Раскол в церкви Эфиопии устранен, но напряженность сохраняется
Кризис начался 22 января, когда три архиепископа рукоположили 26 епископов в городе Вализо, Оромия, без разрешения Священного синода в Аддис-Абебе, учредив то, что они назвали Священным синодом Оромии.
Абуна Савирос, возглавивший новый «Синод», заявил, что такой шаг необходим для того, чтобы обеспечить назначение духовников, знакомых с культурой и языком церквей в Оромии и других регионах. Он утверждал, что тенденция Эфиопской Церкви «назначать духовников из одной области [Амхара] заставила последователей церкви уйти».
10 января Священный Синод осудил рукоположение, признал его незаконным, были отлучены от Церкви три архиепископа и 25 вновь рукоположенных епископов, в то время как один человек, раскаявшийся до решения Церкви, был прощен.
Новый синод ответил 27 января отлучением от Церкви двенадцати архиепископов Священного Синода.
Вскоре после этого новый Синод назначил своих епископов во всех епархиях в Оромии и в регионе Южных народов, после чего последовал воинственный захват этих церквей. Сообщается, что правительственные силы, особенно спецназ Оромии, участвовали в поддержке этих захватов.
Впоследствии произошли столкновения между сторонниками нового Синода и традиционного Священного Синода.
Назначенная государством Комиссия по правам человека Эфиопии зафиксировала чрезмерное применение силы правительственными силами безопасности во время таких столкновений в Шашемене, столице зоны Западный Арси в Оромии.
Инцидент произошел после того, как полиция применила беспрецедентные меры для разгона собрания, препятствовавшего захвату Михайловского храма епископами нового синода. По меньшей мере восемь человек погибли, многие получили ранения.
Согласно отчету, к убийствам также причастны лица, сотрудничавшие с силами безопасности, которые нанесли ранения неизвестному числу людей. В отчете отмечены аналогичные инциденты, наблюдаемые в других городах.
После того, как 15 февраля два Синода достигли соглашения, Церковь воссоединилась, и кризис, по-видимому, разрешился — по крайней мере, на данный момент.
Премьер-министр Абий Ахмед назвал этот вопрос внутренним делом, призвав обе стороны разрешить свои разногласия путем диалога. Он поручил членам кабинета не вмешиваться и заявил, что обе стороны «владеют правдой».
Эти комментарии вызвали гнев Священного Синода, лидеры которого обвинили Абия, который является пятидесятником и, следовательно, не является членом Эфиопской Церкви, в том, что он открыто встал на сторону отколовшейся группы, поставив ее на один уровень с законной властью Церкви.
В ответ на обращение премьер-министра Священный Синод созвал срочное собрание, объявив три дня поста и молитвы. Его патриарх Абуна Матиас также призвал к мирной акции протеста 12 февраля, что было запрещено правительством.
После того, как федеральные власти объявили этот запланированный протест вне закона Священный Синод осудил это заявление, назвав его «декларацией об уничтожении церкви раз и навсегда», и призвал ее последователей по-прежнему прислушиваться к призыву об акциях протеста.
«Акт правительства по отказу нам в мирном протесте неприемлем, поскольку это наше законное право, которое признано как международным правом, так и нашей конституцией», — заявили в Эфиопском Патриархате, призвав последователей Церкви быть готовыми «к грядущим страданиям и мученичеству».
Однако 11 февраля после обсуждения с премьер-министром, в ходе которого он пообещал удовлетворить требования церкви, Священный Синод отложил акцию протеста.
Тем не менее, сославшись на неспособность правительства обеспечить соблюдение закона, Церковь сформировала команду юристов, объявив, что передаст дело в Федеральный высокий суд.
По словам юристов Церкви, суд запретил трем бывшим епископам и 25 новоназначенным епископам входить в любые помещения Православной Церкви по всей стране.
Нынешний раскол в Эфиопской Церкви вызван давним этническим соперничеством и борьбой за власть между народностями оромо и амхара, двумя крупнейшими этническими группами в стране.
Лидеры нового Синода заявляют, что сопротивляются культурному и языковому доминированию других национальных групп, в первую очередь амхара, и обвиняют Церковь в дискриминации оромо.
Попытка сформировать соперничающий Синод рассматривается некоторыми как проявление растущего требования оромо взять на себя более важную роль в социально-политическом пространстве Эфиопии, в котором ранее доминировали представители народов амхара и тиграи.
Если бы новый Синод под руководством Абуна Савироса добился своего, Оромия и значительная часть южной Эфиопии перешли бы под их контроль.
Придя к власти, премьер-министр Ахмед Абий достиг больших успехов в объединении Церкви после возвращения патриарха Меркоревоса, который покинул страну после прихода к власти коммунистов в 1991 году и назначил архиепископов в изгнании, которые были амхарами, открыто враждебными существующей власти и его многонациональной федеральной Конституции.
После этого последнего раскола многие считают, что молчаливая поддержка Абием отколовшегося духовенства сигнализирует о попытке ослабить Эфиопскую Церковь, одновременно восстанавливая доверие его давно потерянной поддержки оромо.
Помимо разногласий между оромо и амхара внутри Церкви, многие тиграи осудили Эфиопскую Церковь после того, как многие архиепископы открыто поддержали войну в Тиграе. Секретарь Священного Синода дал понять, что мнение Патриарха не отражает его собственной позиции.
15 февраля обе стороны конфликта пришли к пониманию после исчерпывающих обсуждений в присутствии премьер-министра и традиционных старейшин.
Согласно договору, рукоположенные раскольническим синодом 25 епископатов должны отказаться от своих титулов и вернуться на прежние должности. Однако тем, кто соответствует требованиям, будет предоставлена возможность быть повторно рукоположенными на предстоящем собрании духовенства в мае.
Более того, три архиепископа, которые возглавили Церковь оромо во время конфликта— будут восстановлены на своих прежних должностях.
Синод в Аддис-Абебе, в свою очередь, согласился с тем, что следует приложить больше усилий для предоставления услуг и уроков на местных языках для удовлетворения потребностей людей, и что для этого будут предоставлены достаточные ресурсы.
Также было принято решение об открытии дополнительных колледжей и семинарий для обучения местных служителей, понимающих родной язык. Эти обязательства предназначены для обеспечения того, чтобы больше оромо были посвящены и могли стать высокопоставленными членами духовенства.
На данный момент кажется, что примирение между Аддис-Абебой и изгнанным Синодом при содействии Абия еще больше укрепило господство архиепископов амхарского происхождения в Священном Синоде. Несмотря на это решение, сложные отношения между Эфиопской Церковью и государством, вероятно, будут продолжать вызывать напряженность и споры. Если с такими расколами не справиться осторожно, они могут усилить давнее этническое соперничество и еще больше дестабилизировать страну.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии