовано в существовании своей национальной церкви» , в том же 1993 году провел ряд встреч с высокопоставленными представителями белорусского руководства.

В 1994 г. «архиепископ» Юрий Рыжий снова приехал в Республику Беларусь и занялся вопросами организации «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви», которая предполагалась как одна из национальных конгрегаций «Американского Всемирного Патриархата». Во время своего второго посещения Белоруссии Ю.Рыжий совершил очередную «миссионерскую поездку» по республике, во время которой были образованы первые приходские общины БАП(Н)Ц. Поддержку своему начинанию Юрий Рыжий встретил со стороны некоторых руководителей государственных предприятий и представителей частного бизнеса. Однако «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» не получила официальной регистрации со стороны Комитета по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь .

Несмотря на отсутствие гражданской регистрации, БАП(Н)Ц продолжила свою активную деятельность на территории Белоруссии. К 1995 г. в г. Минске был организован нелегальный приход имени преподобной Евфросинии Полоцкой. Были организованы приходские общины и в других городах республики. К этому же времени относятся первые «рукоположения» священнослужителей белорусского филиала «Американского Всемирного Патриархата». Среди «новорукоположенных» оказались «священники» Петр Гуща, Леонид Акалович и др.

Существенную роль в расширении сети приходских общин «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» на территории Республики Беларусь сыграла готовность Юрия Рыжего принимать в свою юрисдикцию священнослужителей Белорусского Экзархата, находившихся под каноническим прещением, наложенным со стороны их законного священноначалия. Так, в 1996 г. к БАП(Н)Ц, вместе со своим приходом, присоединился священник Василий Мелешко, настоятель строящегося храма имени святого великомученика Пантелеимона в г. Лиде. Побуждающей причиной ухода в раскол для священнослужителя явился его конфликт с правящим архиереем Новогрудско-Лидской епархии. Спустя два месяца после произошедшего решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви священник Василий Мелешко был лишен священного сана, однако это нисколько не повлияло на его канонический статус в рамках белорусского филиала «Американского Всемирного Патриархата». В данной связи вполне естественно возникает вопрос относительно последовательности церковной политики руководства «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви». Почему данная религиозная организация готова признавать действительность таинства священства, совершенного в Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, но, одновременно с этим, игнорирует канонические постановления этой о.Иоанн Спасюк встречает архиепископа Ю. Рыжегоже Белорусской Православной Церкви, касающиеся извержения из сана провинившихся священнослужителей? Аналогичный случай произошел и со священником Иоанном Спасюком, настоятелем храма в Протоиерей Иоанн Спасюк встречает архиепископа Юрия Рыжегопоселке Пограничный Берестовицкого района Гродненской области. Имея нарекания со стороны управляющего Гродненской епархией, он решил «начать жизнь с чистого листа». Присоединившись к БАП(Н)Ц, о.Иоанн не только обезопасил себя от церковного суда Белорусской Православной Церкви, лишившего его священного сана, но и вскоре от «архиепископа» Юрия Рыжего был удостоен высшей награды для белого духовенства Православной Церкви - звания «митрофорного протоиерея» .

В том же 1996 г. приходы БАП(Н)Ц были открыты в деревнях Сёмков Городок (Минский район), Строчичи (на Полесье), а в 1997 г. был образован приход имени святителя Кирилла Туровского в г. Слониме Гродненской области .

В июле 1997 г. «архиепископ» Юрий Рыжий, совместно с другим «иерархом» «Американского Всемирного Патриархата» «архиепископом» Георгием (Баркером), совершил очередной визит в Беларусь, во время которого состоялось посвящение «священника» Олега для Свято-Пантелеимоновского храма в г. Лиде. Кроме того, для постоянного руководства «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церковью» в пределах Белоруссии прибывшие иерархи посвятили женатого «священника» Петра Гущу во «епископа Минского и Белорусского». Возглавлявший «рукоположение» «архиепископа» Юрий Рыжий так же, как и его белорусский «коллега», женат . Весьма примечательно, что в «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» игнорируется более чем тысячелетняя православная практика избрания кандидатов для епископского служения только из числа монашествующих. Данное искажение древней церковной традиции уподобляет БАП(Н)Ц многочисленным протестантским сообществам и значительным образом отдаляет данную религиозную организацию от традиционной для Белоруссии Православной Церкви.

К 1997 году Епископ Петр Гущаотносится активное включение духовенства «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» в деятельность белорусских оппозиционных партий и организаций. Нередкими стали случаи участия священнослужителей БАП(Н)Ц в демонстрациях оппозиции. Заявляя свое несогласие с общим курсом политической жизни в стране, священнослужители данной религиозной организации объясняли все имеющиеся у них проблемы и нестроения следствием прямого противодействия им со стороны светской власти. В качестве яркой иллюстрации к сказанному можно указать на то, что в 1998 г. «епископ Минский и Белорусский» Петр Гуща был заключен под стражу по обвинению в совершении развратных действий по отношению к малолетним. Данное обстоятельство, вопреки имевшимся у следствия неоспоримым доказательствам вины «епископа», было истолковано как попытка гражданской власти «скомпрометировать идею возрождения Белорусской Автокефальной Православной Народной Церкви». Не смущали сторонников БАП(Н)Ц и открывшиеся во время следствия весьма пикантные факты из биографии П. Гущи. Так, например, осуждение последнего в 1982 г. за изнасилование позволило причислить его к категории... «узников совести». После того, как в августе 1998 г. суд Советского района г. Минска приговорил «епископа» «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» к четырем годам заключения, «архиепископом» Юрием Рыжим осужденный был снова назван «узником совести, мучеником за веру и Отечество» . Вполне естественно, что появление нового «узника совести» послужило импульсом к возникновению далеко идущих выводов и громких заявлений со стороны политической оппозиции...

В октябре 1998 г. дело «епископа» Петра Гущи было пересмотрено Минским городским судом, в результате чего срок осуждения был заменен на условный. После своего освобождения «иерарх» БАП(Н)Ц выехал за пределы Белоруссии и поселился в одном из монастырей раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) .

Тот же 1998 год принес «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» новые разочарования. Приходская община строящегося храма святого великомученика Пантелеимона в г. Лиде приняла решение о возвращении в юрисдикцию канонической Церкви. После принесения покаяния, данный приход снова вошел в состав Новогрудско-Лидской епархии Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Лишенный священного сана за уклонение в раскол бывший священник Василий Мелешко умер в 1999 г.

К 1999 году относится установление более тесных взаимоотношений между «Белорусской Автокефальной Православной (Национальной) Церковью» и непризнанной Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата. Факт совместного богослужебного общения представителей обеих юрисдикций был отмечен 29 декабря 1999 г., когда «епископ Ровенский и Острожский» Серафим (Верзун), иерарх УПЦ КП, принял непосредственное участие в «освящении» храма имени преподобной Евфросинии Полоцкой в поселке Пограничный Берестовицкого района Гродненской области. Во время проведения богослужения было достигнуто соглашение о дальнейшем сотрудничестве между обеими юрисдикциями .

В 2002 году в «Белорусской Автокефальной Православной (Национальной) Церкови», равно как и в среде белорусской эмиграции, произошло сильное смущение. «Священник» БАП(Н)Ц Иоанн Спасюк, настоятель прихода имени преподобной Евфросинии Полоцкой в поселке Пограничный, Гродненской области, прилетел в США и вошел в юрисдикцию одной из ветвей непризнанной Белорусской Автокефальной Православной Церкви, возглавляемой «епископом Гайленд-паркским и Борисовским» Александром Сологубом. Более того, священник Иоанн заявил о переходе в состав БАПЦ всех приходов и всего духовенства БАП(Н)Ц, что абсолютно не соответствовало действительности. В свою очередь, «епископ» Александр Сологуб назначил Иоанна Спасюка своим полномочным представителем в Белоруссии. Указом «Первоиерарха» «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» «архиепископа» Юрия Рыжего от 5 апреля 2002 г. «священник» Иоанн Спасюк объявлялся лишенным священного сана. Весьма примечательно, что к этому времени И. Спасюк ранее уже был лишен сана в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви .

 

. «Священнослужители» БАП(Н)Ц во время демонстрации оппозиции на Октябрьской площади г. Минска. 21 марта 2006 г.

 

В настоящее время наиболее активным священнослужителем «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» на территории Республики Беларусь является «протоиерей» Леонид Акалович.


Источник: Анти-Раскол