РАСКОЛ — ЭТО ПОЛИТИЧЕСКИЙ АВАНТЮРИЗМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О причинах и следствиях раскола, о том, почему неразборчивость в выборе церкви не совместима с внутренним аристократизмом — в интервью с профессором богословия и преподавателем КДА Виктором Михайловичем Чернышевым.  

— Как возникают расколы?

— Раскол всегда имеет политическую составляющую. У людей возникает пристрастие к какой-то политической или иной идее – и этим питается любой раскол. Люди, учиняющие разделение, всегда ищут каких-то преференций, которые ни коим образом не связаны с религией, верой, с Истиной вообще. Какой-то чисто человеческий момент вторгается в сознание людей, объединяет вокруг определенной идеи и двигает людей в сторону раскола.

Это могут быть совершенно разнообразные идеи или пристрастия.

В Бортничах, пользуясь невежеством людей, священник, создал свой малый раскол

Сейчас, например, в Бортничах произошло довольно странное событие: священник объявил свою, полгода назад почившую, матушку — святой и, раскопав могилу, занес ее тело в храм.

Несмотря на то, что это не только не соответствует никаким церковным правилам и канонам, но даже противоречит гражданскому законодательству, эта идея – «святость матушки» – сплотила прихожан вокруг батюшки. Кроме того, священник настроил своих прихожан резко против канонической Православной Церкви и озвучил преференции, которые он видит для своего такого своеобразного раскола. Пользуясь невежеством людей, плохой информированностью, священник, по сути дела, создал такой вот малый раскол.

Есть масса причин и возможностей уйти в раскол – но они не имеют никакого отношения ни к вопросам веры, ни к вопросам спасения и, как правило, носят чисто материалистический характер.

Различные авантюристы от религии пользуются плохой информированностью и доверчивостью людей.

Наше пресловутое «а какая разница, в какую церковь ходить» — по сути, это отсутствие внутреннего аристократизма

С другой стороны, вот это наше пресловутое «а какая разница, в какую церковь ходить» — по сути, это отсутствие внутреннего аристократизма. Вот тут, поближе, служат так же, поют так же, ризы те же, иконы те же, а то вообще «москальська церква» — это отговорки, не имеющие ничего общего с духовностью.

Яркий пример: в Вышгороде храм канонической Православной Церкви расположен на достаточно высокой горке. Туда не так просто подняться, особенно людям пожилым. Тут же раскольники поставили храм в центре города, в очень удобном месте. И тут надо решить для себя: что ты выберешь? И как раз обычная бабушка, по своей ревности, тратит силы и время, но остается верной своему храму. Те же, кто смог договориться со своей совестью, выбирают более удобный, пусть даже и раскольничий, храм.

Опять же, «какая разница, где кулич на Пасху освящать?».

У нас всегда есть свободный выбор. Есть Богом данная свобода. И эта наша свобода всегда сопряжена с возможностью грешить.

— Имея двухтысячелетнее наследие, неоспоримое и невосполнимое преимущество в виде дошедшего до наших дней апостольского преемства и, собственно, Таинств, Православной Церкви не страшны расколы.

— Что касается нашей Церкви, то она непоколебима. Во все самые тяжелые, самые смутные времена – она всегда выстаивала.

Всегда, когда рушатся привычные стереотипы или привычный уклад жизни, находятся авантюристы, которые раскручивают идею автокефалии, идею каких-то расколов, новых церквей, вплоть до катакомбных. Это бывало всегда. Но Истинная Церковь всегда отстраняется от таких движений и идей.

И если верных членов Церкви, не поддающихся сиюминутным веяниям времени, останется немного, не стоит бояться этого. Христос говорил:«Не бойся, малое стадо» (Лука 12:32).

Если мы посмотрим на Самого Христа, то надо сказать, что Господь за три с половиной года своего служения приобрел всего 12 верных учеников. Но от этих 12-ти полуграмотных рыбаков возросла огромная Церковь Христова.

Феноменология нашей религии именно в том, что эти ученики нигде не учились, ничего не оканчивали, не имели ученых степеней, не владели ораторским искусством — но именно они были избраны в основание Церкви, потому что сила – в Духе Святом. Сказано, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12-13).

В свое время один Марк Эфесский не подписал Конкордат с Католической церковью, и когда Папа спросил, подписал ли Марк Эфесский, и ему ответили «нет», с сокрушением сказал: «Все, дело пропало».

Истина не определяется числом ее сторонников. В данном конкретном случае это был один только Марк Ефесский, и этого было достаточно.

Сказано же: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1).

— Объясните, пожалуйста, в чем опасность ухода из Истинной Церкви?

