Раскол за расколом... Матвей Славко
Чем обернется ложное покаяние «киевского триарха Филарета» …
Произошло не то что нежданное, но и не очень вероятное: впавший в ересь самосвятства и преданный анафеме Русской православной церковью (РПЦ) так называемый киевский патриарх Филарет вдруг - через своих доверенных лиц, не то трех, не то четырех епископов - передал письмо, обращенное к Святейшему Патриарху Кириллу и епископату Русской православной церкви. Предстоятель РПЦ на Архиерейском соборе сделал его достоянием всей Церкви и общественности.
Послание это одни оценили как покаянное, другие усмотрели в нем лишь первый шаг к «возможному сближению», третьи не поверили единожды отпавшему («Он сер, а я, приятель, сед, и волчью я его давно (полвека) натуру знаю...» - в частности, написал в Фейсбуке протоиерей Владимир Гамарис).
Филарет (Михаил Денисенко) с 1966 по 1990 годы возглавлял Киевскую кафедру Московского патриархата. В мае - июне 1990 г., после кончины Патриарха Пимена, был одним из кандидатов на патриаршество, однако патриархом выбрали не его. В 1991 г. уроженец Донецкой области Филарет (который на тот момент подчинялся РПЦ) был инициатором отказа Украинской православной церкви (УПЦ) от подчинения Московскому патриархату, высказавшись за автокефалию. Мнения в самой УПЦ разделились, произошел раскол, после которого преобладающая часть клира сохранила верность канонической Церкви. В 1992 г. при поддержке тогдашнего президента Украины Кравчука Денисенко создал самопровозглашенный «киевский патриархат», до сих пор не признанный ни одной из поместных православных церквей, который занялся массовым захватом храмов канонической Украинской православной церкви. В 1992 г. Архиерейский собор РПЦ принял решение о лишении Филарета всех степеней священства, а в 1997 г. на Архиерейском соборе в Москве Филарет за раскольническую деятельность был отлучен от Церкви и предан анафеме.
Теперь, что называется, «анафема готов простить Церковь и пишет Патриарху как равному собрату». Его слова в письме «как собрат и сослужитель», убеждают нас в том, что он не принимает свое анафематствование.
Филарет направил письмо, в котором попросил восстановить евхаристическое и молитвенное общение с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Также он попросил отменить все решения о прещениях (дисциплинарное наказание, которое предусмотрено в церковном праве) и отлучениях «ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем», - говорится также в послании.
Обращение Денисенко, датированное 16 ноября, было заслушано Архиерейским собором, который «с удовлетворением воспринял» это обращение «как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью».
«После горестных двадцати пяти лет раздоров, насилия, взаимной неприязни, обид и нестроений, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства, - сказано в определении Архиерейского собора. - Решительный отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упреков, взаимное прощение друг другу старых обид - вот те целебные средства самопожертвования и любви во Христе, которыми только и может быть восстановлено единство канонической Церкви на Украине».
Насколько же Филарет поступает искренне перед Богом и Церковью или же, как считают некоторые, делает очередной "ход конем", чтобы выбраться из того бойкота мирового Православия, в котором оказался по собственной корысти и безответственности? Ведь его и ведомый им в геенну огненную «киевский патриархат» не признан Поместными церквами. И как быть с сотнями храмов, насильно захваченными «киевским патриархатом» с одобрения киевской власти, как быть с избитыми прихожанами и священниками? А что по поводу тех слов, которые Филарет наговорил о людях Донбасса? («Донбасс должен страданием и кровью искупить свое голосование на референдуме о федерализации Украины». А что насчет того, что он просил у США оружие для убийства людей в Донбассе? Помнит ли он об этом, сожалеет ли? Раскаивается ли?
Следует помнить, что Михаил Денисено не раз высказывал свое положительное мнение о братоубийственной войне на Востоке Украины. Например, в апреле 2016 г. он заявил, что жители Востока Украины наказаны войной за безбожие.
«Если они не покаются и не обратятся к Богу, то и страдания будут продолжаться», - заявил тогда Денисенко. В октябре 2016 г. Филарет явился на линию фронта в Донбассе, где посетил военных, встретился с командующим АТО, благословил ВСУ на «святое дело защиты Украины».
Ведомый Филаретом «патриархат» постоянно допускает агрессивные выпады и силовые действия в отношении УПЦ. В сентябре 2014 г. его приверженцы захватили три храма Украинской православной церкви Московского патриархата.
В декабре 2014 г. боевики «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещена в РФ) захватили для раскольников храм на западе Украины; в ноябре 2015 г. на западе Украины, в городе Ракитное был ограблен и подожжен Свято-Троицкий храм УПЦ Московского патриархата. В январе 2015 г. неизвестные в ночь на среду, выломав дверь, проникли в храм в честь Покрова Божией Матери мужского монастыря села Хотынь Березновского района Ровенской области, в феврале 2016 г. в Киеве был ограблен храм УПЦ МП, а также был захвачен храм в Константиновке. В январе 2017 г. в Одесской области были подожжены православный храм УПЦ МП и детская амбулатория.
* * *
Журналист Андрей Бабицкий (ДНР) убежден, что в данном случае нельзя ждать раскаяния. «Каждый, кто имел возможность хотя бы вскользь ознакомиться с личностью и деяниями человека, именующего себя патриархом Православной церкви Киевского патриархата, мог заведомо, не гадая, сделать точный вывод, что в "покаянном" письме Филарета в адрес Архиерейского собора Русской православной церкви нет ничего от подлинного раскаяния, - пишет он. - Чтобы это понять, вовсе не обязательно было заглядывать в текст послания. В постсоветской биографии бывшего митрополита ... нет ничего, что позволило бы предположить, что этот прохиндей, мошенник международного масштаба способен испытывать чувство вины за все им содеянное. Более того, будучи уже по возрасту почтенным старцем - Денисенко 88 лет, - он продолжает бессчетно множить число собственных грехов, кажется, даже не задумываясь о том, с каким багажом ему довольно скоро придется предстать перед Создателем».
С самого начала своей новой раскольничьей карьеры, продолжает А Бабицкий, «патриарх»-самосвят вошел в тесное сотрудничество с украинскими националистами, которое достигло высшего расцвета в последние годы, когда сам Филарет многократно награждал героев АТО, включая ныне проходящих по уголовному делу по обвинению в мародерстве, изнасилованиях, грабежах, пытках и убийствах отморозков из батальона «Торнадо», а священники «КП» окормляли сначала погромщиков на Майдане, а потом и нацистов перед боями в Донбассе.
На пресс-конференции, которую трижды переносили, но все-таки провели, Филарет, что называется, «дал заднюю», заявив, что в обращении к Московскому патриархату не намерен был каяться, а хотел лишь возобновить молитвенное общение между православными общинами и просил снять с него анафему.
Своей вины в расколе он не признает и не видит. В попытке получить автокефалию (признанную независимость) самозванец не раз пытался достучаться до Константинопольского престола, но там отвечали категорическим отказом, поясняя лишь, что какие-либо просьбы могут быть рассмотрены лишь после того, как Филарет урегулирует свои проблемы с РПЦ. Еще накануне высказывались предположения, что целью послания как раз и является попытка начать диалог, в ходе которого авантюрист постарается добиться смягчения позиций РПЦ.
Однако на пресс-конференции Денисенко отперся от всего, им написанного, и вновь призвал к гонениям на своего конкурента - УПЦ МП, прихожанами которой сегодня остается большинство граждан Украины. Долгие годы Филарет посвятил тому, чтобы натравить украинское государство на каноническую церковь, и в последнее время его старания стали приносить весьма ощутимые плоды. Кроме всемерной поддержки самого одиозного нацизма и неприкрытого желания уничтожить каноническую Церковь на Украине, Денисенко отметился и на ниве бесцеремонного и неприкрытого грабежа. Практика захвата храмов и приходского имущества с использованием силы (известны случаи загадочных смертей священнослужителей) насчитывает уже два десятка лет, но в последние годы в связи с особой ролью нацистской раскольничьей церкви и тем, что в ряды е мирян влились ветераны АТО, масштаб и наглость грабежей возрастают.
