Раскол и разномыслие – не одно и то же. Протодиакон Андрей Кураев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Kuraev

Пресса и блоггеры с радостью употребляют слово «раскол». Вряд ли они внятно понимают его значение. Раскол и разномыслие – совсем не одно и то же.

Раскол – это отказ от совместной молитвы с другими христианами, отказ от общих церковных таинств и от элементарных норм церковной дисциплины. При этом откол и раскол – тоже разные вещи. Ну как личная эмиграция и сепаратизм. Откол (эмиграция) – это личное решение и трагедия оного человека. Раскол (сепаратизм) это уже некоторая альтернативная организация. В канонах это называется «самочинное сборище».

Недоброжелателей Церкви, телепузиков и просто любителей сенсаций прошу успокоиться: никакого раскола Церкви из-за PR нет и не будет.

Результат будет ровно противоположный.

Вот есть человек, который не смог понудить себя к согласию с каждой из фраз Заявления Высшего церковного совета. И что — в раскол? Нет, конечно. Скорее в свое собственное неофитское прошлое. Несогласие с тем или иным аспектом текущей церковной политики это всего лишь повод вспомнить, что речь идет не о партии, а о Церкви Христовой. В которую мы пришли не ради получения инструкций по дресс-коду, литературоведческих комментариев или электоральных намеков.

Мы пришли туда в поисках смысла, Христа, спасения.

Вот в этом Церковь – Христова. В этом она единомысленна. В этом она непогрешима.

А в комментариях к газетным новостям разномыслия и ошибки неизбежны хотя бы по той причине, что новостей этих (в отличие от догматов веры) уж больно много. Если некоторые члены Церкви и пастыри не (п)оказались приятны во всех отношениях, это не значит, что они стали тотально не-приятны, то есть не-приемлемы для соучастия в одной молитве с нами, всецело, конечно, хорошими.

Замеченное и даже царапнувшее разногласие в третьестепенных вопросах особенно резко и правильно подчеркивает единомыслие в главном. В Символе веры. А в остальном — «Друг друга бремена носите — и тако исполните закон Христов».


Источник: блог протодиакона Андрея Кураева