— Прежде всего, следует заметить, что существуют разные степени отдаления от Церкви. Есть Церковь и есть все, что вращается вне Церкви. В орбите, скажем, общин, деноминаций, конфессий, групп, школ, направлений и т.д. Все это имеет подобие Церкви, но Церковью, по сути, не является. Церковь имеет свое онтологическое измерение и все, что находится в границах ее – подлинно, благодатно, спасительно и истинно. Т.е. согласно православному катехизису, Церковь – это есть Богом избранное сообщество людей, которые соединены между собой верой в Иисуса Христа, Законом Божьим, Священноначалием, Таинствами.

В словах Христа «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14:6) заложен глубокий смысл. Путь – это апостольское преемство, которое дошло до наших дней в лице епископата. Оно сохраняется неповрежденно в Православной Церкви как сакральный источник ее силы и благодати. Истина – это само Предание. За Православием стоит огромный слой преданий, это то, что было накоплено Православием на протяжении веков. Сюда входят и монографии, и труды святых отцов и учителей Церкви, Литургика, жития мучеников и святых – широкий спектр того, что выработала Церковь за свою историю.

Это уникальное явление. Если мы говорим, например, о протестантах, то – за ними ничего не стоит. Протестантизм – это сиюминутность, профанация. Православная Церковь старается всячески избегать профанаций.

Существует три формы обращения священства к народу и все три формы не могут существовать за порогом храма

Первое – это проповедь, наиболее простое обращение, которое, тем не менее, предполагает выход священника на амвон, определенную тональность обращения, определенную форму облачения священника. Мы можем пересказать говоренное священником на проповеди за стенами храма, но – это уже не есть проповедь. Мы не сможем все произвести так, как это было в храме.

Вторая форма – это исповедь. И, если мы не можем передать проповедь так, как она звучала в храме, то, тем более, странно было бы предлагать себя в качестве человека, которому можно поисповедоваться.

Ну, и третья форма – это литургисание.

Все три формы совершает священник, и потому все три формы – не передаваемы вне стен храма.

В этом плане, казалось бы, протестантизм нас обходит. Действительно, их акции «двери в двери», «делай как я», вот этот принцип трансмиссии, он у нас в православии не работает.

Главный парадокс состоит как раз в том, говоря о Православии и христианстве вообще, что - пустой гроб стал колыбелью Христианства. И выше парадокса просто не может быть. И именно в этом парадокс и заключается, что наша так называемая консервативность, предопределяет как раз эти три формы обращения, общения, которые и являются спасительными.

И то, что у нас нет такой наполняемости храмов как, скажем, в сектантских каких-то организациях, которые временами собирают целые стадионы, это совершенно не повод для смущения. Христос говорил: «Не бойся, малое стадо» (Лука 12:32). Истина никогда не определяется числом ее сторонников или противников.

Жизнь – это таинства в Церкви, те действия, которые являются благодатными и спасительными

Это первая величина. То, что мы говорили: Путь и Истина. А Жизнь – это Таинства в Церкви, те действия, которые являются благодатными и спасительными, и благодаря которым, собственно, Церковь и осуществляет свою спасительную миссию на земле.

В расколе повреждается важное звено, которое составляет священноначалие, и со временем все сводится к фикции, попытке желаемое выдать за действительное

Если говорить о расколе, то, как правило, любой раскол рано или поздно вырождается в экклезиологическую ересь. Т. е. повреждается это важное звено, которое составляет священноначалие, и когда это звено становится ущербным, когда оно не состоит уже из подлинных преемников благодати – все сводится к фикции, к профанации, к попытке желаемое выдать за действительное. Соответственно, и Таинства в таком случае - не действительны, не спасительны и не благодатны.

Вот в чем основная ущербность раскола.

Кроме того, как мы уже говорили, существуют разные степени удаления от Церкви, и во-первых, это – иноверие. Различные традиции, которые никаким образом не связаны с Христианством и, в общем-то, не претендуют на связь с ним. Это, например, буддизм, ислам, даосизм, и т.д.  Это – иноверческие религии.

Потом идет инославие. Инославие, это, по сути – ересь. Это то, что вращается в орбите Православия, но не является при этом православным. Инославие, равно – ересь.

Третья степень удаления о Церкви это, как раз, предмет нашей беседы: это – раскол.

Далее идет – секта. Сектанты очень любят позиционировать себя протестантами, по сути же, они таковыми не являются.

И наконец – культ. Культовые объединения сейчас приобрели широкую популярность. Это такие новые религиозные движения, которые включают в себя контроль сознания – умышленное, насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором определенных целей.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что существуют разные степени удаленности от Церкви. И раскол – это, несомненно, одна из них.

http://pravlife.org/content/raskol-eto-politicheskiy-avantyurizm-utverzhdaet-bogoslov-viktor-chernyshev