«Человек, отринувший путь высокого служения и ставший раскольником, покровителем нацистов и военных преступников, сам погрязший в бандитизме, который он старательно культивирует среди мирян и клира, едва ли чудесным образом в одно мгновение "исцелился" и решил вернуться в лоно канонической церкви», - подчеркивает журналист.
Обозреватель телеканала «Царьград» Михаил Тюренков в публикации «Лжепокаяние Лжефиларета» точно употребляющий оборот «псевдоправославная националистическая группировка "киевский патриархат"» делает такой вывод о письме Филарета: «Священноначалию Русской Церкви предлагается отнюдь не всепрощение и братское лобызание, а капитуляция "с сохранением лица" (это - прямые слова пресс-секретаря "киевского патриархата» Евстратия (Зори)). То есть именно Московский патриархат должен, что называется, "своим руками" сделать все, чтобы объединить свою часть с псевдоправославной националистической группировкой. Однако в письме «Филарета» речь идет лишь о призыве отменить былые прещения, наложенные на украинских раскольников, якобы ради прекращения многолетнего украинского раскола.
Ради чего же на Архиерейском соборе была создана специальная комиссия для переговоров с украинскими раскольниками?
«О чем могут быть эти переговоры? Разумеется, по мнению раскольников, не о покаянии. Лжеархиепископ, именующий себя "Евстратием", сразу отметил на своей странице в социальных сетях: "Речь идет о том, чтобы РПЦ "вменила яко не бывшие" все решения, которые ЕЙ препятствуют общаться с "КП". То есть чтобы признала их недействительными с самого начала».
Еще до «откатной» пресс-конференции Филарета тот же Евстратий (Зоря) опубликовал в Фейсбуке копию письма Филарета и дал вполне лукавый комментарий. «Патриарх Филарет не обращался к Патриарху Кириллу и к епископату Русской православной церкви с просьбой помиловать его и вернуть в Церковь. ... Он эту анафему, так же, как и предыдущие в 1992 году запрет в служении и извержение из священного сана, не признает действительными. Потому как тот, кто не признает никакой вины в тех нарушениях, которые были ему приписаны Русской православной церковью, - он соответственно и не может просить ни у кого прощения или каяться, или просить его помиловать и, тем более, просить присоединить его к русской церкви». Позже на своей странице архиепископ Евстратий (Зоря) написал: «Единственный диалог, который патриарх и УПЦ-КП хотят и готовы вести с РПЦ, - диалог о признании Москвой автокефалии Украинской церкви».
Таким образом, один из ключевых функционеров «КП» не просто опроверг покаянный характер письма своего руководителя, но и, по сути, подчеркнул значимость этого послания именно для Русской православной церкви, чьей частью является каноническая Украинская православная церковь. Логика поистине сатанинская: да, мы готовы объединяться, и таки да, мы готовы ради объединения даже произнести слова «прошу прощения» (вспомним поцелуй Иуды!), но это объединение нужно не столько нам, сколько вам.
М. Тюренков напоминает, что канонические православные общины на Украине ныне подвергаются самому настоящему террору. Более того, Верховная Рада уже неоднократно пыталась поставить каноническую Церковь вне закона, по сути, объявить ее структурой «государства-агрессора».
А потому, по логике раскольников, для ее «легализации» есть лишь один путь: объединение с «киевским патриархатом» в «Єдину Помісну Церкву» (то есть полностью независимую, самостийную, автокефальную церковь). И мы должны понимать, настаивает обозреватель «Царьграда», что этот вызов - не только Русской Церкви, но и всему государству Российскому. Всей нашей цивилизации, один из истоков которой - на берегах Днепра, в Матери городов русских - древнем Киеве. Конечно, если покаяние анафемы (то есть отлученного от Церкви человека) по фамилии Денисенко искреннее, его можно и нужно вернуть в Церковь... Но возможно ли принятие всей этой необандеровской этнофилетистской секты с четкой идеологией, что называется, «в сущих санах»? Укрепит ли это каноническую Украинскую православную церковь или еще сильнее отдалит ее от Церкви Русской?
* * *
Филарет - 1929 года рождения. Как сказал один комментатор, «неужто смерть в лицо дыхнула?».
Печерские старцы в конце 1990-х говорили, что Денисенко будет каяться перед смертью (искренне), но раскол будет преодолен не сразу.
Очевиден срыв всех предварительных договоренностей, которые, вероятно, были достигнуты на неизвестных широкой общественности переговорах. Пресс-конференция полностью дезавуирует письмо Денисенко.
Каковы же могут быть последствия всего этого? Во-первых, замечает один из аналитиков, это удаление от Денисенко всех представителей группы «голубей». В результате мы можем вскоре услышать о переходе отдельных КПшных «иерархов» в другие конфессии. Во-вторых, это усиление «ястребов» и радикализация риторики в адрес УПЦ, увеличение поддержки антицерковных законопроектов и увеличение угрозы захватов храмов. В-третьих, это заморозка на какое-то время даже закулисных переговоров об урегулировании раскола. Ведь нынешние были так резко сорваны усилиями группы «ястребов». А в более отдаленной перспективе высоко вероятно усиление в «КП» сторонников урегулирования раскола, поскольку лишь на патриотической риторике уже выезжать невозможно, а с религиозной точки зрения «КП» - это никакая не церковь, а раскольническое сообщество, что и подтверждают все Поместные православные церкви. Если не произойдет никаких экстраординарных событий, «КП» разделится на «непримиримых», которые станут еще более радикальными и агрессивными, и тех, которые в конечном итоге принесут покаяние и воссоединятся с Церковью.
Похоже, «пахнет» и еще одной «украинской церковью», в том смысле что возможен «раскол раскола», то есть одна часть самосвятов останется за Филаретом, который все же отчасти «дал слабину» в сторону канонической Церкви, а вторая - отойдет и настроится против него.
Как та самая «баба Яга против» всех, в том числе против «зрадныка, киевского патриарха». Некоторые наблюдатели даже высказали опасение, не отравят ли пана Денисенко его внутренние противники, из самосвятской свиты.
* * *
И еще одно немаловажное событие произошло в данном контексте, настолько синхронное, что наводит опять-таки на явный умысел в истории с внезапным появлением письма лжепатриарха.
2 декабря, учитывая особый статус широкой автономии Украинской православной церкви, Священный синод представил Архиерейскому собору предложение, поступившее от Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, - выделить в самостоятельную главу положения Устава Русской православной церкви, касающиеся УПЦ.
Архиерейский собор постановил включить в Устав РПЦ новую главу:
«Глава X. Украинская православная церковь». Это явный шаг навстречу канонической украинской церкви, пребывающей в лоне РПЦ. Здесь мы можем усмотреть и явственный политический аспект, учитывая сложившуюся на Украине ситуацию. В поправках указано, что центр управления Украинской православной церкви находится в Киеве, что Высший общецерковный суд теперь имеет юрисдикцию во всей Русской церкви, кроме Украинской.
Огромный церковный, духовный, личностный авторитет нынешнего Предстоятеля Украинской православной церкви не подлежит сомнению, понятен нам также и непростой общественно-политический контекст нынешнего пребывания канонической православной церкви на Украине, фактически в условиях исповедничества, однако возникает и вопрос.
Ретрансляция украинской кафедре еще большей автономии, чем даже по результатам знаменитого Харьковского собора 1992 года (а с тех пор УПЦ получила весьма большую степень организационной свободы от московского церковного руководства), не закладывает ли потенциальную опасность дрейфа УПЦ в еще большую, если не сказать, окончательную «автономию»?
Конечно, сейчас Блаженнейшему Онуфрию вручены новые «факты и аргументы» (хотя кого это на Украине сейчас интересует, в условиях «антимоскальской» истерии в СМИ и обществе) в стоянии против украинских ревнителей автокефализации, однако остается тревога: как все же сложится дальше, доколе РПЦ будет отдавать полномочия и, наконец, а почему в Белоруссии наша единая Церковь живет на основе других организационных принципов; то есть, почему киевской кафедре позволено то, чего не позволяется (и не требуется, и не чается!) минской?
Источник: Столетие.Ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии